24 июня, 23:31
31 мая 2017 в 12:50

«Читающему книги человеку труднее задурить голову»

Считает автор популярных детективов Татьяна Устинова

Татьяна Витальевна — она яркая и улыбчивая. Человек-позитив. Такое доброжелательное и терпимое отношение к людям в наше время встретишь не часто. На очередной встрече с читателями в большом зале Владимирской областной библиотеки (собрала аншлаг) Устинова, автор десятков бестселлеров, ответила на все вопросы читателей, подписала все книги и постеры и пообщалась абсолютно со всеми поклонниками ее творчества, которые хотели общаться. Ушло на все это более трех часов. Важно и то, что на такие встречи в региональные библиотеки Устинова едет абсолютно бесплатно.

- Татьяна Витальевна, вы всю встречу с читателями простояли на ногах. Вам так удобнее?

- Стояла ради задних рядов. Стояла и всегда буду стоять на таких мероприятиях из уважения к людям. Я вообще считаю, что любой выступающий должен стоять перед аудиторией, если только у него нет мешающих этому проблем со здоровьем.

- Почему вы поддерживаете библиотеки?

- Потому что я их с детства люблю. И библиотекарей люблю. Это святые, высокообразованные люди. Кроме того, я поклонник чтения. Если у человека сформирована привычка читать, он уже в своей жизни победил. Книги дают опыт, которого всем нам не хватает, потому что жизнь слишком коротка, чтобы набраться его на практике. Читающему человеку труднее задурить голову чем угодно. Поэтому когда люди говорят, что у них нет времени на книги - это ерунда. Для книг нужна лишь привычка. Вы же не выходите на улицу без штанов, мотивируя это тем, что у вас нет времени их надеть?

Я счастлива, что являюсь частью литературного мира. Хотя писательство — это, конечно, сумасшедшая профессия: придумывать несуществующих людей в несуществующих историях и заставлять их делать то, что тебе надо.

- Во время нашего первого с вами интервью около 10 лет назад вы сказали, что являетесь графоманкой... В том смысле, что ни дня не можете прожить без строчки... С тех пор самоощущение не изменилось?

- Абсолютно нет. Я все так же, уже 17 лет, ни дня не могу прожить без писательства. Это не обязательно работа над конкретным романом. Я могу писать статьи, заметки, какие-то мысленные всплески фиксировать на бумаге... Они потом могут когда-нибудь пригодиться при написании очередного романа или сценария. А могут и не пригодиться. Но они должны быть. Если я не буду писать - меня как хомяка разорвет на сотни лохматых кусков. Так что пишу я все время. Причем часто от руки. У меня весь кабинет завален кипами этих рукотворных набросков.

- Начинающие писатели к вам за советами приходят?

- Приходят. Труды свои приносят. Спрашивают, стоит ли им этим заниматься. Я всегда говорю: стоит. Помните легендарную историю про Шостаковича, которому молодой композитор сыграл свою музыку и потом спросил: «Мне продолжать писать музыку?» Шостакович ответил: «Конечно, продолжать! Все лучше, чем водку пить!» Вот правильно.

К тому же пробовать надо все интересное. А литература — это интересно, это магия. Я и девушкам молодым, у кого личная жизнь не ладится, всегда говорю: сядьте и опишите на бумаге, какую жизнь вы себе хотите. Чем подробнее, чем с большим энтузиазмом напишете, тем скорее все сбудется. Я уверена, что выражение «рукописи не горят» означает именно это — написанное на бумаге рукой имеет свойство сбываться.

- Какой момент в вашей карьере был самым сложным? Начало?

- Как ни странно, нет. Кризис у меня был в 2004-2006 годах. Пребывала в какой-то яме - эмоциональной и умственной, несмотря на то, что тиражи росли и все вроде бы было благополучно. Но я совершенно не понимала, что должна делать дальше.

Так со всеми бывает, причем неважно, чем человек занимается: на сцене поет, самолеты конструирует, дома строит или романы пишет. Кризис личности может застать любого, кто годами тратил все силы на достижение важной для себя цели. И вот когда чего-то достигаешь, неизбежно приходит вопрос: а что дальше? А дальше, как я теперь знаю по своему опыту, надо делать личностную перезагрузку. Люба Казарновская (известная российская оперная дива, подруга Устиновой.- Прим. ред.) называет это: «включать профессионализм».

То есть сначала на автомате делать то, что должен. Постепенно все снова начнет получаться. Но только при условии, что это и правда дело, которому вы искренне, с любовью служите.

- Вы счастливый писатель — вас часто экранизируют...

