…Вахромеевская амбулатория - в 25 километрах от города Камешкова, в поселке имени Горького. Места живописные, дорога удивила хорошим качеством. Участок, где намечен ямочный ремонт, с вырытыми в асфальте дырами, на котором машина сильно подпрыгнула, встретился лишь раз.
Нашего героя врача общей практики Вахромеевской амбулатории Владимира Ахмаева и его супругу Альбину Альбертовну (она трудится рядом медсестрой) мы отыскали в местной школе, где проходил последний звонок. Среди 16 выпускников Вахромеевской школы двое – Ахмаевых близнецы Дмитрий и Сергей. Один из них как раз смущенно посадил девчонку-первоклашку с белыми бантами себе на плечи, и она звонила в колокольчик. В глазах Альбины Альбертовны стояли слезы...
И вот мы в Вахромеевской амбулатории. Территория вокруг ухоженная. Здание из белого и красного кирпича построено в середине 80-х годов и выглядит современным. Разве что ступеньки при входе потеряли форму...
...Врач на селе по-прежнему одна из самых уважаемых профессий. Особенно если доктор - внимательный и грамотный специалист, способный выслушать жалобы и облегчить страдания.
Именно так отзываются односельчане о Владимире Ахмаеве.
- Безотказный, внимательный, редкий случай, чтобы в нерабочее время его к кому-нибудь не позвали за помощью или консультацией, - рассказала одна из медсестер амбулатории.
«Профессия врача — это подвиг, — писал, конечно, литератор, но по образованию врач Антон Павлович Чехов. — Она требует чистоты души и помыслов».
Владимир Ахмаев воспитан именно на этих принципах. Про таких, как он, говорят: мол, старой закалки. А мы скажем — советской... Такие надежные.
...Где родился – там и пригодился, это тоже про Ахмаева. Владимир Александрович – из Камешкова. После Ивановского меда получил распределение в Петушинский район. Однако ситуация с кадрами в родном районе была тяжелая. Вот его и пригласили работать в участковую Вахромеевскую больницу. Главврач ЦРБ говорил, что на три года. Ахмаев задержался на 27 лет.
Врач в душе романтик. Ходит с сыновьями в походы, на рыбалку и разводит изумительной красоты тюльпаны. Старшего сына (он родился на 20 минут раньше брата-близнеца) уже научил делать уколы, массаж и растирания. Однако профессию врача ни Дмитрий, ни Сергей не выбрали. Насмотрелись с детства - у папы вечно амбулаторные карты, истории болезни, вызовы…
В 80-е годы ХХ века поселок имени Горького был еще перспективным. Успешно работала ткацкая фабрика, строили жилье. И больницу построили новую. Все развивалось, было много планов по коттеджному строительству. Тогда молодому доктору сразу выделили трехкомнатную квартиру. Правда, на пятом этаже. Обещали кого-то подселить, но желающих селиться на верхнем этаже не было, и Ахмаев так и остался жить один. Потом женился на медсестре, родились двойняшки…
- В первые годы работы приходилось сутками дежурить на дому, - вспоминает доктор. – Могли вызвать к больному в любое время суток. Присылали санитарку... Телефонов тогда не было. Давали машину. Однажды пришлось ехать ночью в деревню Харламово – бабушка была в тяжелом состоянии. Завязли в поле в 12 часов ночи, жители побежали за трактором, чтоб машину вытащить…
Дальнейшему развитию всего (в том числе и медицины) поселку имени пролетарского писателя помешала перестройка. Фабрика не смогла шагать к капитализму и разорилась. Благополучие жителей всего поселка нарушилось.
Тогда же и больнице сказали: содержать 50 коек – неэффективно. Людей надо лечить в крупных центрах. А от мелких больниц, мол, никакого толку. Больничные койки сокращали. В 2003 году больницу перевели на страховую медицину. Внедрили стационарозамещающие технологии. Потом стационар перевели на койки сестринского ухода. Чуть позже и вовсе второй этаж учреждения отдали соцзащите, оставив только амбулаторию на первом. И сам Владимир Александрович перешел туда - два с половиной года отработал заведующим отделением временного пребывания.
- Отделение милосердия, где живут пожилые люди и инвалиды со всей области, стало нашим подшефным, - рассказывает он. - Своих врачей у них нет, и мы ходим к ним по вызову по нескольку раз в неделю. Делаем назначения, а медсестры выполняют.
Вахромеевской амбулатории (бывшей участковой больнице) уже больше 30 лет. Коллектив небольшой, а из врачей остались всего двое. Но обслуживать-то приходится более 3600 человек: жителей поселка имени Горького, прилегающих к нему поселков и 22 деревень. Раньше в амбулатории было три врача: педиатр и два терапевта. Сейчас – два врача общей практики.
