…Мастер тончайшей кистью аккуратно, неспешно и вдумчиво наносит штрихи, работая над очередной иконой. На будущий шедевр через окно падает луч солнца - и происходит чудо. Лик святого оживает и светится.
Но это для постороннего чудо. Художникам Мстеры это привычно. Каждая их работа - будь икона, шкатулка или брошь, это вдохновение, данное свыше — пусть тем же лучом светит...
Центр традиционной Мстерской лаковой миниатюры, гордость Владимирского края, в будущем году отметит 95-летие. Его художники всегда свято хранили традиции качества и мастерства лаковой миниатюры. Однако сегодня глобализация вал массового ширпотреба наступают повсеместно. И сохранение этого традиционного художественного промысла находится под серьезной угрозой.
Уникальный очаг национальной культуры
Первое упоминание о поселке относится к 1609 году. Мстера славилась искусными вышивальщицами белой гладью, чеканщиками по меди и серебру, реставраторами икон и фресок. К концу XIX века поселок стал самым крупным иконописным центром России. Мастеров приглашали для росписи церквей, на реставрации в Москву, Санкт-Петербург, Новгород.
Артель древнерусской живописи, куда вошли мастера Николай Клыков, Александр Бодягин, Иван Серебряков, Василий Овчинников, Иван Морозов, Иван Фомичев, Евгений Юрин, организовалась во Мстере в 1923 году, когда стало понятно, что икон, пусть даже самых мастерских, новой власти не нужно.
Но тогда что делать? Какой продукт? И вот к 1930 году мстерцы освоили производство шкатулок и в технике папье-маше. А свое творчество художников воплощали в миниатюрной живописи. Произведениями искусства эти шкатулки делало выдающееся мастерство художников и древний способ использования яично-желтковой эмульсии.
На Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке мстерские художники получили золотые и серебряные медали и стали широко известны.
В 1932 году артель преобразовали в фабрику "Пролетарское искусство". В годы Великой Отечественной 37 артельщиков ушли на фронт, и мужчин заменили женщины, старики и дети. Стало формироваться новое поколение мастеров мстерской росписи. К примеру, Льва Фомичева, у которого отец погиб, защищая Ленинград, мальчишкой посадили в мастерские к художнику Федору Шилову. В 1947 году вышла его первая серьезная работа - «Дорога жизни». Сегодня Фомичев - народный художник России, лауреат Государственной премии имени Репина... О мировой известности мастеров лаковой миниатюры свидетельствуют коллекции Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, многих других государственных и частных собраний…
Лаковая миниатюра Мстеры - это превращение обыденной галантереи в произведение искусства: шкатулки, ларцы, футляры для очков, пудреницы, визитницы и т.д. В последнее время, когда мстерцы ради сбыта увлеклись росписью, например, компьютерных мышек, это ремесло, оставаясь высоким искусством, парадоксально выглядит китчем.
Объект народного восхищения
В роду директора производственного кооператива «Центр традиционной Мстерской миниатюры» Ирины Борисовны Брюхановой много художников, а мама была вышивальщицей. Сама Ирина окончила Мстерское художественное училище и более 30 лет отработала художником. Искусство лаковой миниатюры в прошлом году исполнилось 85 лет, и Ирина, можно сказать, в него «вросла корнями».
Несмотря ни на смену поколений мастеров, ни на трудности и обстоятельства времени, традиции и тайны этой росписи еще живы. И сегодня в центре мстерской миниатюры художники создают вещи, которые восхищают весь мир. Ежегодно они со своими работами участвуют в выставках, получают медали, занимают призовые места.
Но осталось художников всего 33 человека.
На последней юбилейной выставке в Московском музее декоративно-прикладного искусства летом 2016 года впервые были представлены работы заслуженных мастеров с 30-х годов XX века до наших дней: картины, шкатулки, ларцы, панно. Художники привезли работы из своих личных коллекций: Демидова, Молодкин, Некосов, Фомичев… Тонкость письма, филигранность исполнения, русский колорит. В сюжетах - славная история и добрая сказка, мощная былина и веселая песня.
- Я с художником Владиславом Федоровичем Некосовым и директором музея Валентиной Владимировной Поздняковой ездила в Москву на открытие этой выставки, - рассказывает Брюханова. - Лев Александрович Фомичев, почетный член художественного совета, оказал большую помощь своими новыми идеями, работами. У него новаторский подход. Равных ему в этом плане нет. Нас встречали очень тепло. Мы думали, что летом будет мало народу, но столько людей собралось! После таких выставок, когда слышишь народное восхищение, хочется работать.
Интерес к выставке мстерских мастеров был таким, что пришлось продлить ее еще на один месяц.
В борьбе за сохранение искусства
Но мастерство мстерских художников и всеобщее восхищение им, увы, пока не очень успешно монетизируются.
В Центре мстерской миниатюры сегодня трудятся 50 человек, из них 33 художника. Это в основном пенсионеры и «предпенсионеры». А в былые времена здесь работали 32 иконописные мастерские, до 800 человек! Раньше все они размещались в мастерских, занимавших два здания. Сейчас многие трудятся дома - творить в холодном, неотремонтированном помещении с картонными перегородками вместо стен удовольствия мало.
