12 июля 2017 в 10:43

Хроники Бабушкиных

Бабушкины в старинном Владимире поселились несколько столетий назад - в конце XV века представителей этого купеческого рода выселили из Новгорода. Вынужденная смена жительства, как ни удивительно, пошла на пользу бизнесу. Правда, предпринимательская деятельность купцов не была стабильной, а состояла из взлетов и падений. Еще более удивительна судьба Бабушкиных в революционную годину.

Трудом праведным

В начале XIX века в описи города Владимира упоминается кирпичный завод Якова Бабушкина, а чуть позже и другие промышленные и торговые объекты в губернии отмечались как собственность купцов этого рода. В середине XIX века брат Якова Иван Иванович Бабушкин имел каменный дом на унаследованной земле и солодовенный завод. В 1870-м купец второй гильдии Петр Бабушкин, сын Ивана Ивановича, владел льнотрепальным, кирпичным и солодовенным заводами.

Заводы приносили прибыль, но не были залогом благополучия семейства. Следующее поколение Бабушкиных отметилось в семейных хрониках неприятными для коммерции событиями: в 1885 году Владимирский окружной суд объявил Ивана Петровича «несостоятельным должником торгового звания», то есть банкротом.

В 1887 году Бабушкины восстановили сгоревшую маслобойню, находившуюся на арендуемой ими земле у крестьян деревни Быковки (бывшая макаронная фабрика на ул. Офицерской. - Прим. авт.). Дела пошли в гору. В начале XX века торговый дом «Бр. Бабушкины М. и П.» получил широкую известность в городе.

Купцам принадлежали маслобойный завод, обширная торговля мучными товарами, несколько доходных домов, большие участки земли по Мещанской и Вокзальной улицам и Щемиловке. В «Списке фабрик и заводов Российской империи» за 1912 год указано, что маслобойный завод Бабушкиных ежегодно производил продукции на 186 тысяч рублей. Это был один из крупнейших заводов во Владимире.

В разгар Первой мировой войны начались перебои с маслом. Вот что сообщила читателям 27 ноября 1916 года газета «Старый владимирец»: «В пятницу у лавки Бабушкина наблюдалось два «хвоста», один из покупателей масла, другой с продажей льняного семя. Покупателям отпускалось не более 2 фунтов. Очередь стояла до запора лавок».

Дела общественные

Кстати, купец второй гильдии Михаил Петрович, внук Ивана Ивановича, в течение двух десятилетий состоял гласным Владимирской городской думы. Лишь по уважительной причине (по своим торговым делам выезжал в столицу и другие города) не присутствовал на ее заседаниях. Он входил в комиссию по замощению городских улиц, был членом Владимирской казённой палаты и учётного комитета по торговым векселям Владимирского отделения Государственного банка, председателем наблюдательного комитета городского Общества взаимного страхования.

Не располагая громадным состоянием, Михаил Петрович тем не менее занимался благотворительностью. В 1901 году он получил благодарность за участие «в деле устранения неудобств в сообщении города со Стрелецкой слободой». Более 20 лет Михаил Петрович помогал городской богадельне, посылая больным и престарелым из своих запасов муку и разные крупы. Кроме того, перечислил тысячу рублей на учреждение в «тихой обители» койки имени своего отца Петра Ивановича Бабушкина. В 1910 году пожертвовал 500 рублей на расширение здания богадельни. С августа 1914 года ежемесячно перечислял 80 рублей на содержание двух коек в городском лазарете.

О хорошем отношении Бабушкина к своим рабочим свидетельствуют события периода гражданской войны. В апреле 1918 года рабочие маслобойного завода объявили забастовку и продолжали ее до тех пор, пока арестованный новой властью Михаил Петрович не был освобожден.

По разные стороны баррикад

Революционные события 1917 года разделили представителей рода Бабушкиных на два противостоящих лагеря. Сын Михаила Петровича Дмитрий после окончания Политехнического института в Санкт-Петербурге добровольно ушел на фронт, был тяжело ранен. Лечиться приехал в родной Владимир. 9 ноября 1918 года его арестовали по делу о «Владимирском офицерском батальоне» и 20 ноября расстреляли как одного из организаторов контрреволюционной организации. Из протокола допроса: «Вступил в члены Организации, будучи уверен в гибельности Советской власти для России, теперь видя революцию на Западе я не уверен в правильности своей первоначальной линии. ...Не пожелал я открыть членов организации из-за боязни суровых репрессий к ним вплоть до лишения жизни». На вопрос уполномоченного Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем Эйдука, ведшего следствие, обещает ли он честно служить советской власти, Дмитрий Бабушкин ответил: «Остаюсь при старых политических убеждениях, а самое большее может быть нейтральным».

