22 апреля, 01:45
27 сентября 2017 в 16:29

На тумбочке у Папы стоит икона Владимирской Богоматери

Фото: Наталья Ларина
«Владимирские ведомости» продолжают проект «Много народов — одна страна», посвященный межнациональным и межконфессиональным взаимоотношениям. Сегодня у нас в гостях настоятель Владимирского католического прихода Святого Розария Пресвятой Девы Марии отец Сергий — человек, после каждой встречи с которым я невольно думаю: «Если бы все священники были такими, атеистов на планете Земля не было бы вовсе».

- Отец Сергий, в наше время каждый может жить, где хочет, заниматься, чем хочет, и выбрать себе конфессию. Это интересно, но конфликтоопасно. Как в католической церкви принимают новокрещеных? Бывают ли конфликты?

- Никакого конфликта здесь быть не может, потому что у нас есть вера, которая объединяет. Идея религии – заведомо миротворческая и созидательная. В принципе, религия у нас одна, просто прочтения разные. Разумеется, новые люди всегда привносят что-то свое – будь то страна, куда они переехали, или церковь, в лоно которой они вошли. Это очень хорошо. Но от корней, от традиций все равно отрываться нельзя даже ради очень интересного нового. Поэтому, конечно, приоритет у нас отдается тем, кто воспитан в семье в католической вере. Если взять по аналогии ситуацию с мигрантами, то это в целом позитивное явление – люди привносят свои силы, энергию в новый дом, и это нужно приветствовать. Однако их поведение не должно оскорблять или ущемлять интересы тех, кому этот дом принадлежит изначально. То есть все по поговорке про свой устав и чужой монастырь. Поэтому новокрещеные должны сначала узнавать конфессию и ее традиции, стараться понять и уже потом начинать жить, следуя этим традициям.

- Но если религия одна, в чем смысл «разбивки» на конфессии?

- Историю делали люди. Ко всем расколам всегда приводило именно человеческое желание доминировать. Хотя на самом деле доминанта у нас одна – это Господь. И по-настоящему нам помогают жить не выяснения, кто правее или главнее, а принадлежность к чему-то единому – например, христианству, принятие других людей, невзирая на цвет кожи или язык, на котором они говорят. Потому что все мы до единого – человеки, созданные из замысла Божьего. Именно из-за нашего собственного нежелания понимать сути многие теряют свою религиозность в религии, смотрят на внешние («Ой, она неправильно перекрестилась!»), а не на сущностные моменты, забывая, что главное – это отношения с Богом. Поэтому сейчас церковь, священники должны стоять именно на этом: стараться донести людям глубину веры. Но это возможно только с теми, кому интересно. Слышали расхожее выражение Святого Писания: «Не надо метать бисер перед свиньями»? Это говорил Христос. Речь тут вовсе не о сравнении людей со свиньями. Смысл в другом: не каждый способен понять бесценность того, что ему предлагают. Если человек непросвещенный, то он не способен увидеть, в чем разница между жемчужиной и апельсином. Ему все равно, о ком ты ему говоришь – о Боге или о мамоне. А просвещенных это оскорбляет. Так вот, задача церкви показать, что вера - это жемчужина. Но только словами этого сделать не получится. Образ жизни, поступки должны быть соответствующие. Если другой человек видит, как вера меняет меня и мою жизнь к лучшему, как она помогает мне подниматься после падений, - это лучший пример и лучшее объяснение. Задача всех священников, постигших радость общения с Богом, передать ее другим всей своей жизнью. Потому что учить других можно только исходя из опыта. А опыт здесь подходит только праведный. Иначе люди почувствуют фальшь. Я уверен, что не бывает плохих прихожан, бывают плохие настоятели. Не знаю ни одного примера, где праведный священник и ужасный приход.

- Почему новокрещеным католикам нельзя участвовать в причастии?

- Вы о младенцах? У нас на это свой взгляд: причастие должно приниматься человеком осознанно. Младенец еще ничего не разумеет. Таким образом, церковь оберегает будущих причастников, давая им несколько лет на то, чтобы поучиться и понять, что этот обряд значит. Что правильно не лениться. Не обижать других. Не лгать. Слушаться родителей…

- Но ведь все врут и все не слушаются родителей.

