15 ноября 2017 в 17:44

Лохматые и хвостатые «звезды» вышли в тираж

Фото: Светлана Салатаева
Хеппи-энд пока не случился. Зообаза Госфильмофонда у деревни Леоново в Петушинском районе по-прежнему подает сигнал бедствия. Здесь в буквальном смысле оказались брошены волки, медведица, собаки, корова и коза. «Их оставили умирать!» - убеждены пользователи соцсетей, которые вот уже не первую неделю пытаются привлечь всеобщее внимание к четвероногим героям, отыгравшим свои первые роли в различных отечественных кинопроектах. «ВВ» увидели, насколько страшным может быть существование хвостатых артистов, которые вышли в тираж.

День открытых дверей: сегодня и всегда

Сегодня попасть на зообазу можно без труда. Ворота при входе на ее территорию распахнуты. Подходим к дому сторожа под аккомпанемент собачьего лая. Так встречает людей только один пес из пяти, оставшихся здесь. Остальные четверо молча провожают нас взглядом, каждый из своего вольера. Людям они больше не верят.

В одном из вольеров убирается девушка-волонтер Анна из Подмосковья. Она приехала сюда, узнав о четвероногих брошенках. Возле нее ходит кругами, всячески показывая расположение, старая овчарка. У неё праздник: в вольере генеральная уборка.

- Сейчас я и тебя вычешу, - обещает девушка льнущему к ней псу.

В считанные минуты Анна наводит чистоту и застилает пол новыми опилками. Но крыша вольера течет без остановки.

По соседству дожидается большой уборки в своем доме еще одни крупный пес. Над ним крыша покрепче. Но, по мнению Анны, для обоих лучшим выходом стал бы разъезд по новым домам. Вполне вероятно, что так оно и будет. Но пока животные здесь.

Неожиданно возле нас появляется голубоглазая хаски, а следом - и волонтер Евгений Литвинов из Санкт-Петербурга, приехавший спасать брошенных кинозверей.

Мы с ним идем по зообазе. Вокруг - поваленные деревья, много пустых полуразрушенных вольеров, остовы строений, в которых едва угадываются домики и загоны для животных. Хозяйственные постройки не заперты, замки на многих сбиты. Заглядываем в первую попавшуюся: небольшой сарайчик, кафель со стены явно содран, дверной проем деформирован. Похоже, отсюда выламывали все сколь-нибудь ценное.

Чуть дальше – ряд домиков, где жили приезжавшие на съемки артисты. Они тоже настежь. Кое-где и стекла разбиты. У крохотного прудика большой т. н. «Дом рыбака» поражает своей заброшенностью. Ощущение такое, что здесь прошли мародеры. Однако и часть строений выглядят откровенно заброшенными последние лет так 10-15.

- В «Доме рыбака» и полы уже провалились, - говорит Евгений. – Но мне главное, что кухня цела, и на ней остались и плита, и холодильник.

Заходим. Здесь - запасы, привезенные большей частью за прошедшие выходные: яблоки, капуста, мешки с собачьим кормом, крупы, макароны. В холодильнике - мясные обрезки. Евгений говорит, что мяса и овощей должно хватить лохматым постояльцам на неделю.

Сейчас голодная смерть животным не грозит, и добровольцы спешат решить не менее сложную задачу: подготовить вольеры к зимовке, починить их и утеплить. Разговоры о том, что животных могут все-таки разобрать по новым домам, идут и идут, а холода уже наступили.

- Жизненно необходимы сейчас строительные материалы, крепеж, саморезы, шурупы, лопаты. Но главное - не хватает рабочих рук. На неделе мы с Фомой (это та самая голубоглазая хаски. – С.С.) тут вдвоем в основном остаемся. Я живу в сторожке, рядом есть дом, но надо наладить печку, чтобы кто-то из добровольцев мог остаться на несколько дней, а то ребята, которые на выходные приезжали, на стульях спали. Будут условия для ночлега, тогда и работа пойдет быстрее, - уверен волонтер.

Но и за неполные две недели с момента приезда Евгения добровольцами сделано многое. Самое главное - хвостатые и рогатые тут не голодают.

Зимовка зверей

Возле клетки медведицы Маши, о которой говорят как об артистке с хорошей фильмографией, постоянное движение. Местный житель Артем Востоков разворачивает сварочный аппарат: надо закрепить кормушку. Хозяйка клетки равнодушно смотрит на переполох и всполыхи сварки.

- Надо думать, как ей расширить клетку, - говорит Евгений. – Эта для нее давно мала. Непонятно, почему ее сюда загнали?..

Но об этом волонтер подумает завтра. Ему приходится разрываться между стратегическими задачами (как питомцы будут зимовать) и текущими (как отселить трех волков, чтобы привести в порядок вольер).

Мы стоим возле их зарешеченного загона. Серые заметно нервничают.

- Даже сложно предположить, что могло произойти, но мы не можем их заманить в переноску, чтобы отселить и начать ремонт, - говорит наш гид.

