- Максим Владимирович, ситуация с АЧС ежегодно повторяется. Неужели нельзя, имея уже опыт предыдущих лет, подстраховаться и не допускать новой вспышки?
- В 70-х годах ХХ века АЧС появилась в Испании и Португалии. Побороли ее там лет через 20, когда радикально сократилось поголовье животных. На сегодняшний день единственная стопроцентная гарантия защиты территории от АЧС – полное отсутствие на ней свиней и диких кабанов. При всех других раскладах риски остаются. Они снижаются с увеличением уровня ветеринарной защиты животноводческих комплексов и сокращением поголовья свиней, но все же не исчезают полностью. Даже если на какой-то территории вирус побежден, всегда есть угроза занесения его извне.
- В чем причина такой «заразности» АЧС?
- Вирус АЧС очень живуч. Цикл его жизни – до года. Причем, не включая время зимних морозов, когда он просто «консервируется». То есть вирус, оказавшийся с выделениями зараженного животного осенью прошлого года, активен и в этом году, и все лето следующего года. Достаточно вирусу попасть на одежду грибника или охотника, который потом контактирует со свиньями или с зерном, позже переработанным на комбикорм – и вот вам новый очаг заболевания. Поэтому после прошлогодней вспышки АЧС нынешняя была вполне предсказуема, хотя департамент ветеринарии делал все, чтобы ее избежать. Мы проводили и проводим разъяснительную работу с населением, убеждая людей переключиться на выращивание других мясных животных или птицы, объясняем им риски. Но мы не имеем права запретить людям держать свиней - за исключением тех территорий, на которых уже проводились карантинные мероприятия.
- Но ведь свиноводство - самое рентабельное производство мяса, исходя из уровня затрат на килограмм продукции. Отказываясь от свиноводства, мы многое потеряем.
- Сейчас на территории Владимирской области нет условий для выращивания свиней на личных подсобных и фермерских хозяйствах. Точнее, нет гарантий, что вспышка АЧС не сведет на нет все усилия селян.
- А для чего у нас тогда государственные ветеринарные службы? Это ведь их задача - защитить вверенную территорию от опасных эпизоотий, а граждан – от сопутствующего ущерба.
- Именно этим мы и занимаемся. Но, как я уже сказал, вакцины от вируса не существует. Вирус АЧС отличается быстрой мутацией. Новые штаммы появляются быстрее, чем вирусологи успевают сделать вакцину. Это не значит, что ученые оставили попытку ее изобрести, но на сегодня у нас, как и во всем мире, нет ни вакцины от АЧС, ни лекарства от этой болезни. А потому из существующих средств борьбы с АЧС со стопроцентной эффективностью – полная изоляция от зараженных территорий. Это нереально – не в эпоху натурального хозяйства живем, да и людей не запрешь в резервации, есть право на свободу передвижения. Либо - уничтожение всех свиней. На Кубе во время эпидемии АЧС именно так и поступили: уничтожили все поголовье, а потом, выждав несколько лет, завезли здоровых животных. Однако Куба намного меньше России. В наших масштабах такое проделать очень сложно по экономическим причинам. К тому же Куба - социалистическая страна с централизованным управлением экономикой. Тот путь, который выбран в России, в наших обстоятельствах наиболее приемлем. Карантинные меры с утилизацией поголовья свиней и годичным посткарантинным запретом за возобновление свиноводства вводятся только на территории очагов АЧС.
Одновременно мы проводим просветительскую работу, убеждая граждан воздержаться от разведения свиней и переходить на альтернативные виды животноводства, или принимать все необходимые меры для снижения рисков: не приобретать поросят с рук, без ветеринарных документов, все корма пропаривать и т.д. Кроме того, ведется работа по снижению поголовья диких кабанов.
- Эта проблема неожиданно сплотила защитников животных и охотников. Они недоумевают: почему уничтожают кабанов, если вирус точно также могут разносить люди?
- Люди могут являться переносчиками вируса, но не его носителями. Вирус АЧС хоть и живет во внешней среде довольно долго, но даже при самых благоприятных условиях через два года он точно исчезнет, если ему не удастся найти организм носителя для размножения. А «хозяином» вируса являются только свиньи.
Если домашние свиньи все же ограничены в территории передвижения, их легче контролировать и локализовать очаг в случае вспышки заболевания, то территория обитания и миграции кабанов шире. Следовательно, и риски распространения инфекции выше. Численность поголовья диких свиней, при которой мы сводим к минимуму риск распространения АЧС – 1 кабан на 4000 га. Во Владимирской области сейчас поголовье кабанов в 2 раза больше этого показателя. Можно, конечно, жалеть диких свинок... Но расплата за эту жалость - эпидемия АЧС и огромный экономический урон.
- В прошлом году многие селяне, попавшие под карантинные меры, говорили, что АЧС – заговор крупных свиноводческих хозяйств против конкурентов-единоличников. Сейчас прошла информация, что это заболевание зафиксировано в ООО «Борисовское» в Петушинском районе. Это подтверждено?
