У причала близ мостика через Каменку, соединяющего кремль и Музей деревянного зодчества, нас встречает камерный речной трамвайчик «Колибри». Его построил своими руками Алексей Полтев. Выпускник водного института он всю жизнь проработал штурманом на Волге, водил речные сухогрузы «Волгодон». А когда вышел на пенсию, приехал туристом в Суздаль и влюбился в мелкую Каменку и неповторимое природно-архитектурное убранство ее берегов. И тогда Алексей построил корабль, чтобы волшебными видами Суздаля с реки могли любоваться жители и гости города- музея.
Шесть лет назад Каменку почистили, она стала глубиной три метра, и этого оказалось достаточно для судоходства.
- Не тесно вам здесь после Волги?
- Нет, - уверяет Алексей. – Каждый раз иду, как вновь. Виды - иной раз даже до мурашек. Это не слова, это правда! И «Колибри» наш уютненький, маленький, созвучен с этой речкой.
Пятнадцатиместный речной трамвайчик, имя получивший в честь птички-невилички, - на самом деле маломерное судно, правда, максимального размера: 12 метров в длину, чуть более четырех - в ширину. И хотя это судно - одно-единственное на Каменке и волны здесь больше 10 см высотой никогда не видели, оснащение у него отнюдь не игрушечное.
- У нас есть ходовые огни, требуемые по регистру, радиостанция, хотя связываться здесь не с кем, профессиональные спасательные жилеты и даже 16-килограммовый якорь, - рассказывает судовладелец.
После этого мы с легким сердцем отправляемся на водную экскурсию. Вообще, на «Колибри» прекрасный, профессионально сделанный аудиогид, но у нас - живой экскурсовод. И речь – об истории не города, а предприятия.
Справа по борту остается Кремль с его пряничными архиерейскими палатами и голубыми куполами Рождественского собора. По левую сторону - двухэтажный дом с мезонином. Здесь, в общежитии сельскохозяйственного колледжа, в период навигации живет вся команда. Из окон виден технический причал, где ночует «Колибри». Это главное удобство!
Алексей Полтев родом из Шуи. Его молодой напарник, капитан корабля, тоже Алексей, - из Курской области. Он на лето привозит в Суздаль жену и сына. Планирует перебраться во Владимирскую область насовсем. Команда «Колибри» покупает патент и платит налоги именно здесь.
...В это время мы огибаем вал XII века, впереди показалась стройная колоннада Гостиного двора. А под обрывом – причал катамаранов. «Колибри» плавно движется в сторону деревянного мостика.
- Раньше здесь оканчивался маршрут. Но мы подняли центральный проем моста, чтобы «Колибри» мог проходить дальше. Сделали проект, высчитали все прогибы, толщину бруса, и тогда получили разрешение Госинспекции по охране памятников, - рассказывает судовладелец. - Надо понимать, что Суздаль - жемчужина «Золотого кольца», находится под защитой ЮНЕСКО, поэтому строительство или изменение любого объекта надо согласовывать.
Мост (впрочем, как и корабль) строили собственноручно. И сами поддерживают путепровод в безопасном состоянии: укрепляют, если вдруг зашатался или перила поломались.
- Это наша безопасность - нам же под ним ходить, - объясняет Алексей Полтев. Сейчас, кстати, местные жители зовут его «Мост надежд» и загадывают желания, стоя на нем в тот момент, когда внизу проходит «Колибри».
На подходе к мосту навстречу «Колибри» выдвигается стая уток.
- Мы даже сбавляем скорость, потому что они не торопятся отворачивать, - Алексей бережно относится не только к своему кораблю, но и к реке с ее флорой и фауной. Кстати, судоходство, пусть и со скоростью 8 км/ч предотвращает заболачивание Каменки. Там, где ходит «Колибри», - чистые плесы, а у берегов – уже опять заросли и мелководье.
- Где зимует «Колибри»? – интересуемся.
- Приют ему дает местное ПАТП. Спасибо им за это! 1 ноября с окончанием навигации ставим судно на платформу и посуху отправляем в гараж, - рассказывает Алексей. – А в марте начинаем снова готовиться к навигации. Красим днище, палубу, обновляем леера, проходим техосмотр. С такой заботой кораблик сто лет прослужит!
За разговорами доходим до самой эффектной точки маршрута. Справа на горе - Александровский монастырь, слева - Покровский. Прямо по курсу - величественные башни Спасо-Евфимия. Вид на Суздаль с воды удивительно прекрасен! Под монастырскими стенами делаем разворот. Дальше путь преграждает еще один низкий пешеходный мостик. На обратном пути интересуемся, куда «плывет» бизнес Алексея? Планирует ли он продлить маршрут или сделать что-то подобное на Клязьме?
- Содержать «Колибри» в порядке и радовать суздальцев и туристов – этого мне достаточно. Пускай кто-нибудь другой займется Клязьмой. А вот причал хотелось бы благоустроить. Приходят пассажиры, ждут рейса, а присесть им негде. А почему бы не поставить беседку красивую, чтобы люди могли еще и от дождя спрятаться? - улыбаясь, разводит руками Алексей.
Алексей излучает готовность браться за дело и брать на себя всю ответственность. И при этом преисполнен любви к миру. Редкое сочетание личностных качеств.
- Передо мной всю жизнь – пример моего отца, - отвечает на не заданный вопрос о природе его удивительного характера Алексей. - Папа вернулся с войны без ноги. Понял, что в деревне инвалиду делать нечего, и поступил в Рязанский пединститут. Воспитал меня, сестру, стал кандидатом наук, доцентом, всю жизнь проработал в Шуйском пединституте завкафедрой педагогики и психологии. При этом сам и дрова пилил, и воду носил на костылях. Он мне всегда говорил: «Озлобишься на людей - себя потеряешь».
Алексей, следуя завету отца, людей любит. Ему нравится общение – за пять лет, говорит, ни одного нарекания от пассажиров «Колибри» - только слова благодарности. Иногда даже в песенной форме - фольклорный ансамбль «Суздалянка» сочинил песню «Речной трамвайчик», которую теперь можно услышать на борту «Колибри».
...Кораблик пристает к берегу, команда из двух человек провожает нас теплыми улыбками.
- Мы работаем и рады гостям! – на прощанье говорит организатор единственного водного маршрута в области.
КОНКРЕТНО
Речной трамвайчик «Колибри» отправляется в рейс каждый час с 11.00 до 21.00. Маршрут рассчитан на 40 минут. Цена билета - 350 рублей. Детям до 10 лет, инвалидам с сопровождающим - бесплатно.
Фото Антонины Егоровой.