20 сентября 2017 в 16:13

Убийца авианосцев «Адмирал Нахимов» меняет профиль и … фас

Несколько миллиардов рублей потратит Минобороны на ремонт и модернизацию одного из самых мощных российских тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан» «Адмирал Нахимов».С 1999 года корабль стоял у причала в Североморске. Его фактический ремонт начался лишь в 2013-м. Как обещают военачальники, на боевое дежурство «Адмирал Нахимов» заступит года через два (сроки, увы, все время переносятся) и станет наравне с тяжелым атомным крейсером «Петр Великий» главной ударной силой российского ВМФ. Каким будет обновленный крейсер? Зачем вкладывать колоссальные средства в «реанимацию» корабля, построенного в прошлом веке? Об этом в материале военного эксперта Дмитрия Литовкина.

«Адмирал Нахимов» - гигантский крейсер. Его можно сравнить с Эрмитажем или 20-этажным многоподъездным домом, шесть этажей которого находятся под водой. Длина корабля - 250, ширина - 29 метров. На корабле более 1,5 тысячи жилых и технических помещений. Экипаж - около 900 человек. Автономность плавания без пополнения продовольственных запасов - 60 суток.

Создавали крейсер (как, собственно, и всю серию проекта 1144) для противодействия американским авианосным соединениям в Мировом океане - отсюда и «убийца авианосцев». Залп из 24 сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Гранит» с фугасными или ядерными боеголовками гарантированно отправлял на дно американские эскадры, зарождая в советских военачальниках чувство уверенности в неуязвимости нашего ВМФ. Ведь кроме «Гранитов» на крейсере стоял целый арсенал: 96 ракет зенитно-ракетного комплекса ПВО дальней зоны поражения «Форт» - аналог сухопутного С-300, 128 ракет ЗРК «Кинжал» - аналог «Тора», 2 пусковые установки комплекса противолодочной обороны «Водопад». Несколько шестиствольных суперскорострельных пушек АК-630, ласково называемых моряками «металлорезками». Каждая из них делает более 1000 выстрелов в минуту, из-за чего они, в буквальном смысле, режут цель на кусочки. В арсенале крейсера предусмотрено и чисто артиллерийское вооружение - автоматическая двуствольная пушка АК-130, системы залпового огня по типу сухопутных «катюш» для борьбы с подводными лодками противника и морскими диверсантами.

Почему же такой мощный корабль (кстати, до апреля 1992-го крейсер именовался «Калининым») отходил менее 10 лет? Одна из причин - проблемы с атомным реактором. Другая - начавшиеся в стране перемены, отсутствие денег на ремонт корабля, изменение концепции применения ВМФ, в которой место огромных океанских исполинов заняли маленькие корветы и фрегаты.

До последнего времени на корабле размещался штаб 7-й оперативной (Атлантической) эскадры Северного флота. Но не стало и его. И единственной перспективой покинуть причал для крейсера стал его переход на судоремонтный завод «Звездочка» в Северодвинске на утилизацию. Против этого активно боролись ветераны ВМФ и военной промышленности, считавшие, что в современной России больше никогда не смогут строить такие корабли, а значит, необходимо сохранить хотя бы те, что есть.

Из четырех кораблей проекта 1144 в составе ВМФ остался всего один - «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» на Северном.

Геополитическая ситуация изменилась, нам снова необходим сильный океанский флот. С одним «Адмиралом Кузнецовым» мировой океан бороздить несподручно, а в случае постановки боевых задач - и неэффективно: любому вертолетоносцу или авианосцу нужно боевое охранение, с чем и должны успешно справляться крейсеры типа «Орлан».

Глубокую модернизацию «Адмирала Нахимова» оценили в 50 млрд рублей. Однако сумма может измениться - многое будет зависеть от состояния крейсера.

