Любимому делу владимирец посвятил почти 30 лет из своих 49. Сейчас Акимов - признанный мастер-паркетчик, один из немногих, кто не только заводской паркет может положить без сучка и задоринки, но и собственноручно выпилит заготовки, а потом сотворит на полу, как на картине, причудливый орнамент или строгий геометрический узор.
- Приверженность дереву у меня с детства, - рассказывает Олег Александрович. – Помню, журнал был такой «Юный техник», раз в месяц приходил, так я его ждал с нетерпением. Открывал и сразу искал «деревяшки» - любопытно было, что из этого материала можно сделать. Про паркет, конечно, тогда не думал, но дерево всегда манило. С паркетом, можно сказать, случайно получилось: дядя работал во Владимире, ну и меня (я родился в Гусь-Хрустальном районе) позвал. Решил после армии попробовать.Начал с самых азов в УНР-672 строительного 94-го треста. Этой организации давно нет, так что я - последний советский паркетчик. У меня был мастер Виктор Михайлович Чепурин. В то время уже система наставничества не работала, так что я просто приклеился к мастеру, а он почувствовал, что мне это нужно, и учил.
В УНР-672 Акимов проработал шесть лет, сдал последовательно на все разряды, а потом посчитал, что пора уходить в частную практику. Нужно было на квартиру зарабатывать, как бывший «афганец» жилье он не получил - опоздал, государство раздачу льготной недвижимости прекратило. Да и простой паркет, востребованный в строительной компании, Акимову был уже неинтересен. Другое дело - художественный, с выдумкой:
- Я такой человек: чем сложнее задача - тем мне интереснее. Я вот люблю китайскую архитектуру, крыши с пагодой - они остроумные и очень сложные, тем и привлекают. Все сложное меня интересует больше, чем все простое.
Конечно, для того, чтобы практиковать сложные вещи, нужны были новые знания. Областная библиотека, отдел искусств на несколько лет стали вторым домом.
- Читал, изучал. Самоучка чистой воды. В книгах не написано, как делать, нужно самому разглядеть, понять. Одно слово бывает говорит обо всем. Как подсказка.
Не только книги помогли паркетных дел мастеру - по два-три раза в год ездил в Санкт-Петербург, изучал дворцовый паркет, сравнивал, смотрел и практиковал «сложные вещи» уже во Владимире.Хотя, вздыхает Акимов, в нашем городе настоящих ценителей паркета мало: опасается народ, что красота будет недолговечной.
- А что будет качественно уложенному паркету и при должном уходе? Я на свою работу гарантию до 70 лет даю, - заявляет Олег. - И даже предлагаю эти обязательства документально оформить.
В процессе работы у Олега Александровича свой (правда, не запатентованный) фирменный метод укладки паркета появился - ажурное литье горячим металлом. Хочешь, в золотую окантовку мастер паркет положит, хочешь, серебристого металла в узор добавит - как драгоценный камень в оправе, будет дерево смотреться, и никаких зазоров, трещин и вмятин.
- На первый взгляд, это нереально сложно делать, но все гениальное просто и любую работу надо упрощать. Когда рассказываю, как я это сделал, люди удивляются, как все просто. Главное, не идти против физических законов (учитывать и технологию, и материал), ну и против вкуса, разумеется, не идти, - рассуждает Акимов. - Паркет все-таки свойственен дворцовому стилю, поэтому лучше брать красно-коричневые тона, хорошо ложатся сапеле, ирока, зибрано, модный сегодня венге структуры дуба.
Кстати, как выяснилось, в нашем регионе хоть и растут вековые дубы, но на паркет они не годятся. Рыхлый и даже гниловатый из-за высокой влажности у нас дуб, говорит мастер, и лучше брать южный, светлый. Например, из Майкопа.
Консультацию мастер-паркетчик клиенту даст полную: рисунок и палитру подберет, учтет даже, как мебель будет расставлена, про уход тоже расскажет. А потом начинается «колдовство» в мастерской: каждая деталь будущего шедевра должна быть безупречна. Работа кропотливая, точности требует и терпения.
