Пытаюсь воспринимать критику спокойно
- Николай Борисович, представьте, что у вас есть двойник. Как бы вы с ним строили отношения?
- С двойником, думаю, мне было бы неинтересно. Получается, что у нас и мысли одни, и взгляд на жизнь. Как говорится: «А поговорить?». О чем?
Нет, люди - социальные существа, без общения пусть с себе подобными, но с совершенно другими людьми, мы пропадем и не сможем полноценно развиваться. Как иначе саморазвиваться и взаимообогащаться? Как же ту самую пресловутую истину в споре ковать? Нет, определенно с двойником неинтересно. Не потому, что он - плохой парень, а потому, что только плюс с минусом притягиваются. В жизни, как и в электротехнике, по-другому не бывает.
- Человеку свойственно познавать новое. Есть ли что-то, что вы наотрез откажетесь пробовать?
- И думать нечего - наркотики. Страшное зло, разрушающее человека как личность. Здесь ответ очевиден. А все остальное... Тут работает правило «никогда не говори никогда». Кто бы мне сказал лет пять назад, что горные лыжи так меня увлекут? Я считал, что это спорт молодых, а вот в «полтинник» встал на горные лыжи - и затянуло.
В свое время хотел прыгнуть с парашютом, но тогда это удовольствие было довольно слабо развито с точки зрения коммерции. Так я и не прыгнул. А сейчас, когда это стало возможным, я опасаюсь. Причем это не страх высоты или нераскрывшегося парашюта. Дело просто в возрасте. С годами кости и мышцы теряют эластичность, а в момент приземления удар о землю даже при идеально выполненном прыжке - такой силы, что можно получить травму. А я болеть не люблю и считаю этот риск не оправданным. Для всего - свое время.
- Как вы отличаете хорошего человека от дурного?
- Свои выводы о людях я никогда не делаю, исходя из опыта первой встречи. Но после третьей-четвертой становится понятно, «гарний хлопець» или нет. Как отличаю? Жизненный опыт, другого не дано.
- Что бы вы делали в последний день своей жизни, если бы вам дано было знать, что он - последний?
- Бросил бы все силы на то, чтобы завершить дела, которые под силу завершить только мне. Не люблю оставлять «хвостов» и недоделок после себя.
- Как вы воспринимаете критику в свой адрес?
- Если она конструктивна, то пытаюсь воспринимать ее спокойно и делать соответствующие выводы. Но многое зависит от того, кто критикует. Иногда бывает (особенно в семье), что критика, хоть и тысячу раз справедливая, задевает за живое, обижает, отторгается. В таких ситуациях логика и здравый смысл уходят на второй план. К счастью, такие ситуации редки, и я с годами стараюсь их не допускать.
- На каком музыкальном инструменте вы бы хотели научиться играть?
- Всегда завидовал тем, кто владеет навыками игры на гитаре и фортепьяно. Но сам, так уж вышло, никогда инструментом не владел. В моем детстве, и особенно в таком городе, как Ковров, у мальчишек в приоритете были спорт, мотоциклы. Хоккей, лыжи и «железо» - основное развлечение моего детства. Гаечный ключ одержал уверенную победу над скрипичным.
Армейская школа
- Вы помните свой самый длинный день?
- Самые длинные дни, которые никак не хотели заканчиваться, были у меня в первый месяц службы в армии. Временами казалось, что два года не пройдут никогда. Первый месяц буквально превратился в один бесконечный нескончаемый день. После отбоя я в секунду засыпал и так же быстро просыпался, потому что кто-то во всю мощь чуть ли не в ухо кричал: «Рота подъем!».
- И тем не менее вы сторонник призывной армии...
- В свое время много говорили, что у нашей страны нет врагов и армия нам не нужна. Лично я всегда был противником такой позиции.
Во-первых, армия дает профессиональный навык. Я вернулся оттуда готовым профессионалом-энергетиком. В нашем отделении было очень много энергетического оборудования: две котельные, холодильная машина, градирня, генераторы, трансформаторная подстанция 35/10 кВ, порядка шести подстанций 10/0,4 кВ и т.д. Учили нас очень грамотные офицеры, инженеры высокого класса.
Во-вторых, что бы ни говорили, служба в армии реально влияет на становление мужчины. За короткий срок армейской службы - а это всегда ситуация, близкая к экстремальной, вся напускная шелуха отлетает, гражданские «понты» ничего не значат. Сразу становится понятно, что за человек рядом с тобой. Пойдешь ты с ним в разведку или нет. Характер человека в армии видно сразу.
Ну и, наконец, армейская дружба. Она настоящая, мужская, когда ты с этим человеком пуд соли съел, в опасных ситуациях плечом к плечу стоял.
Учусь всю жизнь
- Какие мечты детства вы воплотили уже в сознательном возрасте?
