14 июня 2017 в 14:41

Вязниковские раскольники и их потомки

Фото: Евгения Арефьева
Это история вроде бы о торжестве демократии, о верховенстве воли народа, без которой не то что объекты новые какие-то не появятся, но даже муха не пролетит над «вверенной территорией». Но на самом деле — это история о том, как в чистое и благородное дело влезают разные "жучки" и начинают, прикрываясь «белыми одеждами», пытаться шантажировать власть и «раскачивать лодку» общественного согласия.

В чем суть истории? Вязниковская старообрядческая община судится с местной властью. Администрация района отказала старообрядцам в выделении участка под строительство храма с подворьем. На том основании, что большинство жителей на публичных слушаниях высказались против этого строительства. Корреспонденты «ВВ» отправились на место, чтобы разъяснить ситуацию.

От протопопа Аввакума

Сегодня вязниковская старообрядческая община немногочисленна. По официальным данным - полтора десятка человек, по сведениям самих старообрядцев - в несколько раз больше. Но, мол, в силу стесненных обстоятельств для оправления религиозных нужд они в городе незаметны.

Но были и иные времена... Вязники исторически — центр старообрядчества. В середине XVII века здесь жило до 400 купцов, которые вначале категорически не приняли никоновской реформы. Простые люди тоже сопротивлялись церковной реформе и бежали в леса. Адептов старой веры ловили, отправляли в ссылку и даже сжигали на главной площади Вязников. Среди страдальцев: старцы Капитон, Прохор, Иаков, Леонид и Вавила. Этот Вавила был французом, окончил Сорбонну, но судьба забросила его в Россию, где он сознательно принял православие - но не реформы Никона.

Сегодня вязниковских старообрядцев, к счастью, так, как в XVII веке, не гнобят. Но они чувствуют себя обиженными: храма-то у них своего в Вязниках нет.

Нет и не будет?

Проблема родилась не вчера. Вопрос о своей церкви в Вязниках старообрядцы поднимают много лет. Сначала они просили передать им бывший храм на улице Пролетарской. Он в конце XIX века был построен при тюрьме и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. При Советах колокольню сломали, завершение разобрали, а в трехгранном алтаре устроили вход, который используется и сегодня. Правда, сейчас он заколочен. Здание пустует. Но еще совсем недавно тут располагались то отдел ГАИ, то паспортный стол...

В 2015 году на встрече с губернатором Орловой глава РПСЦ владыка Корнилий просил Светлану Юрьевну помочь с передачей старообрядцам этого разрушающегося строения, имеющего, кстати, статус памятника регионального значения. Но объект - в федеральной собственности, и решение по нему принимают «федералы». Они и приняли: отказали. Не сразу, конечно, а через несколько лет после первого обращения вязниковцев (любая бумага должна вылежаться...).

Но старообрядцы не оставили мечту о храме в райцентре. Тем более что во время прошлогоднего визита владыки Корнилия в нашу область они вновь почувствовали поддержку предстоятеля РПСЦ. Владыка же человек уважаемый... Орденоносец. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Недавно с Путиным в Кремле встречался...

Заявители на общих основаниях

Но государство у нас светское. Благословение владыки - это не президентский указ. И не закон. И даже не постановление главы местной администрации.

По закону, чтобы построить культовый объект, нужно пройти все гражданские процедуры. Такие же, если бы, допустим, строили фабрику или дорогу.

Начинается все с подачи заявки в ОМСУ.

30 ноября прошлого года председатель старообрядческой общины Вязников Галина Подерягина обратилась в администрацию района о внесении изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 33:21:010101:382, расположенногона улице Металлистов в микрорайоне Текмаш, на условно разрешенный вид использования «3.7. Религиозное использование».

Проще говоря, этот участок значился по документам как зона жилой застройки. Но и культовые сооружения там - в принципе - можно было строить. Отсюда и формулировка «условно разрешенный».

Без публичных слушаний, согласно Градостроительному кодексу РФ, требуемые заявителем изменения провести невозможно. Поэтому спустя месяц глава Вязников Галина Стародубова издала постановление об их проведении.

