17 января 2018 в 12:23

Хроники владимирского развития

Некоторые эксперты считают умение быстро перестраиваться под запросы рынка едва ли не главным конкурентным качеством бизнеса. В крупной промышленности такая гибкость дается априори сложнее, чем в МСБ. Но, как показывает исследование «ВВ», наша область с промышленным переориентированием исторически в целом справлялась.

От текстиля до станков и «сладостей»

В 1913 году основу владимирской промышленности составляли текстильные фабрики. В структуре того, что сейчас мы называем валовым региональным продуктом (ВРП), легпром занимал 77 процентов. Второй по значимости была стекольная проимышленность с долей в 8 процентов. А вот пищевка, сегодня чуть ли не главная наша надежда, 100 лет назад давала лишь 3 процента ВРП.

В 1994 году, по данным Владимирстата, в общих объемах промышленной продукции в лидеры вышли машиностроение и металлообработка с долей в 41-42 процента. Это во многом было заслугой и почивших в бозе, и ныне здравствующих ковровских и кольчугинских, в том числе оборонных заводов. Да, в 90-е оборонка переживала кризис, но именно тогда начались первые шажки по программе конверсии: освоение продукции гражданского назначения. По воле тогдашнего Президента РФ, к 2030 году доля «гражданки» на предприятиях ОПК должна была дойти до 50 процентов.

А вот доля легпрома к 1994-му упала до 9,7 ппроцента, что после развала СССР было объяснимо. Своего сырья для отрасли в России почти не было, и отрасль, технологически ветшая, погрузилась в кризис. Только за 4 года (1990-1994) выпуск продукции легпрома в области упал более чем на 80 процентов, а текстильные фабрики банкротились практически в режиме нон-стоп.

Пищевка в 90-е заняла нишу в 10 процентов ВРП, а если считать с мукомольно-крупяно-комбикормовыми производствами, то больше 12 процентов. Доли по 3,5 — 5 процентов делили химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство стройматериалов и стеклопром.

В «нулевые» годы областные власти взяли курс на привлечение инвестиций и поддержку модернизирующихся производств, справедливо рассудив, что только предприятия новой экономики — энергоэффективные, с приемлемой себестоимостью производства - имеют шансы выжить в глобальной конкуренции. И динамика объемов промышленной продукции Владимирской области стабильно росла с начала нулевых на 5-10 процентов в год (чаще именно на 10%). А структура владимирских обрабатывающих производств продолжала эволюционировать.

Безусловным лидером с долей в 42,5 процента оставался сектор машиностроения и металлообработки, но рос пищепром (до 18 с лишним процентов регионального ВРП). Именно тогда стали активно развиваться промышленная группа «АБИ», «Владимирское молоко», «Владимирский хлебокомбинат». Именно тогда, еще до прихода в область «Ферреро», один из крупнейших иностранных инвесторов - компания «Штольверк» (сейчас «Мон`дэлиз») - дал региону-33 честь производить четверть общероссийского производства шоколада. Объемы стекольной промышленности выросли до 7,1 процента.

Что сейчас?

Сейчас в регионе-33 работают более 800 крупных и средних предприятий, 700 с лишним МП. Доля промышленности в структуре ВРП области составляет более 37 процентов. Эту цифру губернатор Светлана Орлова озвучила на традиционной ежегодной встрече с инвесторами в октябре прошлого года. При этом рост промышленного производства в регионе-33 выше общероссийского: 104,6% в 2016 году против 101,3% соответственно.

Но есть еще один показатель, который характеризует уровень возросшей конкурентоспособности владимирцев, - внешнеторговый оборот. Если в 1994 году, по данным Владимирской таможни, он составлял всего $461,1 миллиона, то в 2008-м — уже $920 миллионов. В 2016 году этот показатель вырос до $1,8 миллиарда, из них более $630 миллионов — экспорт. За 2017 год пока есть цифры только за 9 месяцев — но оборот там уже $1,7 миллиарда.

Для сравнения - в 1994 году наш экспорт составлял всего $288,4 миллиона. И высокие цифры нашего импорта настораживать не должны — ведь в них заключены как поставки необходимого, но не производимого в России из-за климата сырья (к примеру, орехов, изюма, какао-масла для кондитерки), так и современного оборудования для новых и обновляющихся заводов. Насторожиться стоило бы, если бы этот технологический импорт снижался.

Как закалялась вера в себя

На заре своей работы на посту губернатора Светлана Орлова «ввела в эксплуатацию» слоган «Покупай владимирское! Покупай российское!». Не все тогда восприняли всерьез ее мысль о том, что у местных производителей есть все шансы выйти на межрегиональные и международные рынки, что надо развивать региональную кооперацию и локализовать производства, чтобы снижать издержки логистики.

Но поэтапно лед тронулся: владимирцы стали активнее ездить на выставки всех уровней (хотя в начале АВО и областной ТПП приходилось многих уговаривать тратить на это деньги), искать потенциальных поставщиков сырья и комплектующих в нашей области. Лично Орлова все эти годы делала важнейшую вещь — продвигала местную промышленность на всех уровнях, убеждая тех, кто принимает решения о масштабных закупках, в высоком качестве товаров именно владимирских производителей. Делала это Орлова не только очень настойчиво, но и эффективно. Тем более что все ее действия шли в тренде, заданном президентом страны Владимиром Путиным.

Некоторые руководители крупнейших госкорпораций, вначале приезжая в регион-33 на организованные губернатором выставки-смотрины местных производителей в Муром, Ковров, Владимир со скепсисом, в итоге признавали: «Пришлось пересмотреть график, чтобы попасть сюда, потому что отказать было совершенно невозможно».

