В последние годы кризис не лучшим образом сказался на наших туристических возможностях: зарплаты не росли, курс валют не радовал, бюджетные Египет и Турция были закрыты. Однако 2017 год меняет тенденцию спада. Эксперты «Левада-Центра» провели опрос почти в 50 регионах России и выяснили, что количество потенциальных туристов в этом сезоне вырастет на 6%. Куда именно люди поедут и в какие суммы отпускникам обойдутся их «каникулы», «ВВ» выясняли с помощью экспертов.
«Лом» в Турцию
По данным Ростуризма, большинство наших сограждан предпочитает отдыхать на отечественных курортах. Не зря объемы продаж авиабилетов в Крым и Сочи превышают докризисные показатели. В плюс тут сыграло снижение стоимости внутренних перелетов - в среднем на 20%. Однако на российский юг люди традиционно больше едут «дикарями», то есть сами покупают билеты и бронируют отели. А вот в турагентствах, обеспечивающих организованный отдых, фиксируют рост интереса к зарубежью и спад - к поездкам по России. Прежде всего, уверены эксперты, влияет относительно стабильный курс рубля и открытие Турции.
По словам Анны Дружковой, представителя туристического агентства «БигТрансТур», именно Турция сейчас хедлайнер летнего спроса. За ней по уровню популярности идут Кипр и Греция.
Есть и такие туристы, которые являются в агентство без четкого плана: дескать, подскажите, куда мы сможем съездить в рамках бюджета. Выбор наших земляков определяет цена, и обычно он падает на ...Турцию.
- Турцию многие выбирают за то, что цены там достаточно низкие (особенно в сравнении с другими пляжными направлениями), а уровень сервиса очень хороший, - констатирует Анна Дружкова. - Турки за прошлый год провели реновацию многих отелей и построили достаточное количество новых. При этом цены на свой allinclusive не задирают и сервис держат на уровне. А нашему югу объективно всего этого пока не хватает. Кроме того, в пользу Турции играет «безвиз». Многие в этом году отказываются от Греции и Испании из-за того, что нужно тратить время и деньги на поездку в Москву для сдачи отпечатков пальцев на «шенген». Отпечатки сдаются в рабочие дни, не все могут отпроситься с работы.
Владимирцы тут выступают в общероссийском тренде. Как заявил в одном из интервью основатель интернет-магазина отдыха и путешествий OnlineTours.ru Константин Победкин, «текущий год должен стать «годом Турции». Потому что эта страна предоставляет доступный пляжный отдых, к чему стремятся около 75% отечественных туристов.
Дешево? Бывает!
Конечно, даже в недешевом Сочи есть варианты размещения от 350-600 рублей в сутки (по данным Российского союза туриндустрии), однако речь тут о размещении на уровне хостелов. Никакого допсервиса, бассейнов, аниматоров и питания за эти деньги нет. Только койка. Так что подсчитать до поездки все расходы на отдых невозможно. А вот со знаменитым allinclusive, заплатив раз (в среднем 35-50 тысяч рублей на двоих), можно ни о чем не беспокоиться. Довезут, разместят в отеле, развлекут, кормить будут три раза в день, а потом доставят обратно. В итоге около 60-70% организованных владимирских туристов в этом году отправятся в отпуска за границу, считает представитель «БигТрансТура».
Кстати, в турагентствах озвучивают еще одну причину, по которой владимирцы стремятся в этом году проводить отпуска вне России, - погода. Дожди и холод «достали», все хотят туда, где тепло и солнечно. Поэтому продажи по России падают как в части пляжного отдыха, так и экскурсионные туры. Но города «Золотого кольца» - по-прежнему самое популярное турнаправление, за ними (в порядке убывания интереса) следуют Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Великий Новгород, Псков, Карелия.
С Европой все не так однозначно. Цены сильно варьируются в зависимости от уровня отеля, авиакомпании, времени брони тура, а также от страны. Традиционно недорогими направлениями считаются Чехия и Венгрия. Кстати, спрос на последнюю в этом году вырос на 60% (данные сайта tourprom.ru).
А, например, в Болгарию летом реально уехать на неделю вдвоем в двухзвездочный отель в километре от пляжа за 30-35 тысяч рублей. Плюс — в этих странах невысокие цены на еду и алкоголь. Но нужно понимать, что это будет в прямом смысле слова бюджетный отдых. В четырех-пяти звездах даже в этих странах цена в полтора-два раза больше.
Тем более потребуют совсем других затрат Испания, Италия, Франция, Германия - отдых там обойдется минимум в два раза дороже. В две последних страны даже чартеры не летают, а чартеры дешевле регулярных рейсов в среднем процентов на тридцать, поясняет Анна Дружкова.