Народное вече

Слушания назначили на 27 января 2017 года. Место встречи - у дома № 16 наулице Металлистов. Дом имеет общую границу с запрашиваемым земельным участком.

Сначала начальник районного управления строительства и архитектуры Елена Цыранова доложила людям о порядке выделения земли. Потом председатель общины Галина Подерягина рассказала о вкладе старообрядцев в историю Вязников. Но историко-краеведческий экскурс не произвел особого впечатления. От участинков слушаний последовал вполне земной вопрос: «На что строить собираетесь?»

Подерягина ответила: мол, у города община просить денег не будет. Построят на свои. Участница слушаний Большова высказалась против стройки, добавив: «большинство жителей города православной веры, а уничтоженный Казанский собор в центре до сих пор не могут восстановить».

На это священник РПСЦ отец Владимир возразил, что старообрядцы — это неотъемлемая часть нашего общества и они имеют право удовлетворять свои религиозные потребности по закону РФ. В том числе и через строительство подворья. У РПЦ, кстати, в городе пять храмов.

А у РПСЦ - ни одного...

На участке в 1 гектар старообрядцы хотели построить храм, часовню, крестильню, дом притча, церковную лавку, дом священника, помещение для охраны, воскресную школу, духовный центр, смотровую площадку и хозслужбы (мастерскую, склад, гараж, автостоянку).

Но жители микрорайона ничего такого рядом со своими домами видеть не хотят. По крайней мере, если судить по протоколу публичных слушаний. Домком Сметанникова выразила протест от имени жителей домов № 22 и № 24. В микрорайоне Текмаш, говорила она, закрыли поликлинику, сберкассу. Нет бани. А строительство старообрядческой церкви на фоне этих проблем жители считают лишним. Участница слушаний Арсентьева и вовсе предложила старообрядцам посещать храмы РПЦ, раз уж они утверждают, что вера едина: «А здесь нам ваш храм не нужен!»

Всего в публичных слушаниях участвовали 42 человека. Против стройки проголосовали 17, за - 13, воздержались - 11. Не помогли старообрядцам и подписные листы с полусотней автографов жителей улицы Металлистов, которые поддержали строительство церкви РПСЦ. Правда, сейчас появилась информация, что госпожа Подерягина якобы вводила подписантов в заблуждение: то ли чистые листы подсовывала, то ли умалчивала о деталях проекта и принадлежности к конфессии...

После голосования комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний выработала рекомендации для ОМСУ: «Главе местной администрации Вязниковского района в целях недопущения вражды между гражданами на стыке религиозных направлений, сохранения мирной обстановки в мкр Текмаш отказать в предоставлении разрешения в связи с возражением большинства граждан, проживающих в пределах данной территории».

Глава местной администрации Игорь Зинин прислушался к этим рекомендациям и старообрядцам отказал (постановление № 101 от 06.02.2017 г.). А общине было предложено поискать в черте города другой участок - и инициировать слушания по нему.

По словам очевидцев происходившего, госпожа Подерягина никаких аргументов слышать не хотела и во время работы комиссии, вызванной из областного центра, вела себя агрессивно и неадекватно.

Но старообрядцы действительно оскорбились. Особенно их задели формулировки «про мирную обстановку» и «вражду»: «Можно подумать, что мы террористы какие...» Припомнили и «невежество» адептов РПЦ, обвиняющих старообрядцев в сектантстве, и бесконечные (второй десяток лет пошел!) мытарства с передачей храма на Пролетарской или строительством новой старообрядческой церкви в Вязниках.

Итогом всех этих терзаний стало заявление в городской суд. Истец - старообрядческая община Вязников - указал, что постановление главы администрации района якобы нарушает федеральный закон о свободе совести и религиозных объединений, а также закрепленное в Конституции РФ право граждан на свободное вероисповедание и совершение богослужений.

«Ничего строить нельзя»

Но стоило ли копья ломать? Что за участок такой, за который все так бьются? Мы отправились в Текмаш, рабочую окраину Вязников.

Первое, что бросается в глаза - старые дома и плохие дороги. Типичное захолустье. Бедненько и не везде чистенько.