- Да, но я к большинству сценариев по моим романам не имею никакого отношения. Вообще автор на площадке в нашем кино — это кошмар для режиссера. Автор всегда готов поправлять актеров, если они переиначили его текст. А актеры всегда так делают, они же не автоматы, они играют. Но я не могу не сказать, например, Дане Страхову (Даниил Страхов - исполнитель одной из главных ролей в сериале «Всегда говори «всегда». - Прим. ред.), что в его реплике должно быть совсем другое слово. И снова. И еще. В итоге раздается гневное Данино: «Уберите автора с площадки!»

Поэтому режиссеры обычно очень стараются, чтобы нас на съемках не было.

- Но вы и сами снимались у Говорухина в фильме «В стиле Jazz». Как рискнули?

- Станислав Сергеевич пригласил. В своей обычной суровой манере. Я сначала: «Что вы! Где кино, а где я? Вы ж меня убьете на площадке!» А он: «Ну убью, и что? Одной дурой будет меньше».

Сестра об этом узнала, говорит мне: «Ты что, Говорухину откажешь?» Я подумала: и то верно. С ним даже Жириновский в Госдуме не спорит, а я зачем буду?

Это было в 2010 году. С тех пор мы дружим и сотрудничаем. Хотя он, как все по-настоящему талантливые люди, чрезвычайно сложен в употреблении.

- Что бы вы сказали людям жанра «я Пастернака не читал, но глубоко возмущен»? То есть тем, кто, например, в театры не ходит, но уверен, что там все бездарно. Или тем, кто ваших книг не читал, но уверен, что это фуфло, потому что написала женщина?

- 10 лет назад я бы попыталась убедить такого человека, что-то объяснить, попытаться доказать... Сейчас я бы уже ничего не стала говорить. Вольному воля. Один мой хороший друг, замечательный врач-онколог говорит пациентам, которые не хотят лечиться: «Здесь не тюрьма. Насильно никого лечить не буду».

То же самое можно отнести к любому произведению искусства. Не хотите смотреть, слушать или читать? Хорошо, не смотрите, не слушайте, не читайте. Этим вы вредите только себе, лишая свою жизнь самых ярких красок.

- Пиратство сильно бьет по писателям?

- Очень. Я человек, который читает русские книги тоже. В том числе романы современных писателей: Рубиной, Быкова, Веллера, Прилепина... Захар, конечно, сумасшедший, но когда он пишет новое, я с радостью это читаю.

Как утверждает наш издатель, чтение именно национальной литературы — это особенность всего двух стран в мире: России и США. Так вот, я могу рассуждать и как читатель тоже. Если авторы не будут зарабатывать на хлеб, они не станут писать. Точка. Для меня как для читателя наступит полный швах. Уже сейчас нам, чтобы жить, надо работать на пяти работах. Писать статьи, сценарии, вести программы на радио и ТВ. Соглашаться на экранизации, даже если условия не по душе. Без подработок — никак.

- А не сами ли издательства довели дело до шваха, задрав цены?

- Авторы у нас не могут влиять на политику издательств и на ценообразование. Если в Штатах, в Европе писатели свои гонорары получают от объемов продаж, то мы в России — от оптового тиража. Фактически — от килограммов бумаги. Это странно и невероятно. Но так есть.

С другой стороны, издатели тоже в очень тяжелом положении. Вы работаете в газете и наверняка знаете, как растут цены на бумагу, на полиграфию. Налоговых льгот у издательств нет. За аренду площадей под книжными магазинами они платят точно так же, как если бы торговали водкой. Так что издательства тоже пытаются выживать.

Ну а с пиратством у нас активно Никита Михалков борется. Будем надеяться, скоро победит.

СПРАВКА

Татьяна Витальевна Устинова родилась 21 апреля 1968 года в Подмосковье. В 1991 году окончила Московский физико-технический институт. После вуза работала на ТВ и радио. Автор нескольких десятков романов, половина из которых экранизирована, сценарист, переводчик. Свой первый роман - «Гроза над морем» - она написала в 1999 году.

Фото с сайта http://www.kinodir.ru/.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
«Между нами горы» Чарльза Мартина 13 июня в 15:33
Круг чтения
Марк Фурман щедро поделился своим «Очарованием футбола» 5 июня в 17:55
Известный владимирский врач-судмедэксперт, писатель и журналист Марк Фурман представил читателям на презентации в областной научной библиотеке новую книгу «Очарование футбола». Она выпущена при поддержке администрац…
История владимирской веры в СССР в одной книге 31 мая в 16:30
Вышла в свет вторая часть монографии «История религий во Владимирском крае», на сей раз посвященная советскому периоду. Презентация издания прошла в областной научной библиотеке.

Орфографическая ошибка в тексте