Проверено: асфальт прижился
По центральным улицам - Комсомольской, Дегтярева, Фёдорова, а также по Белинского и Лепсе ехать можно ехать без резких шараханий влево-вправо. Проверено: асфальт прижился. Город не видел дорожных работ в таком объеме очень давно. Шутка ли: за два последних года в асфальт закатали четверть миллиарда - 256,3 млн рублей из бюджетов Владимирской области и города Коврова. Отремонтировано 24,5 км улично-дорожной сети. Несомненно, здорово помог прошлогодний спортивный форум. Тогда, например, была приведена в порядок привокзальная площадь. Будут деньги, сделаем и фонтан, осторожно обещают власти, а пока - гладкая дорога, тротуарная плитка и клумбы.
В этом году в план ремонта было включено более 7 км дорог. На них потратили порядка 76,7 млн рублей. Большую часть средств - 45,9 млн рублей выделила область. Игорь Некрасов, начальник управления городского хозяйства администрации Коврова, везет нас маршрутами троллейбусов. Показывает отремонтированную улицу Дегтярёва (потрачено 33 млн рублей). Движение тут действительно в удовольствие. Водитель троллейбуса, притормозившего на остановке, авторитетно подтвердил: «Центральные дороги стали в Коврове нормальные».
Не только на Дегтярева, но и на Строителей, Космонавтов, Чернышевского состояние дорожного полотна не вызывает нареканий. Попутно приведены в порядок 5,3 км тротуаров (вдоль улиц Грибоедова, Зои Космодемьянской, Лепсе, Федорова, Дегтярева и Строителей в районе школы № 23 и др.). Это те перемены, которые приезжему человеку бросаются в глаза. Первое впечатление от города - позитивное.
Работа на доверии
Видимо, чтобы закрепить позитив, начальник городского жилкомхоза Некрасов не без гордости «шепнул»: участок на Дегтярева отремонтировали в счет будущего года. По условиям контракта дорожники сделали работу сегодня, а оплату получат завтра, точнее - в 2018-м. Вот, дескать, как ковровские власти умеют договариваться с подрядчиками. Факт, надо признаться, неоднозначный: вроде бы, действительно, управленцы - молодцы: постарались, выкрутились, договорились, и дорожники - молодцы: пошли навстречу, выручили... Но какой-то привкус штурмовщины и экономической ущербности в принятом решении присутствует...
Кстати, выяснилось, что порядка 60-70% дорожно-строительных работ в городе проводят всего две организации: Ковровский филиал «ДСУ-3» и ООО «ДорТех». Все, уверили нас, по-честному: эти опытные компании обладают достаточным количеством работников и техники, имеют неплохой послужной список, поэтому и тендеры они выигрывают. К тому же (это, конечно, ни в каких условиях торгов не прописано, но греет душу заказчика) обе компании - ковровские, с них и спросить в случае чего проще. От себя добавим: и договориться об отсрочке платежа тоже проще...
В этом году на нескольких участках в городе работала компания «Диана». Но с ней мэрия больше иметь дело не хочет: слишком много претензий по качеству. Например, в ходе контрольных срезов обнаружилось, что плотность и толщина асфальта не везде соответствуют требованиям. «Диану» оштрафовали: плохо работать - себе в убыток.
На объекте
Сезон дорожных работ в Коврове еще не закончен. На одном из объектов компании «ДорТеха» видим парад новейшей техники. Асфальтоукладчики, катки, самосвалы и снующие рядом рабочие в новехонькой форме - что могло быть ярче и нагляднее этой картинки, если требуется показать реальность перемен на дорожной карте Коврова?
Как о «майском дне, именинах сердца» говорили о дорожных работах под своими окнами жители дома № 16/1 наул. Восточной. Клавдия Федоровна Фурина вспомнила, какой разбитой была дорога. Она уверена: за 40 лет ни разу здесь не клали асфальт. Стоявший балконе второго этажа мужчина согласно кивал: дождались, двор заживет новой жизнью!
- У нас детской площадки не было, а теперь есть, парковка стала шире, да и сама дорога тоже. Весь дом доволен, - говорит наша собеседница.
В нормативном состоянии, говорите?
По словам Игоря Некрасова, все дороги города находятся в нормативном состоянии, но фронт работ остается значительным. Чтобы поддерживать в порядке 256 км ковровских магистралей, надо ежегодно иметь в бюджете на эту статью расходов около 600 млн рублей и полностью обновлять не менее 20 км. Таких денег, кажется, в казне города воинской славы не предвидится, а постоянно уповать на помощь из Владимира - опрометчиво: в регионе-33 не только ковровские дороги надо ремонтировать.
В общем, все и сразу отлакировать не получится, поэтому в администрации составляется план-график.
- Предпочтение отдается улицам с высокой интенсивностью движения, отсюда выбор центральных улиц. Что касается периферийных, то здесь руководствуемся обращениями жителей, а также наличием социальных объектов, - пояснил чиновник.
Внеплановые работы (увы, это общероссийская практика) проводятся на тех участках, по которым прокуратура выступает в защиту граждан и обязывает муниципалитет отремонтировать дорогу. Хочешь - не хочешь, а деньги в бюджете найди - так велело «око государево».