Разобрали еще зимой
На вопрос «Я хочу поехать туда-то, во сколько мне это обойдется?» с ходу вам не ответит ни один оператор. Потому что всегда есть нюансы.
- На итоговую стоимость тура сильно влияет стоимость авиабилетов и то, заложена в тур чартерная или регулярная перевозка. В качестве дополнительных доплат - топливные сборы, сбор за оформление визы, страховка от невыезда и т.д. И, конечно, влияет, за какой срок бронируется путевка – например, уже сейчас на вылеты в Турцию в начале июля сложно найти авиабилеты, остались в основном высокие тарифы. В таких условиях никакими «горящими» турами не пахнет, - говорит наш эксперт.
Тогда какие условия тура скрываются в рекламе турагентств в газетах бесплатных объявлений в стиле «Турция - от 13 тысяч, Испания - от 20 тысяч»? Иллюзий тут строить не стоит. В таких предложениях кроются самые экономичные (в том числе беззвездные) отели на типе питания «завтраки» или вообще без питания, авиаперелет неудобным по времени прилета-вылета чартером, групповые трансферы из аэропорта и медстраховки. Все остальное придется оплачивать дополнительно.
При этом, желающим получить больше за меньшие деньги специалист рекомендует не ждать старта сезона. «Горящих туров» может не случиться. Лучше заказывать путевки на лето зимой или ранней весной. Дело тут даже не в финансовой выгоде, а в том, что многие очень хорошие и при этом недорогие отели быстро уходят.
Мой личный опыт это подтверждает. Два года подряд мне доводилось самостоятельно бронировать на неделю в июле хороший по сервису и недорогой отель. На запрос в начале мая о брони на июль отель мне с целым трактатом извинений отказал - все занято. На следующий год я запросила там же бронь на июль в феврале, так мне предложили даже номер выбрать... Та же история с авиабилетами. У авиакомпаний хитрая система тарифов, но способ сэкономить на поездке предельно прост: чем раньше купить, тем дешевле. Например, у «Аэрофлота» были просто копеечные билеты в Сочи и в Симферополь при покупке в январе-феврале.
Осторожно с демпингом!
Споры о том, нужны ли нашим туристам посредники в организации отдыха или им пора начинать бронировать все самим, идут не первый год. Противники самостоятельной брони заявляют, что в такой поездке с любыми проблемами будете разбираться исключительно сами. Еще один существенный плюс в пользу посредников касается визовых направлений: при покупке тура, например, в любую из стран ЕС отпечатки пальцев в визовом центре вы будете сдавать без очереди - у туроператоров там «все схвачено». Туристы-«дикари» ждут часами.
По данным портала start33.ru, во Владимире работают более 160 туристических агентств. Туроператоров в России сотни, но каждое владимирское агентство в среднем работает с 10-15 операторами. Именно такое количество партнеров сводит к минимуму риски агентств.
Туристам всегда интересно, откуда берется заработок посредников, учитывая, что самостоятельная бронь чаще всего не дешевле организованного тура. Операторы зарабатывают на объемах продаж, заранее (а значит, с большими скидками) скупая чартеры и отели популярных направлений на сезон - вот вам и лаг для маржи. Ну а заработок агентств складывается из комиссии, которую они получают от туроператоров. Правда, в этом году многие крупные операторы срезали эти комиссии до 6-7%. «Зарабатывать в этом году очень сложно», - признает Анна Дружкова. Лучшие из агентств стараются работать по принципу «бутика», подбирая тур каждому туристу, как родному. Времени и сил у менеджеров такое обслуживание занимает больше, но тактика верная: в такие агентства люди возвращаются и рекомендуют друзьям. Это важно ввиду высокой конкуренции.
Некоторые действуют иначе — заманивают большими скидками, снижая свою операторскую комиссию до 1%. Профессионалы отрасли говорят, что так делают только те фирмы, которым срочно и любой ценой нужны оборотные средства. Например, для проплаты отелей по ранее проданным турам. Но это схема пирамиды, которая лишь оттягивает крах. И не факт, что вы, польстившись на скидки, не станете тем, на кого денег уже не хватит. «Я бы рекомендовала туристам, особенно если они планируют свой отдых заранее, тщательно выбирать агентство, - говорит Анна Дружкова. - Берите рекомендации у друзей. Обращайте внимание на опыт работы сотрудников, на вид офиса, но главное - на демпинг. Потому что если в этом году в условиях сниженных комиссий агентство с ходу раздает существенные скидки, то оно, скорее всего, просто нуждается в оборотных средствах, а это повод задуматься».
Фото с сайта miridei.com.