- Фаина Ивановна, как известно, чем раньше выявляется патология, тем лучше результат лечения и реабилитации. Когда проходят первые обследования на предмет нарушения слуха?
- Первая диагностика - аудиологический скрининг проводится еще в роддоме, то есть в первые дни жизни человека. В выписке из роддома у каждого малыша должно быть записано: «отоакустическая эмиссия (ОАЭ) зарегистрирована» или «отоакустическая эмиссия не зарегистрирована». Если ОАЭ не зарегистрирована, то назначается повторное исследование - в месяц. Опять результат отрицательный? Тогда ребенку дается направление к специалистам-сурдологам, и мы проводим целый комплекс диагностических мероприятий, чтобы выяснить причину. Диагноз устанавливается до шести месяцев: или норму ставим, или начинаем реабилитацию. У деток, родившихся раньше срока или с малым весом, срок диагностики увеличивается, но к году окончательный диагноз уже поставлен. Если необследованный ребенок приходит к сурдологу после года, то и наша работа по реабилитации, и работа педиатров уходит в большой минус. Упущено время.
- Какое место в нарушении слуха занимают наследственный фактор и осложнения после заболеваний?
- Да, иногда патологии слуха возникают после болезни. Например, после менингита необходимо обязательно проходить обследование (независимо от возраста!), потому что осложнения на слух бывают почти в 80% случаев.
Наследственная тугоухость у нас регистрируется не так часто, и она проявляется в первые два года жизни. Безусловно, такие пациенты ставятся сразу на диспансерный учет и получают реабилитацию.
- В чем заключается реабилитация?
- Если нарушение слуха поддается коррекции слуховым аппаратом, то подбираем слуховой аппарат. Если он эффекта не дает, то есть фиксируется грубое нарушение слуха - до глухоты, то показана кохлеарная имплантация, оперативный метод лечения.
Это высокие медтехнологии. Операции проводятся в федеральных клиниках в Москве и Санкт-Петербурге. Но мы практически без ограничений, если есть показания, даем направления, так что для владимирцев этот метод лечения вполне доступен. С 2002 года, когда началось активное применение кохлеарной имплантации, около 100 жителей региона получили такую помощь - для нашей небольшой области цифра внушительная. 80% проимплантированных - дети, но операция показана и взрослым, потерявшим слух вследствие травмы или заболевания, но не рожденным глухими.
Операции для пациентов - абсолютно бесплатны, проводятся за счет госбюджета.
- Расскажите подробнее, как «работает» имплант?
- Во время операции в улитку заводится электрод, снаружи устанавливается речевой процессор, который крепится с помощью магнита. Звук идет в речевой процессор, там трансформируется в электрический стимул, который через волокна слухового нерва направляется в кору головного мозга, анализируется корой, и таким образом человек может распознавать звуки. Электрод ставится на всю жизнь, а речевой процессор меняется (бесплатно!) раз в 5 лет, в клиниках, где делали операцию.
После операции начинается реабилитационный процесс, который не менее важен.
- С какого возраста можно применять кохлеарную имплантацию?
- Здесь идет ограничение не по возрасту, а по весу пациента. Если вес ребенка менее 10 кг, то его не допустят до операции анестезиологи. Но с учетом времени на обследования, как правило, имплант можно ставить с годовалого возраста. Если операцию провести в первый год жизни, развитие речи пойдет естественным путем или близко к нему. Но, подчеркну, все индивидуально. Много влияющих факторов: особенности развития ребенка, его интеллекта, наличие сопутствующих заболеваний, например, неврологических патологий.
Надо учесть, что сама по себе операция не даст эффекта без дальнейшей работы со специалистом - педагогом, сурдологом.
- Как долго идет процесс освоения?
- В идеале через месяц, когда процессор подключили и настроили, начинается реабилитация. Занятия проводятся по месту жительства (например, в детских садах и поликлиниках во Владимире и районах) или в нашем Центре сурдологии. Активный процесс реабилитации в среднем занимает два года. У ребенка сформировалась речь, и дальше он идет в массовую школу - у нас есть такие примеры, но иногда процесс затягивается - и на 3 года, и на 5 лет.
У взрослых - легче, ведь человек потерял слух уже владея речью. После операции достаточно 2-3 настроек, и - возврат к прежней жизни.
- Не мешает ли такой микрокомпьютер в быту?
- Речевой процессор чуть больше слухового аппарата заушного типа. Магнит скрыт волосами. Но вопросы эстетики для наших пациентов уходят на второй план: дети оперируются в раннем возрасте и понимают, что только с таким аппаратом они будут слышать. Гораздо больше комплексуют родители, если ребенку в 5-6 лет требуется поставить слуховой аппарат.
Гигиене имплант не мешает - процессор на время водных процедур можно снять, но есть и водонепроницаемые модели, позволяющие, например, плавать в бассейне.
- Патологий, связанных с нарушением слуха, много. Как часто в областной Центр сурдологии обращаются, например, люди, страдающие возрастной тугоухостью? Или с хроническими отитами? Какую помощь вы можете им предложить?
- Радует, что культура населения повышается, и с каждым годом к нам обращается все больше владимирцев, имеющих нарушения слуха, в том числе и возрастные. Качество жизни хотят улучшить многие, и если раньше шли, когда глухота была глубокой, то теперь за протезированием обращаются и с первой-второй степенью тугоухости.
Но подбор современных средств реабилитации - это лишь часть нашей работы. На базе Центра проводятся сложные слухоулучшающие и слухосохраняющие хирургические вмешательства, относящиеся к медицине высоких технологий. В течение года мы делаем около сотни таких операций. Уровень владимирской микрохирургии уха не хуже федеральных клиник. За оперативным вмешательством при лечении, например, всех форм хронического среднего отита и отосклероза владимирцам не обязательно ехать в Москву. Операцию и послеоперационное лечение можно бесплатно и качественно получить в Областной клинической больнице.