Пациенты больниц, дети и старики в социальных и образовательных учреждениях не должны роптать, а уж если недовольны кормежкой, то пусть высказывают претензии главврачам, директорам, начальникам. Да хоть самому губернатору пусть жалуются!
Предприниматель Фролов сотоварищи здесь ни при чем. У «бизнесов» контракт, заключенный по 44-му Федеральному закону о госзакупках. Знают они его досконально, и попробуй докажи, что где-то допустили нарушения, ну а то, что продукты с душком - так это к делу не пришьешь. Где совесть, спросите вы? Нет, про совесть в контракте ничего не сказано...
Непотопляемый?
Контракт - дело серьезное. И цель у него благая: гарантировать доставку продуктов питания в больницы, школы, интернаты - своевременно, в необходимом количестве и достойного качества. С качеством у некоторых поставщиков хроническая проблема. Торгово-промышленной палатой Владимирской области проведено 409 экспертиз по контрактам, где поставщиками выступали ИП Фролов С.Б. и аффилированные с ним компании. В 247 случаях эксперты установили, что продукты заказчикам привозились не соответствующие ГОСТам и нормативным документам. За каждым случаем - больные, инвалиды, старики и дети, которых бизнесмены пытались накормить фальсификатом, просрочкой, а иногда и откровенным гнильем.
Примеров предостаточно. Например, в Собинский дом-интернат для престарелых и инвалидов некое ООО «Модуль» (учредителем конторы значится супруга Фролова) поставило по контракту сливочное масло. Производители - ООО «Масло Алтая» и ООО «Сибирская Масляно-Продуктовая Корпорация». Уже на этапе изучения этикеток возникает удивление: зачем везти масло через всю страну, если у нас несколько производителей выпускают отличное сливочное? Вероятный ответ: это масло (а может, и замаскированный спред) очень дешево, ибо пока ехало, несколько подпортилось, а фирменный «фроловский» стиль - так на торгах сбить цену (ну ниже плинтуса!), что закупка нормального продукта априори невозможна.
Или вот случай, где исполнителем контракта выступала ИП Кузнецова В.И. (ее имя можно найти в Реестре недобросовестных поставщиков). Валентина Ивановна тоже, видать, не чужая Станиславу Борисовичу - она даже доверенность на него выписала как ИП, а еще учредила «Комбинат питания «Судогодец», где господин Фролов директорствует. Так вот эта честная компания по контракту должна была поставлять в ковровский детсад «Солнышко» отборное мясо, а привозила мясные обрезки да еще частенько с неприятным запахом, а во владимирскую школу-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи везли прокисшую «молочку».
В детскую больницу о. Муром еще одна «дружественная» Фролову фирма - ООО «ВЛАДФУД» обещанное по контракту молоко вообще не привезла, в областную психбольницу № 2 ИП Кузнецова «забыла» поставить тушки цыплят-бройлеров...
Только за последние два года от недобросовестных поставщиков «синдиката» пострадали Меленковская ЦРБ, Новлянский и Оргтрудовский дома-интернаты для престарелых и инвалидов, областная психбольница № 1, Муромский дом-ребенка, Вязниковская ЦРБ и другие лечебные, учебные и социальные учреждения.
Многие из них пытались разорвать контракт в одностороннем порядке. И даже подавали в суд, приводили доводы, но весы Фемиды склонялись в пользу Фролова. Почему? Чаще всего на основании формальностей: то бумаги при приемке товара не так были составлены, то пробы не так хранились...
Масштаб бедствия
Кому-то может показаться, что проблема с Фроловым сильно преувеличена и зря губернатор Орлова «поминает его имя всуе», почти на каждом совещании призывая правоохранителей присмотреться к деятельности этого бизнесмена. Цифры свидетельствуют: существенный сегмент рынка поставок находится «под крылом» предпринимателя с подмоченной репутацией.