По планам на корабле сохранится лишь корпус - в 2016 году провели его дефектацию и больших проблем не выявили. Более 70% оборудования, систем связи, радиолокации и РЭБ, вооружения будут демонтированы и заменены на новые. Демонтаж уже прошел. Сегодня «Адмирал Нахимов» - это орех без начинки.

Однако «начинка» будет серьезной. Можно предположить, что противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» заменят новейшие «Яхонт». Боезапас крейсера возрастает до 72 противокорабельных ракет, к тому же существенно превосходящих по своим боевым характеристикам предшественниц. Сменится и основной зенитно-ракетный комплекс корабля «Форт». Скорее всего, «Адмирал Нахимов» получит куда более совершенную систему С-400 «Триумф». Отметим, это первая в мире зенитно-ракетная система, умеющая сбивать ядерные боеголовки, из-за чего ее считают главным элементом нестратегической ПРО России. Ближняя зона ПВО корабля, скорее всего, будет усилена морским аналогом сухопутного зенитно-ракетного комплекса «Панцирь».

Также недавно появилась информация, что в результате модернизации произойдет оснащение крейсера ракетами «Циркон» (основная их особенность - гиперзвуковая скорость) и крылатыми ракетами «Калибр», получившими известность после Сирии. Таким образом, корабль приобретет многофункциональность, и при необходимости может быть использован в ликвидации и морских, и наземных целей.

Есть у российской оборонки и чем заменить «старые» пушки крейсера, торпеды и реактивные бомбометы. Все эти новинки неоднократно демонстрировались на морских салонах, стоят на новых кораблях ВМФ. Успехи в создании систем радиоэлектронного противодействия говорят о том, что и на «Адмирале Нахимове» будут стоять современные средства электронной борьбы.

По планам обновленный корабль войдет в состав ВМФ в 2020 году. К этому моменту в его составе должен появиться и полностью обновленный единственный наш авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Как и «Адмирал Нахимов», он должен получить принципиально новое оборудование и вооружение. Первый шаг к этому уже сделан, на корабле теперь базируются самые современные российские палубные истребители МиГ-29К/КУБР. В результате у России появится настоящая океанская эскадра, способная к длительному пребыванию вдали от собственных берегов. Ее ударная мощь, конечно же, будет не сопоставима, например, с американским флотом, но достаточная для того, чтобы с ней начали считаться.

Дмитрий ЛИТОВКИН специально для «Владимирских ведомостей».

«Голос» корабля настраивают на Муромском радиозаводе

Специалисты Муромского радиозавода завершили разработку цифрового комплекса громкоговорящей связи и трансляции «Облик». Он будет установлен на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», который сейчас модернизируется. Сергей Клаучек, и. о. генерального директора предприятия, рассказал о том, как воплощался этот проект.

«Облик» - первый цифровой корабельный комплекс связи, который предприятие разработало с использованием исключительно отечественной элементной базы. Работа над «Обликом» шла три года. Её вели инженеры-конструкторы предприятия Олег Фомин, Андрей Васильев, Александр Царьков, Артём Романов, Евгений Осипов, Игорь Гаров, Денис Бакаев, Евгений Тельнов. В том, что были найдены оригинальные технические решения, которые были реализованы без использования импортных составляющих, - их заслуга.

Отказ от импортозависимости - это путь работников завода, выбранный значительно раньше, чем это было объявлено Правительством РФ.

- Военная техника, тем более системы, имеющие отношение к управлению военно-стратегическими комплексами, должны строиться на отечественной элементной базе. Такой подход позволяет избежать любого воздействия на ВПК извне и позволяет решать поставленные задачи в условиях экономических санкций. Используя исключительно отечественную элементную базу, мы получили ресурс для планирования следующих проектов и возможности гарантированного выполнения заказов без оглядки на внешнеэкономические факторы, - обозначил приоритеты Сергей Клаучек.

Партнером Муромского радиозавода по разработке первого цифрового корабельного комплекса связи «Облик» стало «Проектно-конструкторское бюро «РИО» (г. Санкт-Петербург).

