2 августа 2017 в 14:06

Промотанное наследство купца Кольчугина

Фото: Наталья Ларина
Комитет общественных связей и СМИ АВО в этом году придумал цикл пресс-туров по городам и районам области под названием «Владимирскими проселками».

Цель — отчасти просветительская (через публикации в областных и районных СМИ рассказать всем жителям области о достопримечательностях и сегодняшнем дне отдельных территорий области), отчасти... Ну, скажем так, эта цель - нести эффект плацебо. Мол, несмотря на трудности, мы твердой поступью...

С точки зрения пропаганды так и положено — выдавать нужду за добродетель. Но название проекта - это прямая аллюзия с творчеством честного, не прятавшегося от горькой правды писателя Солоухина. На прошлой неделе мы отправились «Владимирскими проселками» в Кольчугинский район. Принимающая сторона старалась показать все самое лучшее. Мы ценим и уважаем их труд, волю и достижения. Но вопросы все равно остались - и не все удобные...

Было и стало

Вот, например: известно, что город (с 1931 года) Кольчугино возник в 70-х годах XIX века как поселок при двух заводах. Оба принадлежали московскому купцу Александру Григорьевичу Кольчугину. Заводы были медерасковочный и проволочный. Затем потребовалась железная дорога, самая эффективная на то время транспортная инфраструктура. Позже, на рубеже позапрошлого и прошлого веков, в Кольчугино стали делать весьма ходовые товары народного потребления — самовары.

И тут у нас первый вопрос: почему в XIX веке купцу второй гильдии Кольчугнину выгодно было инвестировать в отечественную экономику (и еще строить дома для инженеров и общежития для рабочих)? Почему он не выводил капиталы за рубеж? Почему не прятал их в офшорах? Почему не проматывал в «Яре» с цыганами или с профурсетками в Ницце?

Далее: при Советской власти что было в Кольчугино? Первое в СССР производство дюралюминия (сплав алюминия с никелем, медью и другими компонентами). Что такое дюраль? Это абсолютно необходимая вещь для того, чтобы страна имела современную авиацию, в том числе военную. Отсюда второй вопрос: почему СССР в ХХ веке были нужны дюраль и авиация, а России в XXI веке - нет?

Советский аналог дюралюминия назывался кольчугалюминием! Да, если «международный» дюраль назван в честь немецкого города Дюрена, где его создали, а кольчугалюминий — это в честь города Кольчугино! В 1922 году, когда в стране была разруха, голод и другие последствия гражданской войны, Россия уже думала о собственной металлургической и авиастроительной базе. На базе Кольчугинского завода цветных металлов («Кольчугцветмет») был получен кольчугалюминий, по качеству и эксплуатационным свойствам не уступавший немецкому дюралю. Еще вопрос: что было бы с СССР, если бы власти страны вкладывали деньги в роскошь и ненужные понты, а не в производственную базу? Чем и на чем бы мы воевали с фашистами?

Кольчугино появилось на свет, росло и развивалось только и исключительно благодаря своей уникальной заводской мощи.

А что сегодня? Сегодня Кольчугино — моногород. Почти вся его производственная база — это АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» УГМК-холдинга. «Историческое» объединение двух заводов (кабельный и «Кольчугцветмет») случилось в мае 2017 года.

Экскурсия председателя местного отделения областного Союза краеведов Татьяны Харитоновой шла с лейтмотивом: Кольчугино — это город, куда надо обязательно приехать и узнать о нем больше. Это точно. Узнать, например, хочется следующее: отчего в Кольчугино исчез металлопрокат, чем кольчугинцы всегда по праву гордились? Отчего не используются и почти забыты уникальные профессиональные навыки местных инженеров и рабочих? Почему тысячи кольчугинцев, не имея дома хорошей работы и достойного заработка, едут, как крестьяне-отходники, за длинным рублем в Москву?

А ведь что такое отхожий промысел?

Во-первых, это массовое превращение инженерного и рабочего состава — элиты любой индустриальной державы — в непроизводительную прислугу: охранников, сторожей, грузчиков. А трудовая миграция педагогов и медиков — это качественное ослабление кольчугинских образования и здравоохранения. Следовательно, это конец Кольчугино как индустриального центра и превращение его в моногород со всеми вытекающими рисками и негативными последствиями, со скукоженной и уязвимой от обстоятельств судьбой.

Во-вторых, это деградация общего уровня населения. Правило таково: город, где востребованы инженеры и высококлассные рабочие, разительно отличается в лучшую сторону от деиндустриализированного населенного пункта во всем: и по насыщенности интеллектуальной и культурной жизни, и по уровню образования и медицины, и по степени свободы духа. И, кстати, в индустриальных городах значительно выше запрос на качественное управление своим населенным пунктом, требования к уровню власти.

