Отходники: навыки и связи по наследству
К отхожим промыслам крестьян относилась в то время и работа на фабриках и заводах. Большинство отходников находили себе заработок в пределах своей губернии, и лишь немногие отправлялись в другие регионы. Например, на покровских текстильных мануфактурах трудились плисорезами (резали ворсовые нити для плиса - вида хлопчатобумажного бархата) около 600 крестьян.
Уходили из дома селяне по осени, когда заканчивались полевые работы. Перед Николиным днем и Рождеством возвращались в родные деревушки, а после Пасхи вновь шли на заработки - до Петрова дня, то есть до середины лета.
Мастеровитых крестьян - плотников, каменщиков, маляров, штукатуров ждали на стройках. Любопытно, что плотников много было в Покровском уезде - до 16500 человек, а в каменщики охотней шли селяне из Владимирского и Суздальского уездов (примерно по 5 тысяч человек ежегодно).
Такая территориальная дифференциация наблюдалась и в других «отраслях»: в освоении ремесла большое место занимает местная традиция, навыки и связи передавались из поколения в поколение.
Жители Гороховецкого, Юрьевского, Меленковского, Вязниковского уездов искали заработок в лесопереработке - пильщики леса из кряжей на доски и тес были в те времена очень востребованы. На добывание угля и торфа уходило до 1000 человек из сел Меленковского уезда. Медников и лудильщиков насчитывалось до полутора сотен в Юрьевском уезде.
В Ковровском уезде процветал портняжий промысел - около трех с половиной тысяч крестьян-портных уходили обшивать народ по городам и весям. Вязниковцы специализировались на дублении овчин. Шерстобиты и валяльщики теплой обуви (до нескольких сотен!) традиционно были уроженцами селений в окрестностях Покрова, Судогоды и того же Коврова.
В уездах, расположенных вдоль Оки, землепашцы предпочитали наняться в матросы. Только из Муромского уезда водный транспорт ежегодно привлекал более 2000 жителей. Из них примерно 800 человек уходили в Каспийское море на рыбные промыслы, остальные бороздили воды Оки, Волги, Камы.
Еще один популярный муромский отхожий промысел был связан с хлебопекарным делом - недаром же калачи изображены на гербе древнего города! В 1910 году из Муромского уезда в булочники ушли до 550 человек. Они либо содержали на стороне калачни, либо состояли наемными пекарями. Были отходники-булочники и в Юрьвеском уезде, но всего около 100 человек.
Владимирские крестьяне-отходники работали и рудокопами, и кнутовщиками, и конопатчиками, и землекопами, и кузнецами, и бондарями, и печниками... «Служба быта» тоже не была обделена крестьянскими кадрами. Ежегодно по 200-300 крестьян из Переславского и Ковровского уездов Владимирской губернии становились половыми - слугами в трактирных заведениях и гостиницах.
Частный извоз - тоже один из популярных отхожих промыслов прошлого века. Легковыми извозчиками во Владимире, Муроме, Москве и других городах работали преимущественно жители Владимирского, Судогодского, Покровского и Меленковского уездов. Многие селяне имели заработок от перевозки лесных материалов и дров.
Офеней — бродячих торговцев-коробейников - больше всего было, по традиции, среди жителей Вязниковского уезда (в 1910 году насчитывалось до 2200 офеней). Но не только! Офени из Судогодского и Ковровского уездов тоже встречались, хотя и в меньшем числе.
Кустари-надомники: почти семейный бизнес
В «Обзоре Владимирской губернии за 1910 год» (приложении ко Всеподданейшему докладу Владимирского губернатора Ивана Сазонова) есть раздел «Промыслы сельского населения» - власти вели учет крестьянской самозанятости.
«Кустарные промыслы в губернии очень распространены; мало селений, где бы крестьяне не занимались какими-либо промыслами, - сообщал губернаторский обзор за 1910 год. - Занятия весьма разнообразны. Иногда они занимают только десятки рук и дают продукты на сотни рублей, а иногда привлекают очень много рабочих и производят на десятки тысяч рублей».
Среди кустарных промыслов больше «первенствующее значение» имели различные виды ткачества - выделка нанки, миткаля и других хлопчатобумажных тканей. Это был «в большинстве крестьянских семейств предмет постоянного домашнего занятия женщин». На дому кустари из западных уездов осваивали и ручную выделку шелковых тканей, размотку шелка и разрезку плиса. Строчкой пo полотну и вышиванием гладью зарабатывали на жизнь около тысячи крестьянских семей в Вязниках и Гороховце. А в Пестяковской волости Гороховецкаго уезда был распространен чулочно-варежный промысел, в котором были заняты около 7 тысяч крестьян! Вязанием чулок и варежек занимались главным образом женщины и подростки.
Были в селах мастера кожевенного, скорняжного и сапожного дела. Кожевенный промысел получил наибольшее развитие в Шуйском и Ковровском уездах. Выделанный товар - подошву, юфть, опоек - продавали на месте или отправляли на ярмарки, в основном, на Нижегородскую.
Кустарным промыслом считалось и процветавшее в Вязниковском уезде иконописание. На территории уезда располагались все три знаменитых села, которые известны сегодня как центры лаковой миниатюры: Мстера, Холуй и Палех (два последних - ныне в Ивановской области). Всего в Вязниковском уезде в 1910 году в 29 селениях иконописью занимались 622 семейства. Общая сумма их заработка в год достигала 86730 рублей, в современных рублях это почти 130 миллионов (1 царский рубль 1910 года составляет около 1500 рублей 2017-го).
Губернская статистика также отмечала в Вязниковском уезде в 10 селениях еще 83 семейства, которые занимались чеканкой икон, изготовлением риз и хоругвей.
Кузнечно-слесарное производство было сосредоточено, главным образом, в Муромском, Владимирском и Судогодском уездах. Там делали ножи, вилки, ножницы и серпы, заступы, лопаты, плуги, подковы... Особенно ценились - не только в России, но и за границей! - серпы от мастеров из Судогодского и Владимирского уездов.
Очень многие кустари занимались плотничными работами, не уходя из своих сел. Например, в Судогодском уезде в 70 селениях насчитывалось более 1200 плотников, которые зарабатывали более 140 тысяч рублей в год.
Даже хрусталем занимались крестьяне. Гусь-Хрустального района тогда не было - большая часть его нынешней территории входила в Судогодский уезд. Обработка хрустальной посуды велась не только на крупных заводах, но и в сельской местности, где жители занимались шлифовкой и позолотой изделий. «Этим промыслом, - сообщал губернаторский обзор, - обыкновенно занимаются по заказам заводов, в которые обработанная посуда и возвращается; иногда хрустальная посуда приобретается производителями с заводов в собственность, а потом, по отделке, продается ими на сельских ярмарках, базарах и в уездных городах губернии».
Как видим, сельхозпроизводство для владимирского крестьянства было делом не единственным, а чаще и не основным. А все почему? Земля у нас, кроме Ополья, не особо плодородная, наделы у народа - небольшие, семьи многодетные… В общем, зона рискованного земледелия с отягчающим социальным аспектом.