На страницах «ВВ» продолжается диалог о церковной реституции (начало - публикация «Судьба наследия». На нее уже отреагировал ВСМЗ. Теперь представляем точку зрения Героя Труда РФ Алисы Аксёновой.
Наметился перелом
По мнению Алисы Ивановны, в ситуации противостояния церкви и части общества по поводу возвращения музейных объектов наметился перелом. Первая его ласточка — новый директор Исаакиевского собора в СПб.
- Директором Исаакия назначен не какой-то освободившийся чиновник, а музейщик Юрий Витальевич Мудров, мой старый знакомый. Он был директором Павловского, потом работал в Ораниенбауме. Он сразу принялся за решение проблемных вопросов. Разумно было оставить Исаакиевский собор под началом светского грамотного директора, - считает Аксенова и предлагает свои решения проблемных вопросов в отношениях ВСМЗ и епархии.
На страницах «ВВ» она подробно рассматривает компромиссный вариант совместного использования спорных объектов.
Традиции компромисса
Для начала – история вопроса. Во-первых, именно музею мы обязаны сохранением до сегодняшнего момента многих культовых сооружений, в которых до открытия экспозиций были мастерские (Спасская церковь во Владимире), склады (Богородицкая церковь за худграфом), гаражи. Троицкую церковь вообще снесли бы, если б музей не отстоял ее под экспозицию хрусталя и лаковой миниатюры.
ВСМЗ за вдумчивую и деликатную музеефикацию памятников в 1977 году получил Государственную премию. Золотые ворота были признаны эталоном соединения исторической архитектуры с музейной начинкой. Экспозицию «Православие и русская культура» в Успенском соборе Княгинина монастыря высоко оценивал даже глава епархии архиепископ Евлогий.
Во-вторых, сосуществование РПЦ и музея на одной территории для нашего региона – давняя традиция. Механизм взаимодействия отработан.
- Долгие годы, когда в стране шла ожесточенная дележка памятников, ВСМЗ приводили как пример мирного решения этого вопроса. Мы заключили соглашение с Евлогием в 1990-х годах о совместном использовании Успенского и Рождественского соборов, Боголюбовского. Потом добавили Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. Там проводились парадные службы по праздникам, крестные ходы, совместные праздники. Это объясняется и мудростью Евлогия, и моими разумными действиями.
Даже в период массового возвращения музейных зданий церкви, когда ВСМЗ передал 17 памятников, занятых экспозициями, фондами, административными службами и реставрационными мастерскими, не было, кажется, столь напряженных отношений, как сейчас.
Когда произошел раскол и получилось, что почти все храмы Суздаля оказались у Русской православной автономной церкви во главе с отцом Валентином, я объявила, что мы уйдем из только что отреставрированной Знаменской церкви, где располагалось экскурсионное бюро. Нам надо находить пути вместе дальше жить.
Аксёнова приводит еще один показательный пример – возвращения в храм иконы «Богоматерь Боголюбская» XII века.
- В Княгинином монастыре мы опередили Третьяковку! Мы заказали для Богородицы ковчег у изготовителей саркофага Ленина. Это необходимое для сохранения древней иконы оборудование тогда стоило 180 тысяч рублей, а у нас годовой бюджет был 200 тысяч. Я поехала к министру культуры с письмом, которое подписал и Евлогий, и взмолилась! И деньги дали!
Взять и загубить?
Финал истории с перемещением иконы в храм, правда, известен. И он печален. В монастыре к памятнику отнеслись легкомысленно – за неимением знаний, опыта и специалистов. Икона покрылась плесенью, чуть было не потеряла красочный слой и была возвращена в музей для «реанимации». Теперь увидеть ее не могут ни верующие, ни посетители музея. Доступ в помещение со строгим температурно-влажностным режимом открыт только для узкого круга реставраторов, спасающих святыню. Поэтому, когда сейчас заходит речь о передаче Покровскому монастырю Приказной избы, где сейчас размещается экспозиция, рассказывающая об истории обители, Аксёнова негодует:
- Матушка София, с которой мы жили в большой дружбе, в свое время признавалась мне, что Приказная изба монастырскому хозяйству нужна, потому что картошку негде сваливать.
Будут ли памятники в случае передачи их РПЦ столь же востребованы у верующих, сколько ныне размещенные в них музеи – у туристов? Вопрос немаловажный, поскольку речь – о национальном культурном наследии.
Как молиться в Золотых воротах?
Секретарь епархии по внешнецерковным связям отец Евгений Липатов в интервью «ВВ» заявил, что епархии нужен надвратный храм Золотых ворот, освобожденный от военно-исторической экспозиции, поскольку диорама, размещенная в алтарной части, препятствует проведению службы. При этом РПЦ устраивает, если в галерее останется музей. Алиса Аксёнова категорически против такого компромисса.
- Золотые ворота во всех документах, включая те, которые мы направляли на включение этого белокаменного шедевра в Список ЮНЕСКО, числятся как памятник военно-оборонительного зодчества. Но это ещё и парадный въезд в город. Он не мог не быть украшен храмом в честь Богородицы, покровительницы Владимирской земли. В этом храме, конечно, подкрепляли свои силы защитники Владимира. Но храмом как таковым - для проведения регулярных служб - он никогда не был. Там никогда не было прихода. Содержала его городская управа. Легко сказать: 64 ступеньки преодолеть!
В январе 1967 года во Владимир приехал главный идеолог страны Суслов. Я ему все показала, рассказала. Подходим к лестнице, а он и говорит: «Я не пойду туда, это высоко».