Волков здесь самое большое поголовье – девять. Евгений не боится заходить к ним. Говорит, что когда увидел их впервые – в жуткой грязи и вони, то сердце дрогнуло: хищники выглядели жалкими.

...Тем временем рядом с Машиной клеткой припарковалась еще одна машина с московскими номерами. Из нее вышел парень в камуфляже и начал разгружаться: лопаты, грабли, щетки, щиты ДСП, болгарка, сварочный аппарат - все, что нужно сегодня в Леоново, у него с собой. Это доброволец Александр Свешников.

- У меня самого есть питомник по разведению собак. Когда я увидел, что здесь творится, то решил помочь. Как можно остаться равнодушным к оставленным умирать зверям? – задает он риторический вопрос.

У Евгения Литвинова есть свой, встречный: неужели компетентные органы здесь и сейчас не заинтересуются вопиющим фактом жестокого обращения с животными? Парень уверен, что самое время прокуратуре разобраться в том, кто виноват в скотском отношении к зверью.

Он признается, что когда увидел в интернете фотографии и видео отсюда, волков в грязных вольерах, то сорвался с места и решил зимовать тут.

- Я не мог не приехать! Их просто предали те, кто должен был заботиться о них, содержать и обеспечить им спокойную звериную старость, - говорит он. Евгений недоумевает и на больших начальников из Москвы, и на предыдущих работников зообазы: как можно было бросить животных? Хотя особо в долгие размышления пускаться волонтерам некогда.

- День очень короткий, а успеть надо очень многое, - извиняется Евгений и уходит, попутно отвечая на еще один телефонный звонок.

На подъезде новый помощник. Сигнал бедствия разошелся далеко за пределы округи и нашел отклик у многих. Питомцев зообазы тут спасают действительно всем миром.

За кадром

Мы обратили внимание на приоткрытую дверь небольшого железного гаража. Вошли и уткнулись в ряды круглых жестяных коробок. В них оказались рулоны старой кинопленки. На разбросанных пожелтевших бумажках – названия фильмов: документальных, учебных, научно-популярных. Это копии рабочих материалов со съемочных площадок. Здесь же, в Леоново, были сняты сотни фильмов, особенно в 80-е годы ХХ века. На зообазе плотно работали специалисты студии «Центрнаучфильм». За год леоновские лохматые артисты «обслуживали» до 20 кинокартин. Некоторые получали награды престижных кинофорумов. Со всех киностудий страны и из-за рубежа приезжали в Леоново съёмочные группы. Говорят, даже железнодорожную станцию сделали именно для удобства киношников.

Помню, как и я была тут лет 15 назад. Директор Татьяна Яркина тогда сетовала, что съемочных дней у ее подопечных очень мало. Показывала кабана, снявшегося в фильме «Шизофрения» с Джигарханяном и Абдуловым в главных ролях. Медведя, которого забрали у частника, державшего зверя ради забавы и регулярно мишку подпаивавшего водкой. Были тут волки, рыси, много пернатых. И уже тогда было понятно, что «золотой век» в кино эти артисты отыграли. Но смотреть на них и слушать рассказы Татьяны Юрьевны о местных знаменитостях было огромной удачей.

Однако звериная судьба – злодейка! Пережив даже труднейшие для отечественного кино 90-е годы, сотрудники зообазы весной нынешнего года получили пренеприятнейшее известие: зообазу решено закрыть с 1 июня.

В марте до них был доведен соответствующий приказ учредителей. В нем - ссылка на постановление правительства о ликвидации малоэффективных предприятий. Почему поголовье престарелых артистов решили оперативно и безоговорочно списать в тираж? Как можно было сравнить уникальную зообазу с обычной фермой или свиномплексом? Почему нельзя было найти какие-то (и не самые большие) суммы, чтобы дать дожить леонтьевским «звездам» тут свой век: без софитов, но в достатке? Эти вопросы сотрудникам задавать было некому. Людей и зверей просто поставили перед фактом.

Чуть позже на официальном сайте Госфильмфонда появилась новость о том, что животных передавали в Саранский городской зоопарк. Мы позвонили его директору Павлу Кшняйкину, чтобы узнать, как чувствуют себя бывшие питомцы зообазы. Он заверил: все живы и здоровы.

- Нынешним летом мне предложили отсюда забрать многих животных, в том числе двух медведей и девять волков. Список был длинным. Мы взяли двух рысей, двух ворон, три-четыре норки, две енотовидные собаки… Привезли, всех разместили, - рассказал он.

Почему же волкам не повезло с пропиской? Павел Павлович объяснил — они старые, и для зоопарка – лишняя головная боль. Старость, она ведь и хищникам не радость…

Узнав от нас, что и волки, и медведь, и собаки брошены в Леоново, наш собеседник обещал помочь:

- Я завтра отправляюсь на симпозиум. Съедутся 50-60 директоров зоопарков. Я расскажу им о животных, которых можно взять от вас, - сказал он.

Лариса Гвоздева, директор клиники-приюта «Атлант», рассказала, что к ней также обращались с просьбой взять из Леоново животных.

