- Илья, верно ли, что вы планируете показать это шоу в итальянской Вероне, городе литературных Ромео и Джульетты?
- Это мечта, и я стараюсь сделать все возможное для ее воплощения. Уже посещал Верону, общался с ее властями, рассказывал им о проекте. Шоу собирается посетить посол Италии в России. На данный момент идут согласования — планируем все на весну. «Верона-арена» — это сложная история. Но работаем. Очень надеюсь, что нам удастся этот серьезный, амбициозный межгосударственный и действительно российско-итальянский проект, потому что в спектакле задействованы российские звезды фигурного катания, а поддерживает нас итальянская компания. Кстати, во время визита во Владимирскую область я посещал фабрику «Ферреро» в Собинском районе, и впечатления остались самые замечательные.
- А по России планируете прокатывать «Ромео и Джульетту»?
- Я этого очень хочу. И надеюсь, что это состоится. Однако вы сами убедились, какой это масштабный спектакль. Поэтому пока четких графиков гастролей по стране нет (кроме Санкт-Петербурга), потому что сейчас ищем варианты, как это реализовать, не потеряв качество и масштаб, но при этом, чтобы и экономика сошлась. Необходимы серьезные вместительные площадки. Потому что если показывать шоу, то делать это надо на одном зрелищном уровне — что в Москве, что в любом другом городе России. Все зрители заслуживают только такого, уважительного отношения. Так я к этому отношусь.
- Почему после успешного шоу «Кармен» вы выбрали именно «Ромео и Джульетту» для постановки?
- Я думаю, это вполне логичное продолжение истории «Кармен». Все о любви. И потом, в фигурном катании часто используют темы как «Кармен», так и «Ромео и Джульетты». Под музыку «Кармен» Олимпиаду выиграли Татьяна Навка и Роман Костомаров. Под «Ромео и Джульетту» олимпийскими чемпионами стали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин. Трое из них выступают в нашем шоу. Может, в этом есть какая-то символика... В любом случае, это масштабные и глубокие истории, к которым подступались и будут подступаться миллионы режиссеров. При этом каждый может увидеть в них свое зерно. Для меня это важно. Так как в спектакле заняты семь олимпийских чемпионов, большое количество чемпионов мира и Европы. И всем нужно найти равнозначные роли. Чтобы у каждого был самодостаточный образ в спектакле. А такие масштабные произведения дают такую возможность.
- Продюсировать ледовые шоу пытались многие ваши коллеги. Но долгоиграюще это получается только у вас. Почему, как думаете?
- Потому что я всегда рассчитываю на свои силы. И, привлекая спонсоров, знаю, как буду развиваться дальше. Поэтому встречаю отклик с их стороны. Но 80% аналогичных нашему проектов — они немного шальные. «А давайте сделаем!» Ну, сделали. А что дальше? Не появляется какой-то финансовой истории — и все растворяется в пух и прах. Ледовые шоу для меня давно не бизнес, а дело жизни. Это главное, что я делаю и что люблю. Это не пустые слова. Я так самореализуюсь. Поэтому мои проекты так долго живут.
- А хорошие отношения с коллегами-фигуристами имеют значение?
- Конечно. У меня со всеми хорошие отношения. Сейчас все заинтересованы в том, чтобы было как можно больше шоу. Это работа. Моя задача - все распланировать задолго. Мы уже сейчас планируем, что будем делать через полгода-год. Это непросто. Не все готовы этим заниматься. Возвращаясь к вашему вопросу о том, почему мои шоу отличаются от других таких проектов: многие просто хотят быстро-ярко блеснуть — и отойти. Я так не могу. Хотя чем дальше, тем сложнее в некоторых аспектах работать. В том числе потому, что сравнения с прежними проектами неизбежны. «Кармен» задала высокую планку. Но надо идти дальше, делать лучше. А это всегда давит. Не может не будоражить. Так что мы стараемся. Никто до нас не делал таких декораций. Никто не собирал в одном спектакле такое количество звезд фигурного катания, каждой из которых надо найти, как я уже сказал, самодостаточные роли. Ведь никакими деньгами ты не заставишь олимпийского чемпиона включаться в историю, если он почувствует, что он второстепенен. Именно поэтому на отработку сценария уходит даже больше времени, чем на хореографию. Сценарий вычищается тысячу раз. Кажется, ночью все решил. А наутро опять переделываешь. Ну, и живая музыка — я всегда работаю с композитором, практически пляшу перед ним. Хореографией рассказываю характеры. Так это рождается.
- Откуда взялось это решение в финале всей труппе выходить на лед босиком?
- Всегда важно правильно выйти из спектакля. Мы все знаем финал этой истории. Но нам не хотелось завершать так: все умерли и занавес. Так что этот босой выход на лед — это как символ абсолютного душевного обнажения. В нашем циничном мире мы все прячемся за какие-то бесконечные стенки. Мало моментов, когда можно проявить искренность. А вот в этом — искренность по отношению ко всем вам, к зрителям. Потому что на льду нет подогрева. Так мы хотели сказать, что рассказали вам о любви максимально искренне. Надеюсь, вы — и все в зале это почувствовали.