- В 17 лет я понял правоту Марка Твена, который говорил, что за свою жизнь человек рождается дважды. Один раз происходит его физическое рождение, а второй - когда он понимает свое предназначение. Ясное понимание об электричестве, как о явлении и о том, что хочу стать энергетиком, пришло ко мне именно в этом нежном возрасте.
Самые важные уроки - это те, которые ты усваиваешь собственной шкурой. Одно дело, когда ты учишь физику в теории... Зачем она нужна, какой от нее прок? И другое дело, когда ты впервые применяешь свои знания на практике. Вот тогда и приходит понимание, что теория и практика - это взаимодополняющие друг друга компоненты.
Я применил свои знания на практике, чиня мотоцикл и мопед. Там - постоянный ток, и когда ты дергаешь прерыватель, то высекается искра. Стоит ли говорить, что эта искра прилетела именно мне в руку. Не скажу, что было больно, но - некомфортно. Но важно другое. Я в буквальном смысле осознал важность теоретических знаний и применения их на практике. Наверное, в тот вечер мое будущее как энергетика было предрешено.
- У вас есть рецепт личного, карьерного, профессионального успеха?
- Как говорил товарищ Ленин, учиться, учиться и еще раз учиться. И это касается не только и даже не столько классического понимания слова «учеба». Дело вовсе не в количестве дипломов, хотя и это важно. Учиться нужно постоянно в первую очередь у людей, которые тебя окружают. Каждый человек - носитель определенных знаний и мудрости. Важно не зацикливаться на себе, а быть открытым для окружающего мира и людей.
Внимательное отношение к людям - это, во-первых, отличная прививка от эгоизма и самосозерцательности, переходящей в нарциссизм. Во-вторых, люди тянутся к тем, кому они интересны.
Конечно, хорошо бы четко представлять себе, чего ты хочешь добиться, кем хочешь стать, стремиться стать профессионалом в том деле, за которое взялся.
Убежден, что шанс в жизни дается каждому. Нужно быть к этому шансу готовым и его не упустить.
- Какой самый ценный совет вы получили в жизни?
- Мне с учителями повезло. Они были не только высочайшими профессионалами, но и людьми с большой буквы с человеческой точки зрения. Люди - глыбы. Каждый день они формировали меня как личность. Мы, молодые специалисты, ловили каждое их слово.
Один из корифеев-энергетиков, под началом которого посчастливилось работать - Владимир Александрович Игнатьев, - любил повторять: «Сопливых вовремя целуют». В этой несколько грубоватой фразе скрыт глубокий смысл о том, что ничего нельзя откладывать на потом.
Виктор Федорович Баранов, с которым мне также довелось поработать, любил повторять, что к делу, которым занимаешься, нужно подходить максимально основательно. Профессия - особенно наша - не терпит халатности и безответственности.
А главное, у этих людей никогда слова не расходились с делами. Личным примером они изо дня в день доказывали справедливость собственных советов, и мы им безоговорочно верили.
- Ваш любимый час в сутках?
- Привычка - вторая натура. Я - «жаворонок». Рано утром уже на работе. Никого нет, тишина. Диспетчерская служба мне в обязательном порядке сообщает оперативную обстановку о том, как прошла ночь. Завариваю чашечку кофе, просматриваю оперативные данные, изучаю новости, в первую очередь, связанные с профессиональной деятельностью. Затем - касающиеся страны и мира, областную свежую прессу - чтобы быть в курсе всех событий.
Жизнь серьезно ускорилась, и чтобы не отстать, нужно ориентироваться в потоке информации. Так что вот это утреннее время, с полвосьмого до половины девятого - тот «золотой» час, который меня настраивает на работу и в то же время дает побыть наедине со своими мыслями.
- В непредсказуемых, кризисных ситуациях, когда последствия управленческого решения сложно просчитать, лучше, на ваш взгляд, принять хоть какое-то, пусть даже не лучшее решение, или не принять никакого, пустить ситуацию на самотек?
- Идеально, конечно, принять правильное решение. Но если ответить на вопрос в том контексте, в котором он задан, то я сторонник того, что какое-то решение обязательно должно быть принято. В противном случае - какой же ты руководитель, если не можешь взять всю полноту ответственности на себя.
Люблю сюрпризы…
- Каким был самый запоминающийся подарок в вашей жизни?
- Самый запоминающийся подарок я сделал себе сам. Всю жизнь мечтал о лодке с мотором и несколько лет назад сделал себе такой подарок. Хотя чего греха таить, я люблю сюрпризы.
- Вы свой день рождения любите?
- Люблю, конечно!.. Подарки дарят. Люди звонят, поздравляют, говорят разные приятности. Иногда даже от чистого сердца. Какой же день в году еще любить, как не собственный день рождения?
Я вообще-то не из тех людей, которые сложно относятся к своему возрасту, кокетничают или впадают в депрессивные состояния. В каждом возрасте есть свои прелести и достоинства. К жизни нужно относиться с оптимизмом.