«Нарушил? Понял. Оформляйте»
Время дежурства — ранее утро 18 октября. Место - перекресток Диктора Левитана с проспектом Ленина. Патрульный автомобиль разместился на стоянке у здания УФНС. Там с рацией дежурит инспектор лейтенант Владислав Кошелев. Второй полисмен, официальный представитель ГАИ по Владимиру Валериан Шируков, - непосредственно у перекрестка. Он вместе с нами фиксирует нарушения и передает коллеге Кошелеву по рации данные проштрафившихся машин. Схема выбрана для того, чтобы наш рейд не мешал основному потоку движения.
Уже буквально через минуту после того, как мы разместились на позиции, «попался» первый торопыга: «Мазда» выскочила за стоп-линию на красный. Его водитель — 36-летний владимирец - работает в Москве. С большим стажем вождения. Он явно не считает себя виноватым и во время оформления нарушения недовольно бубнит: «А вот почему тогда не остановили тех двоих, которые вылезли за стоп-линию следом за мной?»
Затем начинает объяснять: «Я просто старался успеть, чтобы другие автомобилисты проехали быстрее». Кошелев вручает ему протокол о штрафе на 800 рублей (на 400, если заплатит за 20 дней) и отпускает с миром.
Только мы вернулись к перекрестку - еще один водитель игнорирует стоп-линию. Таксист «тройки», пожилой и дружелюбный, признался:
- Проморгал сигнал, сам виноват...
Правильная тактика: быстрее признаешь факт нарушения (а оно на камеру зафиксировано) — быстрее поедешь дальше. Кстати, в такси терпеливо сидела и ждала продолжения поездки пассажирка. Кошелев комментирует:
- Иногда на нарушениях попадаются так называемые «умники», которые сразу начинают «качать права». Но вот таксисты практически никогда не спорят. «Нарушил? Понял, виноват, оформляйте!» Зато теперь точку нашего дежурства узнают все окрестные таксисты...
На все четыре стороны...
Едва успеваем вернуться от патрульного автомобиля на перекресток — новый торопыга. На этот раз «зебру» на красный переехала молодая женщина на новенькой «BMW». По требованию инспектора припарковалась - да так, что перекрыла заезд на стоянку. «Нормально, по-женски», - смеются инспекторы.
Пока Кошелев оформляет протокол, спрашиваем:
- Вы знали, что остановиться надо было за стоп-линией?
Дама грустно кивает.
- С фактом нарушения согласны?
Опять скорбный кивок.
В часы пик (рано утром и по вечерам) нарушители на этом перекрестке встречаются буквально на каждом цикле смены цветов на светофорах, с каждой стороны перекрестка. Один наряд на все четыре участка не разорвется. Этим на наших глазах пользуются нахальный водитель «Ниссана», рванувший по другой стороне через зебру на пешеходный зеленый, и пустой эвакуатор, ехавший прямо на свой красный.
Ближе к 10 утра с «нашей» стороны очередного нарушителя пришлось ждать: все машины со стороны «Руслана и Людмилы» несколько циклов подряд останавливались четко за стоп-линией. То ли ближе к полудню сплошь аккуратные поехали, то ли водители стали замечать Ширукова в форме с рацией на углу перекрестка. Но все же очередной «счастливчик» появляется. Как ни странно, еще один водитель такси «Тройка». Коллега не предупредил о рейде? Или водила совсем «без башни»? Впрочем, он поспешил признать вину и, забрав протокол, умчался по маршруту с пассажирами.
Спасение - в автофиксации
Шируков говорит, что выезды за стоп-линию — проблема практически всех перекрестков. Тут целый комплекс причин. Перегруженность города транспортом. Нехватка нарядов для постоянного дежурства в таких местах. И даже при наличии наряда - проблема с работой там из-за отсутствия не мешающего движению «кармана» для патрульного автомобиля и заезда нарушителей.
- Если мы там встанем, то полосу займем. А в час пик нас за это просто казнят, потому что пробка моментально появится, - говорит Кошелев.
Небольшой размер штрафа тоже подпитывает водительский нигилизм.
- Будь штраф за это, скажем, 5 тысяч, большинство водителей вели бы себя гораздо аккуратнее на перекрестках, - уверены инспекторы.
Они правы: в Европе наши самые ретивые автомобилисты ездят аккуратно. А все потому, что штрафы там даже за незначительные нарушения - сотни евро. Пока не заплатишь, выехать из страны не сможешь.
Не исключено, что ситуация изменится, когда самые загруженные перекрестки в городе оснастят средствами фото- и видеофиксации. Планы такие есть. Тем более фото- и видеокамеры очень быстро себя окупают и отлично срабатывают на профилактику. В Москве проблему с нарушениями на перекрестках решили именно камерами.
На оформление самого простого ДТП без пострадавших и с двумя участниками требуется от 40 минут. Если есть пострадавшие, если авария с тремя и более машинами - заполнение бумаг может занять в разы больше времени. В городе каждый день совершается по 30-40 аварий без потерпевших, а в «дни жестянщика» доходит и до сотни столкновений в сутки. Именно поэтому из-за ограниченности нарядов ГИБДД люди порой ждут автоинспекторов на местах аварий по три-пять часов.
- Рекорд на моей памяти был восемь часов, - говорит Шируков...