Третье: «отхожий промысел» катастрофически бьет по местному бюджету. Смотрите: тысячи человек работают в Москве и там платят налоги. А вся социальная нагрузка (образование, медицина, соцобеспечение) лежит на местном бюджете. Который налогами от «отходников» не наполняется.

«Отхожий промысел» создает и колоссальные социально-демографические проблемы: распад семей, фактическая «безотцовщина», повышенный уровень подростковой неустроенности, беспризорщины, преступности, алкоголизации и наркомании. И это — не говоря уже о «просто» стрессах, ЗППП и прочем.

Я ни в коем случае не хочу обидеть ни кольчугинцев, ни жителей других «подмосковных» районов. Они живут и выживают как могут в существующих обстоятельствах. Их, скорее, надо благодарить, что они пытаются что-то сделать даже в этих сложнейших условиях.

И у меня нет готовых рецептов преломления ситуации к лучшему. Почти единственное, что я могу сделать — ставить вопросы.

Моногород ставит на туризм?

Итак, что делать промышленному городу, почти лишившемуся промышленности? В Кольчугино — и он не исключение — ставят на туризм.

Будь мы баснописцами, мы бы написали: «Творческий и крепкий кольчугинский характер позволил жителям найти новые точки роста в новое время».

На самом деле это полная чушь.

Во-первых, если все, кто ранее производил добавочную стоимость, а сейчас позакрывался, будут «ставить на туризм», кто будет этими туристами? На какие шиши неработающие люди деиндустриализированной страны поедут по «владимирским проселкам»? 10 миллионов офисного планктона, сидящего «на трубе», ринутся в Кольчугино? Не смешите. Их направление — запад и юг, а уж никак не Кольчугино или там Вязники.

Во-вторых... Да, на крупных предприятиях принимают туристические группы. Индустриальный туризм интересен. Но вряд ли конвейер завода «Вольво» в Гетеборге строился для туристов. Его назначение — делать машины и оборудование. А туристы — приятный, но крохотный бонус к основному производству.

Честь и хвала оставшемуся в Кольчугино предприятию. Оно и сегодня дает 60-процентный вклад в экономику района. Но кому было бы плохо, если бы таких предприятий было больше одного? Если бы десятки тысяч кольчугинцев могли работать, зарабатывать, тратить деньги и платить налоги на своей малой родине? Кто бы от этого проиграл?

Спросили главу района Владимира Харитонова, как он отнесся к тому, что «Кольчугцветмета» больше нет в городе. Харитонов признался: он был взволнован вестью о реорганизации «Кольчугцветмета». Ведь на заводе когда-то работало 17 тысяч человек! И каких! Уникальных управленцев, инженеров, технологов, специалистов. Харитонов дипломатично сказал, что инвестиции, которые пошли в объединенную производственную площадку, дают уверенность в завтрашнем дне завода.

А города? Почему шесть управленцев администрации района, обучаясь в Сколково по программе развития моногородов, вынесли оттуда мысль, даже защитили в Правительстве России программу, даже доказали (!), что источником будущего развития города будет туризм? То есть в Кольчугино, в Сколково и в Правительстве РФ вопрос о реиндустриализации города уже даже не ставится? То есть стране не нужна продукция машиностроения, металлообработка, наукоемкие и с высокой добавочной стоимостью товары? Простите, но станок по производству метизов или инструментальный цех по изготовлению гаечных ключей, размещенные на сотнях метрах пустующих производственных площадей, были бы для моногорода в сто раз полезнее, чем утопическая «ставка на туризм». Она сработает в Суздале — но не в Кольчугино.

Еще о туризме

Я не против развития туризма. Но, во-первых, оно не должно подменять индустриального развития. Во-вторых, создание туристической инфраструктуры — штука затратная. Инвестиции окупаются долго, и не факт, что окупятся.

Харитонова спросили: как город собирается принимать потоки туристов, если на узких улочках Кольчугино экскурсионному автобусу даже трудно развернуться? Вот уровень ответа: мол, в итальянском Бари старые улочки настолько узкие, что по ним вообще не проедешь. А туристов - множество.

Да, но где Бари, а где — Кольчугино? Или в Кольчугино уже есть Адриатика с ее пляжами? Или мощи Николая Чудотворца, поклониться которым (только за этим!) едут ежегодно 2,5 миллиона христиан? Уже есть такая же развитая транспортная, отельная, ресторанная и прочая сеть? Есть сопоставимый с Апулией (область, столицей которой является Бари) объем ВРП в 70 миллиардов евро?

Производство, производство и еще раз производство! Крупное, среднее, мелкое, промышленное, аграрное - любое! Только это дает местному сообществу уверенность в завтрашнем дне, а бюджету — налоги, на которые можно развивать «надстроечные» хотелки: дороги, социалку, благоустройство. Без производства любые сколковские мечты останутся лишь воздушными замками.

В развитие инфраструктуры в Кольчугино записывают программу формирования комфортной городской среды (но добавляют, что «многое еще предстоит сделать»). Так это не для туристов — это для самих жителей: дворы благоустроить, лавочки поставить, парки разбить. Урны понавтыкать, черт возьми, чтобы было куда окурок или фантик бросить!