- Мы всегда принимали и взрослых, и детей, так что перестроились быстро. Вот только нагрузки выросли, - говорит Владимир Александрович. - Занимаемся диспансеризацией по возможности, однако, чтобы сделать флюорографию и маммографию, надо ехать в Камешково. Пожилые люди, конечно, отказываются. Бывают экстренные вызовы – раньше прием можно было бросить, однако теперь, когда нас осталось двое, стало сложнее. Если вдруг я уеду по срочному вызову, то принимать пациентов будет некому. Хорошо еще, что вызовы в вечернее и ночное время теперь обслуживает станция скорой помощи.
С 8 утра - прием больных. Потом обслуживание вызовов – разъезды по поселкам и деревням. Несколько лет назад, рассказал Ахмаев, на территории Вахромеевского поселения было пять ФАПов, а сейчас остались всего два – в поселке Краснознаменский и селе Тынцы. Врачи раз в месяц выезжали к ним, чтобы проводить консультативный прием. Теперь такого себе позволить не могут.
- Раньше было акушерское отделение в ЦРБ, сейчас всех возят во Владимир или Ковров, - добавляет доктор. - Чтобы в машине не рожали, беременных женщин отправляют заранее. Мне повезло, роды ни разу не принимал. А вот другим врачам приходилось. Работа нервная, пациенты в основном среднего возраста. На всех не угодишь. Я не люблю идти на конфликт, хотя уговорить больного не всегда получается. А идти навстречу – это оказать пациенту медвежью услугу. Хорошо еще, что мы не в самой глуши. Рядом Ковров. Но там вся медицина за деньги…
Я спросила доктора, как он относится к возвращению института врачей общей практики.
- Для города – это шаг назад. Для сельских жителей – хорошо. В наших условиях по-другому не получится. Я больше люблю взрослых лечить, потому что по первому профилю я терапевт. Не то что детей боюсь, просто там все сложнее – и с диспансеризацией, и с прививками, и с оформлением бумаг. Кстати, жена с врачом общей практики работает как раз с детьми. У нас - дневной стационар, да и для экстренной помощи в амбулатории часть лекарств – основных и не самых дорогих – мы получаем. Остальное приходится покупать больным за свой счет. Они уже к этому привыкли...
...Два года назад в амбулатории поставили пластиковые окна, а в остальном ремонта не было с 1985 года. Двери облуплены, со стен и потолка сыплется штукатурка из-за протечек, выцветший линолеум лежит клочьями, мебель старая. В кабинете врача висит грязно-желтая таблица для определения остроты зрения. В туалете допотопная сливная конструкция не работает, и врачи с пациентами вынуждены пользоваться кувшином — это когда XXI век на дворе. Кое-как своими силами медперсонал в летний период на субботниках подкрашивает стены и плинтуса, ставит заплаты на линолеумный пол. Но разве это выход?
- По сравнению с другими участковыми больницами наша - еще самая современная и передовая, - тем не менее утверждает Ахмаев. - В других еще хуже. В Сергеихе, к примеру, врач принимает в одном кабинете, а процедурный - в другом конце здания. А если вдруг пациенту плохо?
В Вахромеевской амбулатории нет главного врача - ради экономии эту должность давно сократили. Все хозяйственные вопросы решает старшая медсестра. Она рассказала:
- Капитальный ремонт здания намечен давно, смета составлена и лежит в ЦРБ несколько лет! Да и областное руководство тоже в курсе проблемы. Директор областного департамента в свой последний приезд на встрече с жителями поселка в местном ДК взял вопрос капремонта амбулатории «на заметку». Но, возможно, забыл. Рассчитывать, кроме как на бюджетное финансирование, в глубинке медикам не на что: спонсоров не найти, местная фабрика давно отказалась от шефства да и сама еле держится на плаву.
Санитарный автомобиль пару лет назад передали из ЦРБ. Он хоть и не новый, но пока выручает. Он, конечно, один. И хорошо, что хоть он есть.
Повышения зарплат в амбулатории не почувствовали. Вроде бы повысили оклады на 15 процентов, зато уменьшили стимулирующие выплаты и доплаты за стаж работы.
Да - после введения автоматической выписки рецептов в амбулатории появился компьютер. Обещали лет пять назад провести интернет и ввести электронные карты. Однако воз и ныне там. То денег нет, то программиста.
- Героических подвигов мы, конечно, не совершаем, - ворчит Ахмаев. - Но работа тяжелая. Морально мы перед всеми виноваты: перед больными, главврачами, обществом. Но мы – передняя линия, все события происходят на ней.