После масштабной проверки, проведенной по всей стране Рослесхозом в сентябре 2016 года, введен мораторий на санитарно-оздоровительные мероприятия в лесу, под видом которых раньше сводился здоровый лес сверх расчетной лесосеки. «ВВ» писали об этой практике в материале ««Черные» лесорубы становятся «серыми»». В нашей области такой мораторий был введен еще в 2015 году.
- В результате люди из разряда лесопромышленников перешли в разряд «черных лесорубов». Техника загнана в глухие районы, - рассказал об итогах борьбы с незаконными рубками директор ДЛХ АВО Альберт Андреев.
Но браконьеров находят и в глухих чащах. Департамент провел 1700 проверок. 46 межведомственных групп работают по утвержденным ДЛХ маршрутам для пресечения незаконных рубок. Проведено 890 проверок на дорогах области на предмет наличия у водителей лесовозов документов на древесину. Результат — 106 уголовных дел с ущербом в 120 миллионов. Самый крупный случай браконьерства выявлен в апреле в Селивановском районе - в Качаловском лесничестве украдено 506 кубов древесины на 7 миллионов.
«Жучок», по словам директора департамента, тоже не так страшен, как его малюют отлученные от кормушки «серые лесорубы». В нашей области 14 тысяч га заражены пилильщиком и 700 га — короедом-типографом. Но, по мнению Андреева, ситуация не критичная.
С тревогой ждет Андреев нормативно-правовых актов для реализации «лесной амнистии», закон о которой принят 29 июля 2017 года. Он устанавливает приоритет кадастра над государственным лесным реестром. А это значит, что все самовольно застроенные лесные участки будут изъяты из Гослесфонда. Масштаб возможных потерь департамент оценить затрудняется. Но по неофициальным данным, из 1,466 млн га Гослесфонда в регионе отчуждено около 16000 га. Лес захватывали предприниматели, дачники и даже местные власти во всех без исключения муниципальных образованиях (подробно об этом мы рассказывали еще в 2015 году в материале «С бору по сосенке, или Как мы теряем лес».
Вообще, Андреев считает, что все проблемы в лесном хозяйстве носят системный характер и одинаковы для всех регионов России с разницей лишь в масштабах. Изменения лесного законодательства последних десятилетий привели к сокращению инспекторского состава в 4 раза, к износу техники, который в нашей области достиг 85 процентов и, как следствие, к пожарам и разгулу браконьерства.
Но есть и хорошая новость. В год экологии впервые сделан упор на лесовосстановление. Впервые в области будет посажено леса столько же, сколько вырублено — 7 тысяч гектаров. Это на 43 процента больше, чем в прошлом году. Весной лесовосстановительные мероприятия уже были проведены на 4,7 тыс га. Очевидно, что эти мероприятия требуют продолжения и по завершении года экологии. Иначе от наших лесов, покрывающих сейчас половину территории области, останутся одни воспоминания.