- Мы были готовы взять собак, у нас есть все условия для их содержания. Но им надо было пристроить волков, а тут мы помочь не можем.

Открытый финал

По нелепому совпадению, хозяева решили закрыть зообазу в юбилейный для нее год – ее создали 70 лет назад. А на официальном сайте фонда до сих пор висит информация об удивительной и замечательной зообазе в Леоново как о действующей. И о ней околокиношные деятели рассказывают тепло и обстоятельно. «Здесь живут и ждут работы специально обученные для киносъемок животные и птицы. Отечественные и зарубежные кинематографисты сняли более 2000 фильмов с участием питомцев зообазы: научно-популярные, документальные, художественные киноленты. Именно в этом месте родился и жил знаменитый Белый Бим Черное Ухо, готовил свои передачи Николай Дроздов, снимались программы «Спокойной ночи, малыши!». Зообаза — первый в мире питомник, где можно выбрать животных для съемок, и не просто выбрать, а получить хорошо обученных четвероногих актеров, лучше которых тронуть души людей, пожалуй, не сумеет никто и никогда» - это только кусочек трогательной истории о здешних лохматых «звездах».

И вот это истинная правда! Но вчерашнего дня. Сегодня волки, живущие среди собственных экскрементов — не сильный режиссерский ход, а результат равнодушия их хозяев. И глядеть на них мучительно больно! Владимирские ветеринары, осмотревшие их, обнаружили последствия безуходности: подкожные клещи, гельминты. Из-за долгого пребывания в нечищеных вольерах у некоторых раздражение на лапах. Обнаружены и возрастные недуги - артритные изменения суставов.

Сегодня на леоновской зообазе в отличном состоянии только забор. Новый, высокий, из металлопрофиля. То ли кто-то заботился о том, чтобы звери не убежали, то ли кому-то просто очень хотелось «застолбить» этот участок (а территория тут более 5 га!) подо что-нибудь более коммерческое - и дать понять, что он уже занят.

Дозвониться до бывшего директора зообазы нам не удалось: на наши звонки она так и не ответила. Но все, кто лично знает Татьяну Яркину, уверяли: для нее это решение – удар! Она до последнего надеялась, что высокие руководители сохранят человеческое лицо и оставят в покое здешних обитателей.

- Татьяна пришла сюда работать молодой девчонкой, отдала почти 40 лет зообазе. И ей было больно и горько видеть, как рушится все, что она создавала, как люди предают животных, которых приручили, - рассказал нам местный житель Алексей Гуськов. Он и сам провел тут все детство: его родные работали в штате зообазы. Он частенько бывал на съемках и видел многих знаменитостей, и людей, и зверей, и птиц.

А сейчас тут безвластие. Его компенсируют десятки волонтеров, которые на своих плечах и руках приносят продукты для животных. Уже у самых ворот зообазы мы увидели еще двоих путников с тяжелыми пакетами в руках. Это директор средней школы № 1 Петушков Татьяна Грачева с дочерью Александрой несли очередную партию провизии.

- Мы как только узнали, что животные оказались брошеными, решили всей школой взять над ними шефство, - рассказала она. – Собираем с ребятами для них продукты. Животных в беде не оставим, постараемся помочь, чем можем. Мы же сюда со школьниками постоянно ездили на экскурсии, гостинчики с собой брали, смотрели представления, которые тут устраивались. Работали дрессировщики, питомцев тут было более сотни. Как любили ребята сюда приезжать! Последний раз мы были, наверное, лет 10 назад. Зверей было меньше, чем раньше, но за ними ухаживали. Думали, что сейчас тут и нет никого, всех вывезли. Мы, кстати, всегда предлагали свою помощь зообазе, но они отказывались, говорили, что у них всё есть. А теперь нечего спрашивать и некого. Надо помогать.

В тяжелых пакетах - крупы, фрукты, овощи. И сгущенка для Маши, ей надо жирок нагулять, ведь самое время впасть в спячку. Но разве уснешь, когда решается твоя судьба?

...Когда материал готовился к печати, пришла хорошая новость от Евгения: овчарку, корову и козу волонтеры пристроили. Хочется надеяться, что придут и за остальными.

Светлана Салатаева.

P.S. Публикации о ситуации на зообазе в Леоново изучает и областная прокуратура. Зоозащитники и журналисты надеются услышать ее мнение о лохматых и хвостатых «звездах-брошенках». Те, кто готов помочь животным, могут звонить: (905) 612-98-31.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад Назначен новый главный внештатный акушер-гинеколог минздрава Владимирской области
‍С 18 апреля акушерско-гинекологической службой Владимирской области будет руководить Наталья Денисова, заведующая отделением патологии беременности №2, врач акушер-гинеколог Областной клинической больницы.
49 минут назад В гусевских лесах прошла акция по учету и уничтожению кладок непарного шелкопряда
Во Владимирской области начался сезон противостояния резко расплодившемуся в прошлом году вредителю -  непарному шелкопряду. 18 апреля, на одном из участков Гусевского лесничества состоялась акция с целью учета и уничтож…