ИП Фролов в 2016 году заключил 10 контрактов, в 2017-м - 397. На счету ООО «ВЛАДФУД» только в текущем году 1074 заключенных договора. ООО «Модуль» и ООО «Модуль-альфа» совокупно за два года поимели 263 контракта. ИП Кузнецова и ее «Комбинат питания «Судогодец» подписали почти тысячу контрактов, ИП Маркова Н.В. (поставка продуктов от этой бизнесвумен идет на тех же машинах и теми же лицами, что и по другим конторам с фроловской родословной) - более 1500.
Всего в2016-2017годах Фроловым и аффилированными с ним хозяйствующими субъектами заключено 4572 контракта. Это миллионы рублей! Заметим, рублей бюджетных, выделенных казной на поддержание граждан, а вовсе не нечистых на руку бизнесменов.
Повышайте грамотность!
Очевидно, что секрет успеха господина Фролова в его юридической грамотности, знании подводных камней 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Напрашивается вопрос: что мешает бюджетным учреждениям «бить врага его же оружием»?
- Иного пути, кроме как обучать людей работать с 44-ФЗ, нет, - согласен глава облздрава Александр Кирюхин. - Все 44-ФЗ ругают, ноне многие его досконально знают. Наша задача не ругать, а изучать все премудрости этого нормативного документа. Департамент видит свою задачу в том, чтобы научить лечебные учреждения правильно с законом работать и уже на стадии формирования заявки отсекать недобросовестных поставщиков. И вторая позиция, на которую мы обращаем внимание, - работа комиссий по приемке продуктов. Чтобы от формального существования они перешли к фактическому исполнению обязанностей - как и записано в контракте, комиссионно принимали товар. Это, безусловно, даст возможность вести более грамотную претензионную работу, отстаивать свои интересы в суде.
Возможны варианты
44-ФЗ суров, но это закон, и его надо исполнять, а в перспективе - менять, дорабатывать, потому что нет, пожалуй, сейчас в России территории, где бы ни звучал хор возмущенных несовершенством документа.
Но что мы можем сделать на региональном уровне? Это задачка для законодателей - представителей Владимирской области в Думе и Совете Федерации, а также местных парламентариев. Законодательную инициативу снизу еще никто не отменял! Конечно, работа архисложная. Одних предложений сколько предстоит обработать, не говоря уже о выстраивании проекта в рамках общего законодательства РФ. Одно из предложений уже сейчас можно взять на заметку. Александр Кирюхин, например, считает, что госзакупки госзакупкам рознь, и нужно разграничить приобретение медикаментов и продуктов питания от покупки каких-нибудь табуреток.
Наверняка есть конкретные пожелания и у бизнеса, и у руководителей на местах.
Но что делать, пока законодательная база не поменялась? Одним из выходов может стать аутсорсинг - передача организации питания сторонним организациям, на которую действия 44-ФЗ не распространяются. В качестве положительного примера внедрения аутсорсинга директор департамента здравоохранения АВО Александр Кирюхин назвал Александровскую ЦРБ. Однако, по мнению Кирюхина, аутсорсинг - не панацея, и в некоторых учреждениях он никогда не будет применим по целому ряду причин.
Ограничить сферу влияния недобросовестных поставщиков и, что немаловажно, производителей может само бизнес-сообщество, в частности Торгово-промышленная палата Владимирской области. Кстати, в конце прошлого года региональная ТПП подготовила предложения по совершенствованию закупочной документации и в марте 2017-го передала их в ДИЗО. Поставить барьер неблагонадежным поставщикам и производителям продуктов, по мнению разработчиков проекта, поможет детальное описание контрактных требований к предмету закупки, условиям приемки, поставки и порядка проведения экспертизы, а также создание в области единой закупочно-распределительной базы (в виде ГУП или МУП), с которой бы и сотрудничали бюджетники, причем, возможно, не в рамках 44-ФЗ, а через закупки на сумму менее 100 тысяч рублей.
Пойдет ли такая монополизация на пользу обществу, бюджету, бизнесу, людям? Вопрос дискуссионный, но то, что он требует серьезного юридического осмысления - однозначно. В любом случае пора от констатации неприятных фактов переходить к делу - сколько можно совестить Фролова? У него контракт, ему не до совести.