- Всегда считалось, что питание ребят в школе оставляет желать лучшего: и невкусно, и не полезно, - говорит врач-педиатр владимирской гимназии № 35 Тамара Арон. - Но это не так - рацион питания сегодня разнообразен. В нем много овощей и фруктов. У всех школьников есть возможность получать горячее питание два раза в день (завтрак и обед). Меню составляет технолог базовой столовой, а мы, медики, ежедневно снимаем пробы. Организован питьевой режим. В школах установлены фонтанчики, а в кабинетах есть бутилированная вода.
Тамара Геннадьевна объяснила, почему детям очень важно получать полноценное горячее питание, а не бутерброды или сухарики с газированными напитками. Потому что большую часть дня они проводят в школе, испытывают постоянную умственную нагрузку, да к тому же активно растут. Неправильное питание грозит заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Например, гастритом, запущенные формы которого могут привести к язвенной болезни.
Как ни удивительно, считает доктор, но больший урон организму ребенка наносит питание в семье в выходные. Когда не соблюдается режим приема пищи, употребляется много неполезных продуктов. Школьникам трудно отказать себе в удовольствии похрустеть чипсами, а взрослые не объясняют, чем чревато такое пищевое поведение. Да и жареные блюда (а не тушение или приготовление на пару) вредят детскому организму.
Тамара Геннадьевна рассказала, что в школе многие дети сегодня охотнее едят сосиски, нежели котлеты, не любят молоко и компоты из ягод, так как привыкли к газировке.
И все же какое питание считать правильным? Специалисты говорят, что оно должно соответствовать основным принципам: регулярности, разнообразию, адекватности, безопасности, и, конечно, еда должна доставлять удовольствие. Разнообразие нужно для того, чтобы растущий организм получал все необходимые элементы в достатке: белки, жиры и углеводы. Сегодня мы ругаем фастфуд, а причина его употребления в том, что родители не приучили ребенка с раннего возраста к разнообразному питанию. Школьник должен знать, какие продукты можно есть каждый день (например, рыбу, мясо), какие - иногда (сливочное и растительное масла, орехи, сухофрукты), а какие (сладости, копчености) - редко.
Другое правило, которое должен усвоить ребенок, - адекватность приема пищи: получай с пищей столько, сколько тратишь! Питание должно быть разным зимой и летом, для людей с различной двигательной активностью.
Регулярность питания - следующий принцип. Для приема пищи нужен режим, он может быть индивидуален. Школьнику в идеале нужно есть пять-шесть раз в день. Последний прием пищи (кефир или биойогурт) за 1,5-2 часа до сна.
Безопасность питания должна также войти в правило. Ребенка надо научить отличать свежие продукты от испорченных: изменение внешнего вида и неприятный запах - знак того, что продукты испортились и их нельзя есть. А еще с осторожностью надо относиться к новым блюдам. Они могут вызвать аллергическую реакцию или расстройство пищеварительной системы.
Следующий принцип - пища должна вызывать удовольствие. Надо формировать понимание и умение оценивать вкус блюда. Это не призыв к гурманству. Это помощь в профилактике заболеваний. И еще замечено, что чем дольше человек сидит за обеденным столом и тщательнее пережевывает пищу, тем меньше его вес.