На сбережения не прожить
Горожане из-за разницы в уровне зарплат предсказуемо богаче, хотя и расходов в городе побольше. Их располагаемые ресурсы (не зарплаты, а именно ресурсы) в расчете на 1 члена семьи в этом году в среднем составляют 24,7 тысяч рублей на человека. На селе – 16,4 тысячи. В среднем по региону - 22,1 тысячи. На селе 1/10 часть ресурсов добывается натуральным хозяйством, а вот в городах нашей страны порядка 17 процентов того, что люди проживают, они тратят либо из сбережений, либо из кредитов.
Во Владимирской области этот показатель за год упал с 22 процентов до 7,6. Мы одумались или нам стало хватать зарплат?
В РФ есть регионы, где доля сбережений и кредитов в ежемесячных расходах даже выше 30 процентов от располагаемых ресурсов. Но вряд ли стоит на них равняться: сбережения нужны «на черный день», а кредиты — это кабала, их придется отдавать, да с немалыми процентами. Жить на сбережения и кредиты – это фактически проедать свое благосостояние.
Вот доказательство - число россиян, имеющих сбережения, в этом году сократилось почти на треть. По мониторингу РАНХиГС, всего 40 процентов наших сограждан имеют денежные «подушки безопасности», а долги по потребительским кредитам уже выросли почти до 12 триллионов рублей.
Есть важный нюанс: у семей с иждивенцами ресурсов в расчете на каждого члена семьи гораздо меньше. Например, мама-одиночка тратит на свое собственное потребление процентов на 40 меньше, чем ее бездетная ровесница.
По еде - между богатыми и бедными
Бюджет среднестатистического владимирца с 2011 года постепенно рос, но в 2016 году располагаемые ресурсы, наоборот, снизились больше чем на 3 процента.
На что тратим?
- Более 70 процентов всей доходной части мы оставляем на потребительском рынке, - говорит начальник отдела Владимирстата. Наталия Кочетова. Речь идет о покупке еды, алкоголя, приобретении непродовольственных товаров вроде мыла, зубной пасты и моющих средств, оплате услуг.
38 процентов имеющихся каждый месяц денег у владимирцев уходит на еду. Еще 28 процентов – на услуги, включая ЖКХ (коммуналка съедает болеее 10 процентов), мобильную связь, Интернет, платное лечение и т. п.
Расходы на еду и услуги растут. Это значит, что на чем-то другом приходится экономить. Это «что-то» в нашем случае - промтовары и бензин. Траты на них за год упали с 39 процентов до 33-х.
В целом по России ситуация аналогична: более трети расходов у людей уходит на покупку еды. И то, что доля проедания доходов растет, не радует.
- В мировой практике доля трат на питание в структуре потребительских расходов используется в качестве обобщающего показателя благосостояния населения. Чем она выше, тем ниже уровень благосостояния людей, - объясняет Кочетова. - В самых благополучных странах мира люди проедают не более 15 процентов от своих общих ресурсов, остальное могут тратить на одежду, образование, развлечения или делать накопления. В бедных же странах на еду у людей уходит 40-50 процентов доходов. Мы, как видите, посередине.
Впрочем, резерв для экономии у наших домохозяйств имеется: примерно 3 процента месячного бюджета у наших земляков уходит на алкоголь и сигареты. Если избавить семью от этих трат, глядишь, в придачу к экономии и платная медицина впоследствии не понадобится. А это тоже ресурс: на платное здравоохранение из личных бюджетов уже уходит по 3-4 процента месячных трат.
Победили колбаса и обновки-микроволновки
Даже неплохие тренды не обходятся без нюансов. Мы с вами стали есть больше мяса и мясопродуктов, но в большинстве своем это не натуральное мясо, а колбаса неясного состава и качества. Во Владимирстате считают, что здесь причина в банальном нежелании тратить время на приготовление еды. Проще купить сосиски или готовые пельмени, чем купить мясо и самому приготовить котлеты. Бизнес на нашу лень оперативно реагирует: в прошлом году производство колбасных изделий в области выросло на 22 процента, а котлет, фарша и других полуфабрикатов – почти на четверть! Владимирстат прогнозирует продолжение этого роста.
В голосовании кошельком за колбасу вместо натурального мяса мы в тренде страны. Также мы стали есть больше рыбопродуктов, яиц, молочки, но меньше картошки, сахара и кондитерки. Однако до правильных рационов нам пока далеко. Суточная калорийность потребляемых нами за день продуктов растет. Если так дальше пойдет, то лет через пять мы будем съедать более 3 тысяч калорий в день, а это при отсутствии адекватных физических нагрузок чревато.
Что касается товаров длительного пользования, то с 2011 года у нас почти на 6 процентов выросла обеспеченность мобильными телефонами. Теперь их у нас уже по 2 с половиной штуки на домохозяйство. С микроволновками тоже самое – на каждые 100 домохозяйств приходится 83 микроволновки, рост с 2011 года в 2 раза. Стиральные машины есть у 100 семей из 100. А вот холодильников и морозильников уже по 120 штук на каждые 100 домов. По факту второй холодильник или морозильная камера имеются уже у каждой пятой семьи. С компьютерами не все гладко: у трех семей из каждых ста его нет. Пылесосов нет у двух семей из сотни. Зато без телевизоров наши сограждане жить не могут: этого добра у нас по 174 штуки на каждые 100 домов.
Однако обновлять сложную технику владимирские домохозяйства сейчас не спешат: только микроволновки и пылесосы в прошлом году дали рост. Но они стоят на порядок дешевле холодильников, стиралок и компьютеров…
Один богатый процент
Есть еще один любопытный пункт в исследовании Владимирстата: как сами люди оценивают свое благосостояние. Только 1 процент опрошенных владимирцев признался, что им хватает денег на все, что душа пожелает. Около 1/3 сказали, что могут позволить себе покупать желаемое, включая товары длительного пользования, но им все же недостаточно денег для покупки машины или дачи. А 46,6 процентов заявили, что их ресурсов хватает только на еду, одежду и ЖКХ (в России таких 48,9 процентов, а в 12 регионах ЦФО таких больше 50 и даже 60 процентов).
Еще 24,8 процента опрошенных владимирцев уверяют, что покупать что-то, кроме еды (даже коммуналку оплачивать) им трудно. 1,9 процента говорят, что им не хватает даже на еду (в Ярославской области таких 2 процента, в Рязанской – 2,5). Но это в среднем. При детализации становится понятно, что среди тех, кто признает свою явную бедность, больше всего неработающих пенсионеров, многодетных и неполных семей.
При этом, вопроса, каких доходов люди сами себе желают, Росстат не задавал. Но, по последним данным Фонда общественного мнения, россияне уверяют, что доход в 50 тысяч на человека их осчастливит, а 100-тысячников они и вовсе готовы считать богачами.
ЦИФРЫ
Огородные доходы
Владимирцы существенно пополняют свои ресурсы на огородах.
52% от общего объема потребления картофеля люди выращивают на своих участках сами. В 2015 году этот показатель был равен 47%.
Наши земляки выращивают сами 36% потребляемых овощей и бахчевых, 18% фруктов и ягод.
7% съедаемых яиц и более 1 процента выпиваемого молока владимирцы получают от собственных кур и коров.