Категорически Лидия Смолина выступила против подрядчиков, которые халтурят. Причем начиная с проекта. Общественники обратили внимание на удивительную дальнозоркость проектной организации из Кирова, которая выиграла конкурс во Владимире и, не выезжая из родного города, предоставила проект.
«В итоге они не учли необходимость вентиляции на доме, - рассказал один из выступавших. - Когда стали разбираться, почему так произошло, оказалось, что они руководствовались фотографиями, сделанными со спутника. Как работать с таким проектом? Как исправить ошибку? Оказалось, что очень непросто».
Присутствовавшие на заседании руководители владимирских подрядных фирм высказали свое мнение об особенностях проектирования и проведения кровельных работ. Теория и практика – иногда две большие разницы. В качестве примера привели дом № 32/16 на улице Усти-на-Лабе в областном центре. При предыдущем ремонте в начале «нулевых» на его крыше были срезаны вентиляционные шахты. Их восстановление в план новой ремонтной кампании не вошло. В итоге, как предсказывают специалисты, новенькая кровля не спасет жильцов от прежних проблем.
И эта ситуация не единичная.
Услышав про подрядчика из Собинского района, который оставил после себя текущую крышу и перешел на новые объекты, Лидия Филипповна привела свой пример. В Александрове есть дом, на котором крыша течет после капремонта с 2015 года. Она предложила действовать решительно:
- Гнать таких подрядчиков надо! Люди не должны страдать. Они заплатили деньги за ремонт, а получили новые проблемы. Надо срочно принять меры и в данном случае крышу ремонтировать. Кто это будет делать? Пусть даже вплоть до сотрудников фонда туда залезают, но люди не должны быть брошенными. А если есть «живой» подрядчик, то пусть устраняет недостатки.
Она предложила исключать такие компании из реестра добросовестных подрядчиков. Сейчас в нем более 80 подрядных организаций. Первый вице-губернатор засомневалась: все ли они работают активно? Обоснована ли такая массовость?
Вера Новикова, член комиссии по отбору подрядных организаций, тоже за более строгий взгляд на мастеров-ремонтников. Она уверена, что право заниматься капремонтом многоквартирного дома должна иметь организация, которая имеет подобный опыт работы. Но закон позволяет «зайти на дом» всем компаниям, которые работают в сфере гражданского строительства, в том числе, подчеркнула докладчик, организациям, специализирующимся на возведении мостов, стадионов, прокладке сетей и т.п.
Она указала на еще одну проблему, которая возникает при работе общественников с конкурсной документацией. Есть примеры, причем не единичные, когда они, проверяя достоверность представленных подрядчиком сведений, обнаруживали расхождения между данными из официальных источников и теми, что представила фирма. Закрадывалось сомнение: а можно ли вообще допускать к работе такие компании? Общественники обращали на подобные нюансы внимание антимонопольной службы. И не находили понимания. «И УФАС всегда сторону подрядчика принимает. Эту проблему надо решать», - заметила она.
Присутствовавшие поддержали Веру Ивановну. Судя по выступлениям, найти правильный ответ на вопрос, сомнительный подрядчик или нет, иногда очень большая проблема.
«Мы все крупные строительные фирмы зовем: приходите на капремонт! – поясняла особенности национальной ремонтной кампании Лидия Смолина. - Объем финансирования ежегодно значительный - 1 миллиард рублей. А им лучше построить дом, сразу получить 100-150 млн рублей, чем крышу делать за 2-3 млн рублей только после того, как три месяца придется ждать захода на объект, а потом жесткие меры безопасности соблюдать и массу контролеров принимать, в том числе и общественников».
Она предложила по результатам заседания обратиться с просьбой рассмотреть предложения и внести изменения в нормативные акты профильных министерств. В частности, дать конкретные предложения по проверке достоверности информации об участниках торгов, по дальнейшему сокращению сроков подготовительных работ.
Альберт Русанен, председатель общественного совета, напомнил, что и у специалистов, и у общественников остается также много вопросов и по самой процедуре торгов.
«Федеральный закон о госзакупках - 44-ФЗ, - проблемный для проведения капремонта, - отметил он. - Мы очень часто сталкиваемся с тем, что мы должны отобрать добросовестных подрядчиков, а закон не всегда позволяет это сделать».
Но даже несмотря на это, он оценивает участие области в программе капремонта очень позитивно. Альберт Русанен привел весьма показательную статистику: если в 2008-2012 годах капитальный ремонт за счет собственных средств сделали жители только 70 домов в области, то за последние три года за счет проекта капремонта приведены в порядок 1883 дома.
Несмотря на то, что работа на объектах в этом году заканчивается, общественники намерены без пауз и каникул приступить к обсуждению с муниципалитетами планов большого ремонта на будущий год.
Дословно
Лидия Смолина:
- В нашей области с 2014 года на капитальный ремонт почти 1900 домов потрачено более 3 млрд рублей. В 2017 году уровень собираемости по капремонту составляет 95,9%, это соизмеримо с уровнем оплаты всех услуг ЖКХ. Мы остались единственным субъектом, в котором губернатором принято решение о том, что все средства, которые заработаны от временного размещения депозитов, мы направляем на капремонт на те дома, где уровень собираемости 100 процентов и выше. Таких домов оказалось 39. Мы их все отремонтировали. По итогам нынешнего года их 31. На их ремонт будет потрачено 70 млн рублей, также заработанных от временного размещения средств. Их надо тратить немедленно.