Развитие села владимирский губернатор Светлана Орлова не раз называла одним из главных приоритетов региональной экономики. Собственно, выдвинутый ею несколько лет назад слоган «Покупай владимирское! Покупай российское!» изначально был направлен на продвижение нашей сельхозпродукции на рынках. Однако о грамотном продвижении товара может идти речь только когда товар этот имеется в достаточном количестве. А нынешние погодные условия не способствуют радужным прогнозам. Каковы виды владимирских селян на урожай в 2017 году?
Планы пока не пересматриваем
Весна было холодной и сырой не только в ЦФО, но и на Ставрополье, и в Адыгее. Июнь пока тоже далек от идеала. В этой связи Минсельхоз уже понизил прогнозы по урожаю зерна, но дал понять, что катастрофы в любом случае не случится - переходящих запасов в стране достаточно.
На региональном уровне о запасах прочности рассказал в интервью «ВВ» вице-губернатор, отвечающий в АВО за аграрный сектор, Роман Русанов.
Сейчас селяне уповают на то, что установится теплая и не особенно мокрая погода и простоит хотя бы пару недель. Тогда почва просохнет и посевы пойдут в рост. Поэтому Роман Русанов говорит, что планы по видам на урожай пока рано пересматривать: «Погода устаканится, оставшееся досеем. Но какой будет урожайность, пока судить трудно, потому что мы не знаем, какими будут лето и осень». Вице-губернатор подчеркнул, что по каждому району ведется постоянный мониторинг хода сельхозработ. Руководитель региона ситуацию на селе также держит на контроле.
На вопрос, какие культуры могут особенно пострадать из-за аномальной погоды, Русанов ответил так:
- Все, но особенно мы переживаем за кукурузу и за яровые. Кукуруза вся желтая стоит. Увлажненность почвы слишком велика. Уровень осадков в мае и в начале июня был абсолютно аномальным для нашей местности.
Задержка с посевными на момент нашего разговора с вице-губернатором составляла около трех недель. Хотя в сравнении с другими регионами ЦФО Владимирская область с погодными трудностями справляется неплохо: яровых успели засеять около 92% (общий план - посеять яровые на 57 тыс. га). А, например, в Меленковском районе план по посевам выполнен вообще целиком. Тогда как в Московской области этот показатель 67%, в Ярославской — 81%, в Тверской - 79%. Русанов говорит, что оставшиеся 8% - это поля, в которые просто заехать невозможно, потому что «там воды по колено».
Что ни сезон, то аномалии
А что думают сами селяне? По словам руководителя СПК ПЗ «Дмитриевы горы» (Меленковский район) Валентины Сухаревой, селяне каждый год «готовятся к аномалиям».
- На самом деле мы каждый год живем в напряжении. У нас то ливни с холодами, то жара с засухой, - говорит Валентина Ивановна.
В этом году из-за погоды растения отстают в развитии дней на десять. Корма вроде бы пора косить — они уже и «метелки выкинули, а роста никакого». В итоге затраты на выращивание сделаны на 100%, а результат - половинный. Если так пойдет и дальше, то без поддержки хозяйству (отметим, одному из лучших в регионе-33) будет не обойтись.
Сухарева говорит, что ее племзаводу в сутки требуется около 100 тонн силоса. Если своих кормов будет недостаточно, придется возить, а иначе пойдет снижение продуктивности. Завозные корма - это не только и не столько затратно, сколько стрессово: «Представляете, каково нам будет каждый день ждать: придут машины с кормами или не придут?»
Порядка четверти сельхозобъемов во Владимирской области создают фермерские хозяйства. В рост у фермеров в этом году активно идет поголовье коров, свиней и коз, в крупных хозяйствах - только овцы и козы, а по крупному рогатому скоту фиксируется пусть не критичное, но падение - в 2,6%. Впрочем, Роман Русанов называет главным показателем в животноводстве не поголовье, а надои. В этом смысле Владимирская область плюсует уже третий год подряд. Чтобы так все продолжалось, нужны хорошие корма в достаточных объемах. Вопреки обывательскому мнению, затяжные проливные дожди росту кормовых культур и даже простой травы не способствуют. Но вице-губернатор нас успокоил: переходящих запасов кормов хозяйствам Владимирской области даже при самом плохом развитии событий хватит еще примерно на год. Так что стадо резать никому не придется.