Перспективы применения у данного комплекса широкие. Он предназначен для боевого управления на новых надводных и подводных кораблях, береговых объектах связи ВМФ, а также для обеспечения повседневной жизни экипажей. Это так называемый «голос корабля», который слышат все: и на море, и на берегу.

Его можно использовать как в составе общекорабельной информационной системы, так и в качестве независимой схемы корабельной громкоговорящей связи и трансляции. При этом конфигурирование системы связи осуществляется на объекте, без конструктивных и монтажных изменений.

Среди преимуществ комплекса стоит отметить следующее: терминалы емкостью от 3 до 35 абонентов включительно; функции IP-телефонии; парная избирательная громкоговорящая связь; конференцсвязь с группой абонентов; индивидуально программируемые оператором циркулярные группы до 10 абонентов в каждой; возможность ведения трансляции и оповещения с абонентских терминалов по всем или выбранным линиям; интерфейс для подключения средств радиодоступа; сопряжение с береговыми линиями связи (линии АТС, ТЧ и цифровых каналов).

Комплекс громкоговорящей связи и трансляции «Облик» Муромского радиозавода пополнил номенклатуру производимой под его маркой продукции, став серийным изделием. Одновременно с завершением этого проекта инженеры-конструкторы предприятия ведут разработку новых, усовершенствованных систем связи.

- На сегодняшний день наше предприятие участвует в опытно-конструкторской работе по линии связи Минпромторга. Вместе с нашими партнерами — предприятием «Интелтех» мы разрабатываем новый комплекс цифровой связи трансляции для надводных кораблей всех рангов. Итоги проекта будут подводиться в конце года. Он также будет создан на отечественной элементной базе. Мы не ждем указаний государства по импортозамещению, а активно и не первый год работаем в национальных интересах, - подчеркивает руководитель завода.

В рамках собственной программы развития работники завода продолжают искать взаимовыгодные варианты кооперации с предприятиями-поставщиками. Также будут продолжены совместные проекты с группой компаний «КЭМЗ» и Камешковским механическим заводом в сфере механообработки. Муромляне готовы расширить планы по кооперации с предприятиями Владимирской области.

Научно-производственный потенциал радиозавода определяется профессионализмом его сотрудников, и прежде всего высокой квалификацией инженеров-конструкторов. Штат предприятия укомплектован, но, как замечает Сергей Клаучек, на заводе готовы принять на работу молодых специалистов, владеющих необходимыми теоретическими знаниями и стремящихся стать успешными практиками. Говоря о возможности сотрудничества с опорным вузом региона - ВлГУ, на радиозаводе подчеркивают: сегодня на площадке предприятия созданы все условия для практических занятий на высокотехнологичном оборудовании и готовы рассматривать взаимовыгодные варианты совместных проектов.

Процесс перевооружения и модернизации производства на Муромском радиозаводе идет постоянно. Планируется приобретение второго программируемого лазерного центра высокой мощности. Предприятие нацелено на расширение производственных площадей под актуальные профильные технологии, освоение новой номенклатуры, перспективных электрорадиотехнических направлений. При этом направленность интеллектуальных и технических решений на Муромском радиозаводе менять не намерены: инновационные ноу-хау в интересах России.

Светлана САЛАТАЕВА.

Фото автора.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 07:46 На трассе М-7 в Лакинске сгорело кафе кавказской кухни «Де Люкс»
Вечером в субботу, 18 мая, в Лакинске Собинского района загорелось популярное у автопутешественников кафе кавказской кухни «Де Люкс». Площадь пожара составила 300 квадратных метров.
вчера в 15:51 В Собинском районе спасатели подняли тело рыбака из реки Колокша
В реке Колокша в Собинском районе сотрудники аварийно-спасательной службы подняли из воды тело погибшего рыбака. Причины гибели мужчины уточняются.