- Важно другое - не все осознают, что это плохо. В этом смысл: в умении отделять черное от белого. Это помогает жить в истине, пусть даже совершая ошибки. Если я перестаю различать, что такое хорошо и что такое плохо, я перестаю быть человеком, а становлюсь тем, кому все равно, что перед ним – жемчуга или апельсины. Понимаете? Речь не идет о непринятии совершившего неправильный выбор человека, Господь любит и прощает всех. Я говорю о неприятии неправильных поступков. Наш мир сейчас сложно устроен. Нередко заявляемое на разных уровнях совершенно расходится с реальностью. Отсюда и «неверки» вырастают, потому что видят, что все, начиная с родителей, говорят одно, а делают другое. Для меня в этом смысле утешение всегда Евангелие. Вспомните апостола Петра, который однажды отрекся от Христа, но потом покаялся. И вспомните Иуду Искариота. По этим примерам отчетливо можно понять: Господь предвидит многое, но свободу выбора всегда оставляет за человеком. Он знал, что Иуда его предаст, но он не был бы Богом, если бы сразу «списал» его. Он дал Иуде свободу выбора. Тот, как и Петр, мог выбрать другой, непредначертанный ему путь, но не выбрал. Трагедия Иуды в том, что он не мог поверить в прощение. А нужно верить! Верить в то, что, несмотря ни на какое падение, мы будем прощены. Поэтому так важно просить прощения за свои грехи и ошибки. Без этого отношения всегда усложняются – между людьми и, кстати, между странами. Например, что мы видим сейчас в политике? Огромное недоверие друг к другу. А что если довериться?

- Отец Сергий, современная мобильность и свободный доступ людей к информации конкуренцию между конфессиями усиливают? Сто лет назад невозможно было представить британца-буддиста, славянина-мусульманина или японца-христианина. А сейчас такое сплошь и рядом.

- Скажу так: мир уже действительно без границ, и это сказывается. Раньше принадлежность к конфессии фактически определялась местом, где человек родился. Если в стране и семье протестантов, то он рос протестантом. А если буддистов – был буддистом. Сейчас иначе. Люди могут оставаться самими собой, даже находясь в другой культуре и иной вере. Не случайно, например, православие распространяется все больше в Европе, Африке, Азии. А мусульманство вообще по всему миру… Я бы не назвал эту ситуацию конкуренцией между конфессиями. Все в наших руках. Например, нам самим стоит задуматься, почему к исламу сейчас обращается так много юношей и девушек - славян? Что их привлекает в мусульманстве? Может быть, порядок? Уважение традиций? Преданность семье? Почитание старших? То есть то, что у нас, к сожалению, часто теряется. А молодежи этого подсознательно не хватает. Поэтому то, что вы называете конкуренцией, мы должны воспринимать, как повод задуматься, как вызов, который поможет нам понять самих себя. Глупо кричать поменявшим веру: «Вы предали свои корни!» Надо задуматься о себе: «А верен ли я своим корням?» Ведь если ты кричишь, что ты христианин, но ничего не знаешь о Христе, какой ты верующий? Ты должен жить этим, а не просто «где-то что-то слышать» и раз в месяц ставить свечки. По моему опыту, люди, которые бьют себя в грудь и кричат, что они истинные христиане, чаще всего не настоящие верующие. Настоящие смотрят на Христа, который учит прощению, смирению, кротости, стяжанию духа, а не богатств. Так что все, что происходит вокруг нас, это лишь повод задуматься о своем поведении. Помните, что сказал Иисус плачущим женщинам, когда шел на Голгофу? «Не плачьте обо мне. Плачьте о детях ваших». То есть плачьте о сути своей. Он принес себя в жертву за нас. Это его решение. Но теперь мы должны менять себя к лучшему. Много ли мы об этом задумываемся? К сожалению, нет.

- Насколько велика роль личности в имидже церкви? Я говорю, прежде всего, о Папе Франциске, избранию которого аплодировали даже не католики.

- Роль личности важна не только в церкви. Другое дело, что идеализировать никого не нужно. Сам понтифик часто это повторяет и говорит, что наша религия христоцентрична. То есть абсолютно главная личность церкви – это Христос. Не Папа, не Патриарх, не монахи и не епископы. Лучше личности, чем Иисус, нет, не было и не будет. А если говорить конкретно о Папе Франциске, то он действительно невероятный человек, с которым можно говорить о самых разных вещах. Он искренний, простой. Летает обычными рейсовыми самолетами. Или, например, я останавливался в гостинице, где он живет до сих пор, еще с анклава. Там обычный скромный номер. Кстати на тумбочке у Папы стоит иконка Владимирской Божьей Матери.

P.S. Узнать о расписании богослужений и концертов в католическом храме, о занятиях в группах катехизации можно на сайте http://www.hram-vladimir.ru.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
И один в храме воин 11 апреля в 16:02
Шесть лет ковровчанин Алексей Стрижов восстанавливает церковь в селе Малые Всегодичи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы - рядом с его домом, прямо за забором. Однажды, наводя порядок в огороде, Стрижов с братом увлекл…
Подробности Рождественских чтений от их участников 8 февраля в 13:27
Делегация региона-33 вновь участвовала в Рождественских международных чтениях «Нравственные ценности – будущее России». Возглавлял нашу делегацию митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, а в ее состав входили пред…
Крещенские майны готовы! 17 января в 15:20
19 января отмечается один из главных христианских праздников - Крещение Господне. Богослужения пройдут в 101 храме Владимирской области. Считается, что после окончания литургии вода во всех источниках становится святой.…

Орфографическая ошибка в тексте