Второй случай был комичный. Приехал министр культуры Франции, знаменитый романист Андре Мальро. Я, молодая, вспорхнула на лестницу и слышу: за мной никто не идет. Поворачиваюсь, а он стоит внизу. Я ему говорю: «Я прошу вас, там интересно». Он отвечает: «Нет, это тяжело». Развернулся и пошел.
Третий случай был, когда приезжал Путин. В это время уже мне было тяжело забираться наверх. Я говорю: «Владимир Владимирович, вот Суслов отказался подниматься, с Мальро такой конфуз вышел. Вы подниметесь?» (в тайной надежде, что он не пойдет). А он улыбнулся и говорит: «А я пойду». Но надо отметить его деликатность. На середине лестницы он почувствовал, что у меня дыхание сбивается. Я ему рассказывала о древних граффити защитников города: крестах и надписи «Гюргич». Это был январь, стекло замерзло. Но он долго и внимательно эти знаки рассматривал сквозь морозные узоры, чтобы дать мне отдышаться. А в экспозиции он отметил: «Эта диорама очень убедительно показывает штурм Владимира монголо-татарами».
Прихода там не будет, потому что туда подниматься тяжело, стоять там тяжело и душно, несмотря на сделанную нами вентиляцию, так как помещение — очень небольшое. А вот туристу чем выше, тем интереснее...
Липатов возражал, что прихожан много и молодых, да и пожилые, по его словам, обладают достаточной крепостью духа, чтобы посещать службы в надвратном храме. Аксенова же убеждена, что нет нужды идти на такие жертвы, когда другие храмы епархии не переполнены и не приведены в порядок. Зато блестящая военно-историческая экспозиция в Золотых воротах в деле духовно-нравственного воспитания не имеет себе равных.
- Я обращаюсь к служителям нашей епархии. У них у всех есть дети. У них обязанности перед государством - одинаковые со всеми гражданами — воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, а не лишать его такой возможности. Ни в одном городе нет музея, подобного Золотым воротам, где с XII века и до наших дней прослеживается тема «Владимирцы на защите Родины» и где становится понятно, почему Герои Советского Союза таковыми стали, где корни их героизма.
Ответила Аксёнова и гендиректору ВСМЗ Игорю Конышеву, заявившему, что диорама «Штурм города монголо-татарами», на его взгляд, устарела:
- Нет, это не так. Просто это непонимание, отсутствие вкуса и незнание. Я была в Канаде, в Квебеке, где происходила решающая битва между войсками Франции и Англии за владение этой землей. Там именно в таком типе диорама встроена в старые укрепления. И поставлены ряды для сидения, чтобы люди могли слушать рассказ. Наша диорама не оставляет равнодушными людей. Мы очень серьезно работали, продумывали каждую мелочь. Это работа заслуженного художника Ефима Дешалыта. Текст, который сочинила покойная Лия Романовна Горелик, прекрасен. Заказывали музыку специально. Левитана не взяли читать текст — не та эпоха. Диким кажется предложение изолировать центральную часть военно-исторической экспозиции от галереи героев.
Глаза завидующие
Горой Алиса Ивановна стоит и за Спасо-Евфимиев монастырь, в котором РПЦ претендует на Спасо-Преображенский собор, Успенскую церковь с трапезной палатой и звонницу. При этом епархия настаивает на свободном входе для верующих. Аксёнова убеждена: у памятника должен быть один хозяин, отвечающий за вопросы охраны, содержания, несущий все расходы. Иначе конфликтов не избежать. Чем не устраивает РПЦ существующий порядок в монастыре?
- Мы не отказываем ни в литургии, ни в службе. А ежедневные богослужения можно проводить и в многочисленных открытых церквях.
Аксенова указывает на Преподобенскую колокольню, которая, будучи в ведении РПЦ, стоит в лесах уже 25 лет.
- Это позор для города! Пусть занимаются Ризоположенским монастырем, который был в жутком состоянии, пока полтора года назад я там всех не тряхнула. Там же был ужас. Стояли брошенные дома, в которых поселились бомжи...
Странными для Аксёновой выглядят претензии РПЦ на новые объекты, когда имеющиеся стоят в неприглядном виде.
- Как не вспомнить поговорку: «Глаза у попа завидущие, а руки — загребущие»?..
Именем Путина
Алиса Ивановна вспоминает визит Путина в Гусь-Хрустальный 6 января 2002 года. Вопрос о судьбе музея в Георгиевском соборе, который международные эксперты называли «храмом стекла», стоял уже тогда. Аксёнова во время экскурсии затронула щекотливую тему.
- Я говорю Владимиру Владимировичу: «Когда вы были у нас во Владимире, вы убили меня одним словом. Когда мы вышли из Успенского собора и пошли в Палаты, я рассказала, что музей занимал 17 храмов, а потом мы их отдали, получив в компенсацию вот это здание». Он на это сухо сказал: «Храм должен быть храмом». И вот представьте, что мы убираем всю эту красоту. Будет стоять низкий иконостас, и сюда будет приходить по праздникам по 100 человек. А то и 20-30. Сейчас сюда приезжают 40 тысяч туристов в год. Он взял меня за руку и сказал: «Нет, надо все делать разумно!» После этого появилась запись в книге отзывов: «Уникальный музей. Уникальные люди. Спасибо! Путин», которая долгие годы была охранной грамотой для музея.
Аксёнова надеется на разумный подход и здравый смысл в разрешении нового витка спора между музеем и РПЦ, как это, вроде бы, наметилось в отношении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта warheroes.ru.