По проекту «5 шагов благоустройства» после совета с горожанами решено оборудовать лыжероллерную трассу с тиром-стрельбищем для пневмобиатлона на стадионе «Кабельщик». Допустим... Сколько-то спортсменов приедет, в городе поживет, соревнования проведут. Но сделает ли это городу кассу?

Но пока что планов громадье - и лишь в проектах. Только на следующий год есть план (!) взяться за обновление Дворца культуры (до революции этот старейший в губернии Народный дом исправно работал и регулярно ремонтировался, иначе б не простоял 115 лет). Нет в городе и краеведческого музея. Но уже решено, что будет! И тогда держись, Бари?..

Мастера искусств в картинной галерее

Чем страннее местные идеи насчет светлого будущего, тем большего уважения заслуживают люди, которые в Кольчугино заняты реальным делом.

Вот, например, редчайший для наших райцентров феномен – муниципальная картинная галерея. Да, творческих людей в Кольчугино много. Они здесь выставляются. Проводят различные мастер-классы, в том числе - по росписи шелковых тканей. Роспись по шелку - это одна из успешных «фишек» Кольчугино, тут созданы и работают несколько таких мастерских.

Или вот тумановская роспись, названная в честь мастера Елены Тумановой. По образованию архитектор, она уже 30 лет развивает авторское направление в декоративном искусстве. Пишет Туманова гуашью, акварелью, золотой акриловой краской, и опыт архитектора-дизайнера придает декоративным тарелкам Тумановой композиционное совершенство.

Есть люди дела и в селах района. В гостевом подворье «Сергиева заводь» москвич Сергей Трушин развивает свое удивительное хозяйство. На шести гектарах у него собственно заводь и много объектов для отдыха и развлечений вокруг: гостевые дома, конюшня, кузница, баня, мини-зоопарк. Плюс ферма, где и овощи, и молоко, и другие продукты для гостей и хозяев — высокого качества. Плюс - новая сыроварня.

Молодец Трушин, он нашел и свою нишу, и свою клиентуру (по большей части гости из Москвы). Но положа руку на сердце: разве десятки, а не сотни и тысячи таких предпринимателей должны быть в каждом из наших районов?

Тогда и с Бари можем тягаться...

Еще удачный опыт - у поселка Раздолье работает конно-спортивный клуб «Иго-гоша». Конюшня с лошадьми разных пород, выведенных в ходе кропотливой племенной работы, школа классической верховой езды. Разводят здесь лошадей тракененской, донской и буденновской пород.

И вновь на заводы

Но повторю: милые фермы и заводи, шелковая роспись и декоративные тарелки (даже коммерчески успешные) — это всего лишь приятный бонус в дополнение к серьезной производственной базе, которой когда-то обладал — и должен обладать — такой город, как Кольчугино.

Посещение цеха АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» произвело впечатление. Качественная продукция мирового уровня. Широкая номенклатура. Классные специалисты. Современное оборудование. Увы, не наше, итальянское (кстати, ставят ли в пресловутом Бари российские станки?).

Высокая степень автоматизации, большой уровень добавленной стоимости, возможности современных технологий позволяют заводу не нуждаться в былой штатной численности. Однако жителей в Кольчугино не стало меньше, чем 30-50 лет назад. Надо где-то работать и остальным. Значит, таких производств, пусть малочисленных, но высокоэффективных, в городе должно быть не один-два, а десятки!

В репортаже о Кольчугино нельзя не сказать о фабрике «АргентА». Это одно из современных предприятий, возникших в орбите кольчугинской цветной металлургии. «АргентА» из сплава серебра и меди выпускает удивительные вещи: столовые приборы, посуду, сувениры, знаменитые кольчугинские подстаканники, а в сотрудничестве с Питерским Императорским фарфоровым заводом — фарфор в серебряном обрамлении.

И вот вновь — на производстве работают 300 человек. Им, их рукам и таланту — честь и хвала. Но это — произведения искусства, по сути, штучный товар. Они создают славу городу, тешат самолюбие и потакают тонкому вкусу группы ценителей. Но это не массовое производство, «делающее» экономику. Французские гобеленовые и мебельные мануфактуры выпускали прекрасные вещи ручной работы и высокой ценности. Но «мастерской мира» (и владычицей морей, и мировым экономическим лидером, и т.д.) стала фабричная Британия, где делали не только эксклюзивные штучки, но и наладили массовое производство и сбыт.

Только так становятся богатыми.

Сергей ПАВЛОВ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Законодательное Собрание Владимирской области празднует 30-летний юбилей
Первый созыв Законодательного Собрания Владимирской области был сформирован в 1994 году. В честь 30-летия на торжество в здание правительства Владимирской области приехали депутаты разных созывов, гости из Федерального С…
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…