Племянник Михаила Петровича Василий оказался по другую сторону революционных баррикад. В 16 лет Василий стал одним из организаторов Владимирского союза молодежи «III Интернационал», членом РКП(б). По роковому стечению обстоятельств в те же ноябрьские дни 1918 года, столь трагичные для Дмитрия Михайловича, его двоюродный брат Василий Петрович вместе со своим другом будущим известным поэтом Александром Безыменским был избран делегатом I Всероссийского съезда Союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором вошёл в состав ЦК РКСМ. Впоследствии он находился на руководящей комсомольской работе. Но в 1937-м его постигла та же участь, что и Дмитрия: сначала арестовали, обвинив в участии в военно-фашистском заговоре, а затем расстреляли. И лишь в 1959 году реабилитировали посмертно.

Восстановлен в правах

В списке лиц, лишенных избирательных прав в 1928 году, значилось и имя младшего сына Михаила Петровича Евгения. В начале 1929-го Евгений обратился с ходатайством в президиум РЦИК о пересмотре дела, считая главным аргументом в свою пользу честно прожитые годы. Он окончил Владимирскую гимназию с серебряной медалью, затем учился в Петербургском политехническом институте на электромеханическом отделении. В начале 1917 года был призван на военную службу в школу механиков флота. Всю гражданскую войну провел на линкоре «Петропавловск» – «самом боевом корабле Рабоче-Крестьянского Красного Флота», защищал Кронштадт и Ленинград от наступления Юденича. Летом 1922 года по состоянию здоровья Евгений был освобожден от военной службы и устроился работать кассиром в частное торговое предприятие. Затем стал одним из трех его совладельцев, за что и был лишен избирательных прав. В 1926 году он по собственному желанию бросил занятие торговлей и поступил на государственную службу. 30 декабря 1930 года члены заседания президиума РЦИКа постановили восстановить Евгения Бабушкина в избирательных правах.

«Тяжело быть лишенцем»

Заключительный период истории семьи Бабушкиных связан с главой рода - Михаилом Петровичем, единственным из всей многочисленной семьи никуда не уехавшим из Владимира. Во время гражданской войны он передал государству все свое недвижимое имущество: дома, лавки, сенокосные пожни и маслозавод со всем оборудованием, материалами, запасами товара и текущие счета в банках, оставив себе лишь самое необходимое в домашнем хозяйстве.

Однако постановлением 1928 года Михаил Петрович как крупный торговец и владелец завода, использовавший наемный труд, был лишен избирательных прав. Это решение глубоко возмутило старика, и последние годы жизни он посвятил борьбе за свои гражданские права. После первых двух отказов от Владимирского горсовета 4 октября 1931 года и Ивановского облисполкома 22 ноября 1931 года он обратился в президиум ВЦИК. Начал свое заявление Михаил Бабушкин словами: «Ввиду такого жестко формального отношения как со стороны местного Горсовета, так и Ивановского облисполкома к моим просьбам...». Фактически Михаил Петрович устраивал чиновникам жесткий прессинг, не задумываясь о возможных последствиях.

Судя по стилю многочисленных обращений Бабушкина, чувствуется, что при любом количестве отказов он не смирился бы никогда с несправедливостью. Аргументация его достойна уважения: «Хотя при своей старости и болезненности я, возможно, и не буду в состоянии пользоваться активно избирательным правом, но прошу восстановить меня в правах, так как, при вполне лояльном отношении к устройству советской властью нового Государства, мне тяжело быть лишенцем, и я хотел бы в конце дней своих умереть полноправным членом Советской республики». Точку в борьбе бывшего купца за свое оскорбленное гражданское чувство поставила его кончина в 1936 году. Похоронили Михаила Петровича на Солдатском кладбище, которое не сохранилось.

Маргарита ВЛАДИМИРСКАЯ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
12 минут назад Житель Гороховца приревновал свою супругу к новому знакомому и заколол его
Ранее неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности житель Гороховца убил своего нового знакомого, потому что приревновал его к своей жене. В совершении этого преступления его признал виновным суд, сообщает пре…
29 минут назад Опубликованы графики работы больниц и поликлиник Владимирской области в праздники
Министерство здравоохранения Владимирской области опубликовало график работы государственных лечебных учреждений в майские праздники. Так, стационар областной детской клинической больницы с 28 апреля по 1 мая и с 9 по 12…