Общее правило (список стран, использующих ту или иную систему налогобложения, - здесь): если в стране прогрессивная шкала НДФЛ, то это богатая страна с динамичной и современной экономикой, живым финансовым сектором и высоким уровнем социальной справедливости и, соответственно, с низким уровнем социального неравенства.
В России применение плоской (единой) шкалы налогообложения также преподносится и как социальное достижение, и как эффективный способ налогового администрирования, и как средство борьбы с оттоком капиталов и уходом в конвертные зарплаты. Любая дискуссия о необходимости перехода к прогрессивной шкале пресекается экономическим блоком правительства именно этим: «прогрессивку» трудно администрировать, от нее налогоплательщик побежит «в тень» или за рубеж (как будто этого не происходит сейчас).
Прогрессивная шкала наиболее выгодна региональным и местным бюджетам - по Бюджетному кодексу, в бюджеты субъектов РФ зачисляются 85 процентов НДФЛ, а оставшиеся 15 процентов зачисляются в местные бюджеты (районы и муниципальные образования). Прогрессивная шкала НДФЛ позволяет стабилизировать и пополнить именно региональные и местные бюджеты, что особенно важно с учетом возложенных на них обязательств («майские» указы, например) и изыманием части налогов и сборов целиком в федеральную казну. Прогрессивная шкала НДФЛ резко сократит имущественное расслоение россиян, достигшее невиданных по цинизму величин.
При введении прогрессивной шкалы НДФЛ, конечно, надо определить величину доходов, с которых налог не уплачивается совсем, а также определить разумную шкалу доходов и налоговых ставок, и чем многоступенчатее будет эта градация, тем справедливее будет система налогообложения.
Что касается администрирования НДФЛ и опасений «ухода в тень», то да — это вопрос федеральных властей. Их эффективности и профессионализма.
В США, Франции, Скандинавии и Германии таких вопросов не возникает.