Но вот если свернуть с ухабистого асфальта, припарковаться на заросшем пустыре да пройти метров двести мимо заброшенных зданий, облезлых заборов из рабицы и советских многоэтажек, вас обдаст роскошью... Вид-то какой с обрыва! Водные изгибы, зелень лесов и полей на противоположном берегу... Восторг! Да, тут бы церковь и построить. Места хватит и еще останется.

А что? Может, прихожане и дорогу к храму со временем сделали бы... Все польза для муниципалитета и для жителей. А город бы приобрел новый объект показа для туристам.

Почему же граждане против? У одной из пятиэтажек с цветущими клумбами и в целом чистым и ухоженным двором встречаю местных жительниц. Интересуюсь их мнением о строительстве старообрядческой церкви.

На слушаниях они лично не были, но мнение имеют. Галина Александровна Степанова категорически против:

- Не надо нам. Еще будут тут ходить - нам все ломать...

Ее знакомая Анна говорит:

- А что плохого-то, если церковь построят?

- Так ты знаешь, какую церковь? Старообрядческую!

- А-а... Ну тогда не надо, конечно...

Женщины признаются - особой религиозностью они не отличаются. Ходят в храм «как все», по праздникам и если свечку надо поставить. Церквей в Вязниках, мол, достаточно. Зато вот их микрорайон захирел без соцкультбыта. Раньше и почта была, и ателье...

- Да и вообще у нас здесь на горке ничего строить нельзя. Начнешь копать - земля-то и осыпется, - приводит еще аргумент Галина Александровна. Само собой, никаких документов, подтверждающих это, у нее нет. Но «люди знают».

Планы светские

Мы обратились в администрацию района. Начальник районного управления строительства и архитектуры Елена Цыранова рассказала - согласно градостроительным планам, участок с кадастровым номером 33:21:010101:382 относится к зоне застройки жилыми домами средней этажности. Помуниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Вязниковского района» предусмотрена корректировка планировки квартала застройки наулице Металлистовв целях проектирования первоочередного жилищного строительства.

- А очередь на жилье, - говорит Елена Владимировна, - в Вязниках существенная. И вопрос этот надо решать. Кроме того, как справедливо отмечали жители на публичных слушаниях, Текмашу нужны социальные объекты.

- В постсоветскую историю микрорайон долго не развивался, был депрессивным, - объясняет глава администрации района Игорь Зинин. - Сейчас мы делаем все, чтобы изменить ситуацию. Никто не против старообрядцев. Но разве плохо, если на выбранном ими участке появится социальный объект? Например, частный медицинский центр с возможностью лечения по полису ОМС. Думаю, жители такую инициативу поддержали бы с энтузиазмом. Если мы говорим о наполнении смыслом системы местного самоуправления, то должны публично обсуждать общественно значимые проблемы, планы, перспективы. Соотносить запросы жителей с решениями муниципалитета. Не стоит считать, что случай с выделением участка старообрядческой общине какой-то особенный. Проведение публичных слушаний - обычная практика. Решения людей могут быть разными. Могу привести пример: в центре города на месте бывшего детсада хотели построить жилой дом. Но на публичных слушаниях жители высказались против, и проект не состоялся.

В том же духе высказался и глава района Владимир Лопухов:

- Я глубоко уважаю все конфессии, в том числе и старообрядческую церковь. Но мы должны уважать и мнение людей, мнение большинства. И, безусловно, действовать в рамках российского законодательства. На мой взгляд, при вынесении решения были соблюдены оба этих условия: закон и уважение.

Руководители говорят правильные слова. С ними трудно спорить. Но есть, правда, в их рассуждениях несколько узких мест. Например, отсутствие конкретного инвестора и соответственно - реального проекта медицинского центра. При таких условиях жители Текмаша еще несколько десятилетий будут ждать «развития» микрорайона.

Возможен ли компромисс?

Большинство моих собеседников, не относящихся к РПСЦ, говорили: «Зачем старообрядцам еще одна церковь? У них же есть в Рытове!» И отправляли особо ревностно верующих старообрядцев на службу туда. Мы тоже отправились в Рытово.

Путь неблизкий. Почти 50 километров от райцентра. Часть дороги - однополосная бетонка. Не наездишься...