Находить средства (в реальности - перераспределять все тот же бюджет) приходится и на выплаты по исполнительным листам. За последние два года ковровчане, покорежившие машины на улицах города или попавшие в ДТП из-за убитых дорог, стали активнее обращаться в суды и выигрывать их. К примеру, владелец «Ситроена», который в этом году въехал в залитую водой яму и крепко засел в ней (ул. Космонавтов), отсудил у мэрии почти 80 тысяч рублей только материального ущерба. Автоледи, попавшая в ДТП на Еловой, тоже преуспела в суде: бюджет города отдал ей более 200 тысяч рублей на починку машины. В итоге сотни тысяч рублей компенсаций складываются в миллионы, бюджетные миллионы, и плохие дороги могут стать разорением для бюджета.
Поедем помолясь...
По удивительному совпадению, в день нашего дорожного рейда по Коврову эксперты ОНФ обновили рейтинг «убитых дорог» России. Среди 110 городов страны Ковров занял место в пятерке населенных пунктов с самыми плохими дорогами. Власти, конечно, на «фронтовиков» обиделись - в список плохих попали некоторые и отремонтированные, но ложка дегтя от ОНФ подпортила всю медовую бочку, заготовленную управленцами.
Впрочем, рейтинг рейтингом (мало ли их, хороших и разных?), а как жители города оценивают ковровские дороги?
- Я сам автолюбитель, знаю, где какие дороги у нас - своим колесами проверяю, - поделился Игорь Некрасов (эх, не попало бы чиновнику за откровенность с журналистами!). - Много сделали, но есть в Коврове как минимум четыре улицы, за которые у меня сердце болит: Малеева, Лопатина (хотя частичный ремонт уже прошел), Строителей, Муромская...
По этим адресам, распрощавшись с Игорем Вячеславовичем, мы и отправились. По пути делали остановки - все выспрашивали у местных жителей, какие, по их мнению, в Коврове дороги. Не сговариваясь, нам отвечали: «Плохие».
- Но, позвольте, у вас же отремонтировали весь центр! - пустились мы с спор с владельцем «Нивы».
- Покажите, где? Где у нас хорошие дороги? - попросил он.
- А где плохие? - попытались парировать мы.
- Везде, да вы сверните с центральных-то - увидите.
...Сворачиваем с Ленина на Малеева. Ямы автолюбители объезжают по встречке.
- Дороги у нас здорово сделали в центральной части, - соглашается поговорить с нами прохожий. - Я, например, к матери езжу в северную часть города, и там многое сделали. Но остались такие участки, как этот. Хотелось бы, чтобы власть обратила внимание на подъезды с обеих сторон к «трубочке»на улице Свердлова.
Для ковровских автолюбителей упоминание о «трубочке» (переезд под железнодорожным полотном) - больная тема. Ливневая канализация, а вернее, ее отсутствие - бич и Коврова, поэтому дорогу у переезда частенько заливает, а под воздействием воды она, естественно, разрушается.
...От Малеева поднимаетсяулица Кангина. Она тоже не из парадных, с выбоинками и проплешинами. Навстречу нам энергично двигается дама в резиновых сапожках - самая удачная обувь для здешних мест. Услышав, что начальник управления городского хозяйства уже рассказывал корреспондентам «из области» про хорошие дороги Коврова, женщина попросила передать в мэрию свой «горячий привет от уличкома» и начала перечислять адреса дорожного неблагополучия:
- Плохие дороги на Строителей, Димитрова, Барсукова, III Интернационала. Я часто бываю на Крупской. На остановке возле детского сада грязи по колено, как дождь пройдет. Да таких мест у нас полно! - возмущалась ковровчанка.
...В проулке от Малеева виднеется здание железнодорожной больницы. Чем ближе подходим, тем меньше асфальта.
Рядом стоит общежитие. Вахтеры шепотом, испуганно озираясь, подтверждают наши догадки: асфальт тут не ремонтировали очень давно. А ведь участок очень небольшой.
...В попытке найти разворот сворачиваемна Фурманова. Здесь и выезд на встречку не спасет от ям. Впереди видны «зады» Октябрьского рынка. По выходным тут - море машин.
Из подъехавшей «скорой помощи» вышел водитель. Согласился поговорить с нами о ковровских дорогах вообще и об этой улице в частности.
- Я уже и не помню, сколько лет тут в таком состоянии дорога, и всё время удивляюсь: неужели нельзя людей при деньгах (а тут ведь рынок рядом) заставить сделать дорогу, если сам город не в состоянии?! Вот рядом на Лопатина участок отремонтировали, а тут такое безобразие оставили. Совершенно непонятно, по какому принципу идет ремонт. Центр ремонтируют - по нему важные люди ездят, а мы по дворам мотаемся день и ночь, и машину иногда просто жаль, хоть она и служебная.
- А тяжелых больных как довозите?
- С молитвой. А если серьезно, то, конечно, выбирать стараемся объезды, если время есть, - рассказал нам водитель.
...Под конец нашего ковровского вояжа от благостного первого впечатления почти ничего не осталось. Но ведь четверть миллиарда в местные дороги уже вложили! И всего за два года, и, как заверил нас один из подрядчиков, асфальт кладут один из лучших - к нему и гарантия прилагается на 4-5 лет (смешной, честно сказать, гарантийный срок - почти как на стиральную машину). Но, похоже, чтобы изменить представление горожан о дорогах, необходимо провести в Коврове еще как минимум форума три всероссийского масштаба. Тогда, вероятно, о городе оружейников перестанут судить по количеству и глубине выбоин на дороге.
Светлана САЛАТАЕВА.