Речь шла о разных кадрах: руководителях, финансистах, менеджерах туроператоров и турагентств, работинках отелей и ресторанов, гидах-экскурсоводах и т.д. Увы, но дельных работников не хватает везде.
Модератором секции стала декан факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, доктор педагогических наук, профессор Ольга Пирогова. Она не витает только в научных эмпиреях. Профессор сама занималась спортивным туризмом и ныне руководит крупной компанией по приему зарубежных гостей. О реалиях турбизнеса знает не понаслышке.
- За последние два года в России доля въездного и внутреннего туризма существенно увеличилась, - напомнила Пирогова. - По итогам 2016 года число внутренних туристов составило 50 миллионов человек, а число въездных туристов – 27 миллионов. Проблема новых технологий в туриндустрии сейчас актуальна, прежде всего, при подготовке кадров. Готовить их по старинке сейчас просто нельзя.
Вице-президент Российской академии образовании Виктор Басюк отметил: опыт Владимирской области, где много внимания уделяют туризму, интересен всей стране.
Турбизнес - это совокупность прежде всего малых и средних компаний, будь-то хоть турагенство или ресторан. Поэтому «киты» крупного бизнеса предлагают свои программы в помощь малым игрокам, в том числе из сферы туризма.
Вице-президент ПАО «Сбербанк» Андрей Шаров презентовал совместный проект «Сбербанка» и «Google» под названием «Бизнес класс». Он подразумевает обучение желающих открыть или развить собственный малый или средний бизнес независимо от уровня образования и отрасли. Одним из регионов, где открыты возможности «Бизнес класса», стала и наша область.
Глава представительства «МЕТРО Групп» в России Алексей Григорьев рассказал о стратегической программе ритейлера «Метро Кэш энд Кэрри» по поддержке малых предприятий в сфере ресторанного бизнеса «HoReCa». По этой программе проводятся мастер-классы для рестораторов с участием лучших шеф-поваров. Есть и юниорская программа во Владимирской области под девизом «Сегодня студенты — завтра известные шеф-повара».
«Метро» проводит Всероссийский открытый чемпионат для шеф-поваров «ChefalaRusse». В апреле этого года чемпионом России стала команда поваров из ресторанов Владимира и Суздаля.
Выступила на секции президент Ассоциации кулинаров Владимирской области Анна Жукова. Она занимается улучшением качества готовки в ресторанах силами бизнеса, в том числе подготовкой к поварским чемпионатам. По словам Анны, лишь 10 ресторанов области из ста вызвались предоставить свои кухни для тренировок молодых мастеров кулинарии.
Во многом факт, что у нас теоретическая подготовка хронически отстает от запросов бизнеса. Что делать? Больше практики для студентов, больше активности самого бизнеса в образовании. Дмитрий Козлов, руководитель ГК «Антарес», сообщил о возможностях практики студентов - будущих работников турбизнеса на Анатолийском побережье Турции и во Владимирском туристическом кластере.
Прозвучали и другие инициативы для бизнесменов.
И тут у ведущей и выступавших возник вопрос: а сколько же в конференц-зале отеля «Вознесенская слобода» реальных бизнесменов, которые могли бы рассказать о своих потребностях в кадрах и услышать о реальных программах по улучшению квалификации своих работников?
Поднялись две руки… На секцию собрались в основном, представители вузов и техникумов, которые готовят специалистов для туристской отрасли. Они и выступали со своей колокольни, рассказывая о своем. Но где же люди из реального бизнеса?
Вот хотя бы практика. Например, Суздальский индустриально-гуманитарный колледж, по словам его руководителя Василия Малашкина, растит выпускников для сферы гостеприимства в партнерстве с гостиничными комплексами города-музея. Однако стандартная преддипломная практика на большинстве курсов составляет максимум 4 недели. А потом мы ищем готовые кадры для туризма, которые сразу готовы качественно принимать многочисленных гостей? А не пробовали вкладываться сами?
Поэтому Ольга Пирогова предложила: на таких обсуждениях надо собирать 90 процентов бизнесменов и 10 процентов участников от учебных заведений, а не наоборот.
Заметив некую разобщенность в туристском сообществе региона, она настоятельно рекомендовала немедленно создать в регионе Ассоциацию туроператоров и отельеров. Эксперт поразилась, что во Владимирской области еще нет такой Ассоциации, которая помогла бы сформулировать пожелания регионального турбизнеса по кадрам и защитить его интересы.
Еще один дельный совет от профессора Пироговой: создать во Владимирском регионе координационный совет по туризму при губернаторе...
...А тем временем жизнь подбрасывает новые задачи. Все мы видим, как растет число китайских туристов на улицах Владимира и Суздаля. Так вот, по сведениям Пироговой, китайские товарищи пока направляют в Россию лишь 2 процента от общего числа своих туристов. Теперь представим, сколько гостей из Поднебесной у нас будет, если КНР осуществит свои планы по отправке в Россию 5 процентов о числа желающих путешествовать.
Мы же хотим их денег? Если да, то тогда уже сейчас надо создавать в регионе центры по подготовке гидов со знанием китайского языка. Иначе отрасль просто не справится с этим китайском турпотоком.
ЦИФРЫ
Вот если про Китай, то смотрите, какая история. Сегодня по разным оценкам из страны в качестве туристов выезжают до 200 миллионов китайцев. Они оставляют за рубежами своей страны свыше 130 миллиардов юаней (это порядка 1,1 триллиона рублей). Рост китайского турпотока всего на 1 процент — это дополнительно 2 миллиона гостей и 1,3 миллиарда юаней (и около 11 миллиардов рублей выручки плюсом).