5 октября 2017 в 12:11

Первая учительница

Фото: Ирина Игнатова
…Каждый год, когда она набирает первоклашек, в школе наблюдается ажиотаж: все родители пишут заявления, чтобы их ребенок непременно пошел учиться к ней! Татьяна Александровна Соловьева работает учителем начальных классов владимирской средней школы № 25 уже 38 лет. А в последние годы еще и завучем.

Вот и в этом году было подано около 100 (!) заявлений с указанием фамилии Соловьева. Такая популярность – самый что ни на есть верный народный рейтинг. Многие родители приводят к ней в класс младших детей, поскольку учились старшие. А в целом речь идет даже о постоянстве нескольких поколений. Выясняется, что она учила и кого-то из родителей, а теперь - их детей.

- В чем секрет? Почему все хотят учиться у вас? – интересуюсь у учительницы.

- Просто люблю детей! Хотя сразу говорю, что я требовательный учитель. Люблю, чтобы четко была отлажена связь с родителями. Ведь от этого зависит работа ребенка, его успешность. Да и дети мне всегда хорошие попадаются.

- Мне рассказали, что среди выпускников школы, которые учились именно у вас, много медалистов и поступивших в престижные вузы. Это так?

- Я ведь из учителей «старой закалки». Знания стараюсь дать! До 10 лет ребенок развивается, все впитывает. И важно научить его учиться. Самое главное – не стараться все бездумно запомнить, а понять, где эти знания можно найти и применить. Из моих выпускников большинство почему-то поступает в технические и медицинские вузы. Я хотя по образованию и словесник, но у меня все четко, логически, по плану. А еще я всегда говорю детям: «Надо быть хорошим человеком – добрым, отзывчивым и внимательным». И поощряю это. Те, кто усвоил это правило, становятся умными.

Учу детей слушать, слышать и быть Человеком. Мы рассуждаем на уроках об уважительном отношении к родителям, старшим, друг к другу. И еще мои дети не обижают «ботанов». Не стесняются быть лучшими в учебе. И в среднем звене все свои пятерки сохраняют.

- А как быть с одаренными детьми и нестандартно мыслящими?

- В первом классе одаренные дети не очень выделяются, но к 3-4-му классу уже проявляют себя. Темп урока у меня быстрый. Без задания тот, кто раньше других справился, никогда сидеть не будет. Даю задания повышенной сложности, под звездочкой. Привлекаю этих детей к олимпиадным заданиям, конкурсам, и обычно они побеждают в городских испытаниях. Нестандартное мышление – поощряется! Тему для сочинений, к примеру, даю прямо в классе. И собственные интересные слова и фразы мы очень ценим. И еще ведем читательские дневники, в которых дети пишут, сколько страниц прочитали. Книгочеев обычно поощряем подарками.

У Татьяны Алекандровны в 1 «А» классе 35 учеников. В остальных четырех – по 24.

- Так это же лишняя нагрузка для вас, зачем вы берете столько человек?- спрашиваю.

- Есть такая черта характера. Не могу отказать. Для всех, конечно, хорошей не будешь, но как-то так получается. Но знаю, когда родители ведут своих детей с желанием к учителю, то все складывается, получается. Вот мои новые ребятки всего ничего учатся, а уже – ученики! Понимают меня. Руки тянут! Глаза у них сияют. Виден результат труда. Им нравится учиться! А это для учителя самые главные слова…

- Мне ведь предлагали в этом году только завучем работать, - делится Татьяна Александровна. - Но я без детей не могу! Говорю родителям, чтобы сразу сообщали, если вдруг ребенок заявит: «Не хочу идти в школу!» Бывает ведь в детском коллективе всякое. Поссорятся друг с другом или вдруг обидится ребенок, что не спросили, а он руку тянул…

- Я не сторонница делать записи в дневнике, - продолжает она. - Лучше сразу позвоню родителям и скажу, на что обратить внимание. В дневник пишу только в случае нарушения техники безопасности. Ведь дети маленькие, носятся, могут быть и травмы. Как на острие ножа! Вроде и бегать нельзя в коридоре, но где-то и глаза закрываю, чтобы подвигались…

Она привыкла к тому, что ее часто окликают на улице. И обнимают. И благодарят. Взрослые люди. И рассказывают сразу обо всех новостях. Видимо, осталась навсегда в сердце первая учительница.

…Когда я зашла в ее класс, она сидела с несколькими первоклашками из своего 1 «А».

- Остальные в продленке, которую сейчас платной сделали, - пояснила она. - А за этими детками родители скоро придут. Выручаю. Ну что я, лишний часик не посижу?

Первоклашки копошились в конце класса. Там оборудована зона отдыха – столики, диваны и много игр. Оказывается, сложилась традиция: что во время праздников посвящения в первоклассники дети рассказывают о своей семье и дарят от ее имени для класса игру или книгу. Есть чем заняться!

- Как-то у моих четвероклассников брали интервью, и они рассказали: «Мы в первом классе были бандой. Нам надо было только побегать!» «А чем же вы теперь занимаетесь на переменах?» – спросили их. «А теперь мы играем и разговариваем!»

- Кем сегодня надо быть учителю начальных классов? – спрашиваю Татьяну Александровну.

- Человеком-оркестром! Всезнающим. Ведь преподаешь все сразу - и русский язык, и математику, и технологию, и окружающий мир. Причем надо давать научные знания. Мы с моими учениками много ездим, путешествуем. В музеи, театры, другие города. Считаю, что детям лучше один раз своими глазами увидеть выставку или спектакль. Потом беседуем с ними на эту тему – отзывы пишем, рисунки рисуем.

- А сами вы чему-то учитесь у своих учеников?

- Дети разгадывают и разглядывают доброту. Учат открытости, жизнерадостности. Когда забегают - как будто солнце в класс заходит! Душа с ними не стареет.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад В Киржаче вынесли приговор члену банды вымогателей
В Киржаче суд вынес приговор члену организованной преступной группировки, сообщает Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Владимирской области. На протяжении длительного времени мужчина занимался вымогательство…
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.