Погода — ладно, кредитов не хватает!
Можно ли нивелировать эффект сырой холодной погоды? Русанов отвечает однозначно: «Нет!» Дескать, если общая площадь посевных составляет 350 тыс. га, то отвести с них воду нереально. Как нереально все прикрыть пленкой от холода — это же не три грядки клубники и не шесть соток картофеля, как у частников.
А вот генеральный директор ООО «Ручейки» из Юрьев-Польского района Игорь Кузьма говорит, что его масличным — льну и рапсу — такая погода не вредит: «Мы успели до холодов все засеять. Нам хуже, если бы была жара и засуха». У хозяйства, славящегося своим льняным и рапсовым маслом, другая проблема: нехватка доступных кредитных ресурсов. Поддержка от региона в части получения кредитов (будь то субсидирование процентных ставок или поручительство) нужна в любую погоду. Накопить достаточную оборотно-инвестиционную составляющую сами хозяйства не могут: слишком большие производственные расходы, прибыльность сезонная, а маржа скромная - цены-то на продукты задирать никто не позволит.
По словам Игоря Кузьмы, на сезонные работы хозяйству с объемами реализации в 150-180 млн рублей в год необходимо 20-30 млн кредитных рублей. Если таких денег нет или их недостаточно - приходится изворачиваться, экономить. Например, сеять без удобрений, а это обязательно скажется на урожайности и соответственно на выручке.
Деньги есть, но вы держитесь
Доступные кредиты, конечно, хорошо, но отдавать чем, если грядут неурожаи? Русанов говорит, что это задача администрации области помочь хозяйствам финансово, чтобы они при любых раскладах могли обеспечить выплату кредитов.
Отметим, кстати, что общая закредитованность хозяйств в последний год упала на 18%. Правда, некоторые селяне говорят, что это лишь потому, что у них уже все заложено-перезаложено и занимать больше они не могут, да и банки уже не дадут.
«ВВ» спросили вице-губернатора, как администрация собирается поддерживать хозяйства, которые могут лишиться нормального урожая из-за аномальной погоды.
- Пока рано об этом говорить. Но селян мы не бросим! Если по итогам сезона будут проблемы с урожайностью, губернатор примет решение о дополнительной поддержке села, - пообещал Роман Русанов. - Ресурсы у региона для этого есть, у нас очень сбалансированный бюджет и деньги на сельское хозяйство предусмотрены серьезные. Кроме того, если погодные условия лучше не станут и пострадают несколько регионов, Минсельхоз также не останется в стороне. У министра уже обсуждался этот вопрос. Но пока, повторяю, об этом говорить рано.
Кроме поддержки есть еще один вопрос: если урожай не задастся — у нас или в соседних областях, не предпочтут ли владимирские хозяйства возить свою продукцию в Москву и прочие города-миллионники, где закупочные цены априори выше? Роман Русанов говорит, что серьезного изменения на рынке не произойдет: селяне деньги считать умеют и массово не повезут сдавать продукцию в столицу, в том числе и потому, что дорога тоже денег стоит.
Кроме того, у многих крупных хозяйств региона-33 налажена своя переработка.
КСТАТИ
С 2013 года во Владимирской области работает Госпрограмма развития АПК, рассчитанная до 2020 года. В прошлом году только по одной из ее подпрограмм через «Владагролизинг» для хозяйств было куплено 110 единиц техники на 358 млн рублей.
В 2016 году во Владимирской области было произведено сельхозпродукции на 37,3 млрд рублей (для сравнения: в 2012 году - 26,7 млрд рублей). Причем это цифры без перерабатывающих производств.
По объемам сельское хозяйство региона-33 росло и в 2014, и в 2015 годах. В прошлый сезон показатели остались практически на том же уровне, согласно данным Владимирстата. Но назвать это неуспехом тоже язык не поворачивается, учитывая вспышки болезней животных - ящура и африканской чумы.
Фото из архива редакции.