-Самые сложные паркеты в Китайском дворце. Гостиная Павла I, штофная опочивальня с уникальным заполнением являются общепризнанными образцовыми паркетами, - рассказывает Олег Александрович. - И хотя паркетное дело - скорее, ремесло, во дворцах оно доведено до уровня искусства.
Копию уникального паркета из Китайского дворца стараниями Акимова теперь можно увидеть в актовом зале владимирской школы № 39.
- Дело было так, - начинает рассказ Олег. - Пришел на выпускной к сыну. Ребята красивые, вальс танцуют... А паркетный пол - аж черный. Решил, что надо школе помочь. Я просто такой человек - не могу мимо пройти. Мне необходим какой-то всплеск эмоций, полет. Я, конечно, знал, что будет непросто: свободное время, выходные, вечера, какие-то деньги - все туда уйдет. Неважно! Я от того, что смог что-то для детей сделать, получил огромное удовольствие.
Реставрацию школьного зала надо было успеть провести за каникулы. Ускорить процесс помогли друзья-«афганцы» из «Боевого братства» («Это наше общее дело, одному как-то нескромно получается») и две школьницы-художницы. Девчонок мастер нашел в христианском лагере в Судогодском районе.
- Я давно знаком с отцом Виктором из Чамерева. Спросил его, можно провести для ребят мастер-класс, а я частенько мастер-классы для детей, подростков провожу. Привожу литературу, камни, дерево... Ребятам так нравится! И получается у них здорово, и азарт виден! Ну а если им в радость, и мне тогда в удовольствие. Вот так мои помощницы и нашлись, - рассказывает Акимов.
Румынский бук за 25 лет, что пролежал в школе, протравился естественным путем и превратился из розового в золотой. Методом патирования нанесенная краска сымитировала узор, нанесенный паркетчиками XVIII века в царском дворце. И без инкрустации и интарсии паркет заиграл - стал живым. За каникулы актовый зал преобразился в гостиную ПавлаI.
Сейчас Олег Акимов восстанавливает паркет в ГТК «Суздаль». Работа, говорит, несложная, но объемная и срочная - надо успеть к 40-летнему юбилею Турцентра в конце июля.
- Сейчас вот поставили задачу - метров 500 еще паркета сделать. Норма в день - 7 метров, я делаю метров 18-20. Взял помощника, посмотрим, пойдет ли у него работа. Может быть, наконец-то ученика найду? - Надеется Олег Александрович. - Я еще лет десять назад задумался, кому бы передать свое умение, опыт, книги, по которым учился сам, показать. Но новое поколение не особо влечет паркет - тяжело, терпение нужно: постой-ка целый день на коленях. В голове у них - заработать денег, а я говорю, нужно прежде всего любить дело, а не рубли в голове подсчитывать. Но если найдется ученик, я с дорогой душой готов обучать.
По мнению Акимова, через месяц-полтора уже видно, подходит человек для этой работы или нет. Правда, сейчас в век роботизации станки с ЧПУ составляют серьезную конкуренцию мастерам-паркетчикам.
- Наша профессия - уходящая натура. Но как бы ни развивалось промышленное производство, никто не заменит мастера, - уверен Олег. - Всегда найдутся ценители, которые понимают престиж ручной работы, ее сложность и уникальность.
Сложность и уникальность, пожалуй, самые употребляемые Акимовым слова, когда он рассказывает о работе, о своих интересах, о жизни. Наработанное мастерство завет Олега Александровича к новым вершинам: от укладки паркета на заказ к реставрации старинных полов во дворцах и замках.- Не сделать с нуля, а отреставрировать. Было бы здорово, например, восстановить паркет в имении Храповицкого в Муромцеве, - поделился мечтой Олег. - Вот это жизнь, настоящий праздник - делать то, что знаешь, умеешь, и в коллективе с такими же мастерами!