Новое поколение не идет в профессию. Мстерцы разбегаются из поселка в поисках лучшей и более хлебной доли.
- И мы везде говорим: нужны молодые кадры! - говорит Брюханова. - Два года назад заключили договор о подготовке кадров с филиалом Санкт-Петербургского института культуры и искусств. Это же важно - чтобы дело мастеров продолжалось!
Последние годы работы Брюхановой — это борьба, борьба за сохранение промысла. Удалось сохранить музей с редкими фотографиями и работами.
- Всю жизнь гордилась, что мы - собственники предприятия, - говорит она. - Форма производственного кооператива защитила в трудное время от нападения московских «варягов». Я как председатель профкома консультировалась, чтобы нас не банкротили. Было время, когда руководство отказалось от выпуска лаковой миниатюры — и все работники тогда, вплоть до бухгалтеров, в знак протеста пригрозили увольнением.
Местные жители рассказали: когда было время рейдерских захватов, отстоять завод или фабрику было почти невозможно. В той же Мстере работали семь крупных предприятий: ювелирный завод, фабрики швейная, обувная, мягкой игрушки, клееночная. Сегодня большинства их нет. Или же собственниками являются неместные, пришлые люди, разрушившие все традиции ради золотого тельца.
Мстерский центр удалось отстоять!
Путин помог
Два года назад Брюханова с директором музея Палеха написали письмо Путину. Просили помощи в сохранении промысла. Налогового послабления. И ведь помогло! Например, в прошлом году изменили министерский приказ, и предприятиям за 2016 год почти полностью вернули сумму всех отчислений в ПФР и ФСС. Так у Мстерского центра появилась возможность оплачивать хотя бы счета за электроэнергию.
Минпромторг предоставил субсидию на печатную продукцию, и предприятие смогло выпустить глянцевые юбилейные альбомы.
Чуть позже мастера узнали, что Путин подарил Папе Римскому сделанную во Мстере икону Казанской Божией Матери в драгоценном окладе.
О стыде и контрафакте
- В этом году наметилась положительная тенденция, - рассказывает Брюханова. - Подходят ранее уволившиеся художники, хотят вернуться. Возможно, потому, что началась борьба с контрафактом.
Контрафакт, кстати, в любом брендовом ремесле — большая проблема. Важнейший вопрос. Но как отличить мстерские изделия от подделок?
- Я была на приеме у министра промышленности и торговли Мантурова, - делится Ирина Борисовна. - И мы говорили о контрафактной продукции. Министр сказал: создана специальная государственная комиссия. К нам уже обращались, чтобы мы представили данные, как отличать нашу продукцию от контрафакта, для сотрудников МВД.
И подделок много - большинство из всего, что продается в торговых точках! – считает Брюханова:
- А ведь везде пишут: «Мстера». Нам-то легко отличить нашу продукцию по рисунку и материалу, у нас есть свой товарный знак, мы сохранили технологии изготовления изделий. А покупателю-то как разобраться?
Настоящая мстерская миниатюра — штука дорогая. И процесс длительный, и труд штучный. В производстве используется льняное масло, изделие покрывается лаком и сушится семь раз.
- Какая же тут рентабельность... – вздыхает Брюханова. - И прибыли, конечно, нет. Такой промысел, как лаковая миниатюра, без государственной помощи не выживет. Был у нас в гостях сенатор Рыбаков. Он болеет душой за наше искусство. Но он сказал, что в Госдуме никак не решат, кого нужно поддерживать... Да, есть ремесленники: плетут корзины, делают горшки. Надо поддерживать? Может быть. Но у нас во Мстере - высокое искусство. В государственной программе надо четко определить: кому, как и сколько оказывать помощь и почему.
В этом году губернатор Светлана Орлова помогла мстерским работам попасть на выставку в Париж. Она же поддерживает центр крупными заказами - в том числе и на иконы. По словам Брюхановой, художники в иконописи приближаются к качеству дореволюционных мастеров...
Другая Мстера
В давние времена Мстера была чистеньким поселком, где даже проезд транспорта был запрещен. Намоленные места и красота природы — все это рождало особое настроение, выливавшееся в высокое искусство. Но времена красоты и ухоженности поселка ушли в прошлое.
«Вынырнув» из ауры мастерской, мы увидели другой облик Мстеры — облик полуразрушенного поселка. На него не падает солнечный луч, несущий красоту и радость. Чернотой зияют брошеные дома. Везде неубранные кучи мусора, даже в самом центре. Да и здание, куда ради экономии переселился Центр лаковой миниатюры, иначе как убогим не назовешь.
Мы много говорим о развитии туризма, о брендах и трендах, об истории и традициях области. Но вне красивых слов зарастают тиной речка Мстерка и ближние озерца. Исторический поселок выглядит так неухоженно, что туристов везти сюда просто стыдно. Стыдно и то, что вместо дороги к дому 90-летней знаменитой художницы Лидии Демидовой - непролазная грязь с колдобинами. А к дому народного художника Льва Фомичева народная тропа ведет через свалку мусора.
Может, еще и от такого отношения людей почти что вымирает наша гордость, мстерский промысел?