- Подтверждено. В крупных хозяйствах меры безопасности, как правило, на высоте. Тем не менее, к ним тоже может прийти беда. В Краснодарском крае были случаи, когда приходилось утилизировать поголовье крупных свинокомплексов. От человеческого фактора никто не застрахован.
- То есть в «Борисовском» причиной заноса вируса стал человеческий фактор?
- Пока не готов ответить. Наш департамент вместе с Россельхознадзором выясняют, каким путем вирус мог попасть на свинокомплекс. Теоретически может быть все, что угодно. Но не стоит без нужды множить конспирологические версии. Ситуация в регионе с АЧС неблагополучная, и вероятность случайного заноса вируса очень велика. Комиссия работает. Будут результаты - сообщим.
- У нас в прошлом году была еще одна напасть — вирус ящура. И мы до сих пор так и не дождались ответа, откуда же он был занесен?
- Мне тоже это интересно. Следствие ведется, но у меня нет информации. Возможно, это обусловлено тайной следствия.
- Разве специалистов департамента не привлекают к экспертизам?
- Нет. Но я предполагаю и надеюсь, что к следствию в качестве экспертов привлекаются компетентные и независимые ветеринары и вирусологи.
- Говорят, что вакцинация от ящура уже прекращена и не будет продолжаться…
- В этом году мы проводили еще одну вакцинацию. Сейчас ведем мониторинг ситуации. По его результатам будет принято решение, стоит ли возобновлять вакцинацию всего поголовья КРС в регионе или нет.
- Но как же так! Ведь как только пару лет назад мы прекратили сплошную вакцинацию, так ящур и появился...
- У вас неточные сведения. Сплошной вакцинации от ящура в области не проводилось уже много лет. А пару лет назад была отменена вакцинация в зоне, прилегающей к ВНИИЗЖ...
- К вопросу о вакцинах. От селян приходилось слышать, что от прививки от АЧС, которой, как вы сказали, не существует, свиней гибнет не меньше, чем от самой АЧС.
- Еще раз: от АЧС мы не вакцинируем животных. Нечем пока. Есть вакцина от классической чумы свиней. Применяется она несколько десятилетий. И пока к нам в 2007 году из Грузии не пришла АЧС, никаких страхов и слухов вокруг этой вакцины не было. Практика ее применения огромна, переносимость животными хорошая. Так что тут путаница. Возможно, у этих слухов и была какая-то первопричина. Например, вакцинация от классической чумы совпала во времени со вспышкой АЧС. Если люди занимаются животноводством, то мой им совет - всегда советоваться с ветеринарными специалистами и делать все обязательные и рекомендуемые прививки животным.
- Еще один болезненный вопрос. Компенсация за утилизированных в ходе карантинных мероприятий животных не покрывает весь ущерб их владельцам. Поэтому вполне прогнозируемы случаи, когда хозяева пытаются контрабандой вывезти животных из карантинной зоны и реализовать их с большей выгодой. Не лучше ли увеличить компенсации?
- И тогда коммерчески выгодным станет создавать очаги АЧС?.. Давайте рассуждать в правовом поле, а не только в финансовом. Компенсация – это не возмещение понесенных убытков. Тем более – недополученной выгоды. Понятно, что если бы поросенок вырос, да если бы хозяин не сдал его в живом весе заготовителю, а сам бы продал на рынке, то он, возможно, получил бы больше. Но в очаге заболевания поросенок точно не вырастет. Уберечь его от заражения смертельной для свиней болезнью не получится. Это первое.
Второе - ЛПХ, согласно законодательству, предполагают выращивание скотины для личных нужд, а не на продажу. И не совсем корректно ссылаться в этом случае на максимальную цену в конечной точке реализации продукта. В той цене и затрат больше – на аренду помещений, транспортировку, работу холодильников, ветеринарные справки.
Что же касается фермеров, то в каждом бизнесе есть свои риски. О рисках свиноводства в нашей области все предупреждены. Как и о последствиях контрабанды из зараженных территорий.
Приведу пример. Один предприниматель каким-то образом провез из зараженных южных областей поросят в Вологодскую и Архангельскую области. Продал там по деревням. Через неделю там - вспышка АЧС, падеж скота. И на дельца заведено уголовное дело. Посадят или заставят возместить все убытки. А желающим купить животных подешевле с рук, приведу пример, как уже в нашей области один животновод заразился от овец бруцеллезом и долго лечился. А есть болезни, которые передаются от животных к человеку и практически не лечатся. Например, трихинеллез. Поэтому не покупайте животных без ветеринарных документов. Подумайте о своем здоровье.
- Так что делать желающим вырастить поросенка для себя?
- Я бы не рекомендовал в ближайшие пару лет заводить свиней на подворье. Риск большой. А дальше - по ситуации. В соседней с нами Рязанской области, откуда к нам и пришла АЧС, эпидемия началась раньше и несколько лет возобновлялась. Но в этом году очагов заболевания там уже не зафиксировано. Поголовье свиней и кабанов сократилось до численности, позволяющей эффективно организовывать защитные мероприятия. Пока это именно так.