Старообрядческий храм во имя Успения Божией Матери, построенный более 100 лет назад, выкрашен зеленой краской и выглядит новым. Служит здесь отец Владимир Шибанов. Настоятель родом из этих мест, семья имеет давние старообрядческие традиции, а в архивах сохранились свидетельства о деятельном участии Шибановых в жизни рытовской общины.

- Батюшка, что ж вы сразу в суд? Неужели компромисс невозможен? - спрашиваю.

- Во-первых, не сразу, - отвечает отец Владимир. - Сколько мы бились? Нам все обещают, а дело не двигается. Во-вторых, компромисс возможен всегда. Мы предложили администрации заключить мировое соглашение: они нам участок выделяют, а мы отказываемся от строительства подворья. Строим только храм. Это справедливо и по закону.

- Какой же это компромисс? От участка-то вы не отказываетесь... Неужели так принципиально выбрать именно этот кусок земли?

- Мы не против, если нам предложат другое место. Но ведь не предлагают! Говорят, ищите сами, а мы посмотрим. При такой неповоротливой бюрократической машине, когда с момента нашего обращения до их отказа проходят месяцы, мы опять будем ходить по кругу. Пусть суд рассудит, кто прав...

Не в белых одеждах

Суд рассудит. Первые судебные заседания уже прошли 1 и 2 июня. С момента подачи вязниковскими старообрядцами иска в деле появились новые обстоятельства. И новые действующие лица.

Например, всплыл некто Сергей Жубаркин. Он по бумагам - руководитель старообрядческой общины города Шуи Ивановской области. Община зарегистрирована подозрительно близко к датам вязниковских разборок - 4 мая этого (!) года.

Участие темного ивановца в вязниковской истории делает белые одежды вязниковских старообрядцев менее белыми. Выглядит все у заявителей не совсем бескорыстно и свято.

Господин Жубаркин - личность в соседнем регионе известная. В 2001 году он руководил Ивановским областным комитетом по делам молодежи. Выделенная «на молодежь» из бюджета сумма в 1,5 миллиона рублей была им практически полностью использована не по назначению - это вывод Счетной палаты региона-37.

Но Жубаркин не расстроился, потеряв место, всплыл в райцентре Родники. В 2003 году выдвинулся от КПРФ и выиграл выборы. Стал главой района. А когда в 2004-м его из партии выгнали, он опять не расстроился - начал создавать новую (Всероссийскую партию коммунистов будущего).

По итогам работы Жубаркина жители Родников написали открытое письмо тогдашнему губернатору Ивановской области Михаилу Меню: «Жубаркин Сергей Вячеславович растранжирил все муниципальное имущество и напоследок, перед тем как пойти на повышение, продал тепловые сети города Родники в частные руки... Истрачен не один миллион государственных денег на строительство станции очистки воды, но чистой воды в домах жителей Родников так и нет».

Жубаркин к тому времени уже рулил Ивановским районом. Дорулил до уголовного дела по аферам с землей...

Перечислять «подвиги» новоявленного старообрядца с коммунистическим и уголовным прошлым можно долго — но нам тревожно, что этот человек теперь «осваивает» наши Вязники.

...После судебного заседания в Вязниках Жубаркин подошел к юристу райадминистрации Евгении Илларионовой с предложением: мол, администрация должна (так — должна!) отдать старообрядцам участок, а Жубаркин за это обещает построить только церковь (без подворья), а старообрядческую общину Вязников перевести под свою юрисдикцию (не это ли истинная цель?). В противном случае — шантажирует Жубаркин местную власть - он придаст рассматриваемому вопросу политический подтекст и пожалуется предстоятелю РПСЦ — с которым, напомним, недавно виделся сам Путин.

...Очередное судебное заседание состоится на этой неделе. Стороны вновь представят свои резоны, будут ссылаться на статьи кодексов и свои права. Да, дело долгое и, возможно, не всех устраивающее. Но очевидно, что тут нужна совершенно твердая позиция: какими бы благими целями кто бы ни руководствовался, шантажа ни власть, ни мы, граждане, допускать не должны.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
43 минуты назад Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…