30 августа 2017 в 14:27

Чему учиться?

Сколько существует человечество, столько предыдущие поколения пытаются передать последующим накопленные знания и навыки. И ровно столько же идет и спор о том, тому ли мы учим наших детей, и так ли, как надо. И вообще, может, нам уже пора отменить уроки изготовления кремневых топоров, поскольку все прогрессивные племена давно перешли на охоту с луками?..

...В общем-то, история показала, что советское школьное образование было и эффективным, и основательным. Другое дело, что та система была выстроена: а) под определенное общественное целеполагание и б) под реальные возможности самореализации. Каждый мог стать и лириком, и физиком, мог добиться высоких позиций в науке, инженерии, искусстве и где угодно еще. По крайней мере, имущественных и сословных рамок почти не было.

Для успеха от личности требовались способности, а от государства — хорошее разностороннее базовое образование и возможность социальных лифтов. Идеология в советской школе, конечно, была. Но, во-первых, не такая страшная, как ее малюют. А во-вторых, многие вещи шли детям на пользу. Та же подготовка к армии, например. Или сбор макулатуры-металлолома, что было не только элементом социализации, но и зачатком экологической культуры.

Учитель — слово мужского рода, но и советская школа, и нынешняя российская тем более - чересчур женская. Женская школа может хорошо научить, но она не может правильно воспитать.

Наши учительницы хотели, чтобы мы были послушными, не дрались и принимали все на веру. Они были против того, что как раз учителя-мужчины поощряют. А мы не были послушными, дрались и спорили. Мы неплохо учились, но за поведение имели неуд. Впрочем, это было не благодаря, а вопреки. И кстати, нынешние европейцы стали безропотными и толерантными «вегетарианцами» потому, что две мировые войны выкосили из школ учителей-мужчин. А вот в мусульманском мире учителя по-прежнему в основном мужчины. Делайте выводы сами.

Сегодня, когда многие предлагают реанимировать советскую систему образования, надо понимать, что качественно изменилось общественное целеполагание. Об этом громко не говорят, но теперь нужен «человек покупающий» и «человек, правильно голосующий». Изменилась и система ценностей: молодец не тот, у кого больше знаний и талантов, а тот, у кого больше денег и связей. И главное - за малым исключением отсутствуют социальные лифты. Сколько бы и как бы ты ни учился, президентом банка тебе не стать, если у тебя нет правильного папы (мамы).

Но стратегия «а что толку учиться, если это все равно в жизни не пригодится» - неверна. В современном обществе для хороших спецов всегда найдутся нужные обществу ниши, занимать которые золотая молодежь не хочет, а балбес — не может. Учиться — и хорошо учиться, крепко и качественно, и обязательно добирать самообразованием, поскольку школа все-таки учит «галопом по европам» — это единственный шанс достичь успеха для тех, кто не родился с золотой ложкй во рту.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
36 минут назад Жительница Александрова приобрела контрафактных сигарет на 185 тысяч рублей
Александровский городской прокурор утвердил обвинительное заключение в отношении одной из жительниц города. Женщину обвиняют в приобретении и хранении контрафактной табачной продукции. Подробности сообщает пресс-служба П…
час назад Ко Дню Победы город Владимир украсят 800 флагов и более 200 плакатов
Город Владимир готовится к празднованию Дня Великой Победы. С 22 апреля в областном центре начались работы по его праздничному оформлению. Флаги и баннеры размещают на основных транспортных магистралях, площадях, в парка…