Что в итоге? У области подписаны соглашения и планы сотрудничества с основными госкорпорациями РФ, на основании которых предприятия региона активно работают по вхождению в реестры поставщиков продукции Газпрома, РЖД, Ростеха, Росатома, Роскосмоса и участвуют в реализации отраслевых планов импортозамещения Минпромторга. НПО «Вояж», Муромский стрелочный завод, «Генериум», «Гусар», «Электрокабель» - уже в этих реестрах. Общая сумма дополнительных заказов владимирцам от госкорпораций превышает 25 миллиардов рублей в год. Грубо говоря, это то, что привлекла в экономику области Орлова только по линии сотрудничества с госкорпорациями.

И еще надо понимать, что заказы от корпораций — это предсказуемые и долгосрочные объемы с гарантированной оплатой. Требования у них высоки, и это тоже в плюс нашим промышленникам, так как они «обречены» на технологический рост и рост конкурентоспособности их продукции.

У нашей области благоприятное инвестиционное законодательство. Но особый тренд последних лет — это поддержка инновационных производств с высокой добавленной стоимостью. Условно: выпускающих на рынок не сырое молоко, а перерабатывая его в творог и йогурты; не лес-кругляк, а мебель; не упаковку импортных таблеток, а полный цикл производства...

Все логично: предприятия с высокой ДС платят больше налогов, дают дополнительные рабочие места с хорошей зарплатой и обеспечивают занятость целым секторам регионального малого бизнеса. Один лишь КЭМЗ заказывает малому бизнесу 2-миллиардные объемы в год. Например, затеяв производство тракторов, гендиректор КЭМЗа Лебедев поэтапно привлекает к этому процессу субподрядчиков из Камешкова, Гусь-Хрустального и Вязниковского районов. А сотрудничество с любым из предприятий-флагманов тонизирует МСБ, точно так же, как наш «крупняк» тонизирует сотрудничество с госкорпорациями. Это и есть кооперация, благодаря которой МСБ области перестал быть исключительно «купи-продаем», все больше обретая производственную направленность и формируя уже пятую часть ВРП.

Экономика должна быть экономной

- Технологически отсталых предприятий у нас сейчас нет, - сказал «ВВ» управляющий «Владимирским хлебокомбинатом» Алексей Лялин. - Но побеждают в конкурентной борьбе те, кто продолжает снижать издержки, не роняя качество. Например, работая над энергоэффективностью...

Все - даже такие гиганты, как «Ферреро» - этим занимаются. Директор фабрики в Ворше Мауро Падовани, вступая в должность, сразу сказал, что одной из главных задач видит сокращение потребления электроэнергии, не тратя ресурсов больше, чем требуется по технологии и стандартам производства. Он рассчитал: за год фабрика может сократить потребление электроэнергии на 3 с лишним тысячи мегаватт. Это эквивалент 7,5 миллиона стирок домашней стиральной машины.

Другой распространенный способ снижения издержек - пересмотр логистики, в т.ч. внутрипроизводственной… Лялин, например, говорит, что заводы советской постройки в части эффективности внутрипроизводственной логистики сильно проигрывают новейшим предприятиям:

- Те же «Ферреро», «Нестле», «Мон`дэлиз» - это заводы горизонтального исполнения. Удобные с точки зрения управления производством и движения складских запасов. А советские заводы - вертикального исполнения, с логистикой, которая «тормозит». Именно поэтому наш хлебокомбинат так рвется на новую площадку в Собинском районе, чтобы построить там предприятие, во всех смыслах современное...

Конечно, у крупных компаний больше ресурсов для инвестиций. Но уже хорошо, что они, беря в субподрядчики МСБ, технологически поднимают его до своего уровня.

Рост в промпроизводстве мог быть весомее при более высокой доступности инвестиционных кредитов. Об этом производители регулярно говорят на форумах (президент «РАСКО» Виталий Миронов и гендиректор «Владимирской производственной фирмы» Нугзар Гиоргадзе считают, что кредиты промышленности нужно давать под 2-3 процента, иначе ни о каких масштабных инновациях нельзя говорить).

- По опыту знаю, что инновации – дорогое удовольствие, - подтверждает гендиректор кольчугинского ООО «МТК «ЗиО-Мет» Александр Дюженков. – Они всегда, так или иначе, требуют обновления оборудования. А окупается оно при хороших раскладах минимум за 3-5 лет. Это долго. Поэтому без «длинных» инвестиционных кредитов заниматься ими нереально. Но такие кредиты в каждом случае – предмет индивидуальной договоренности с банком и залоговые возможности, с чем у многих проблемы. По этой причине бизнес в большой массе удовлетворяется малым - работать потихоньку, чтобы на жизнь хватало - и ладно. Эта точка зрения тоже имеет право на жизнь. Но к стратегии развития она не имеет отношения. Поэтому администрация области правильно делает, связывая перспективы нашей промышленности с развитием именно инновационных предприятий, способных выходить на внешние рынки. А их у нас уже больше 28 процентов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:29 В 2024 году владимирские спасатели вызволили из огня 161 человека
Об этом сообщил 26 декабря на своей пресс-конференции начальник ГУ МЧС России по Владимирской области Алексей Купин. На ней были подведены итоги работы ведомства, а также состоялось награждение журналистов за освещение д…
вчера в 18:15 Водитель из Владимира отправлен в колонию на 7 лет за насмерть сбитого пешехода
ДТП произошло в мае 2024 года. на "пекинке" в районе улицы Растопчина. Престарелая женщина переходила федеральную трассу вместе с дочерью по нерегулируемому пешеходному переходу. Притормозили все, кроме 40-летнего автолю…