24 января 2018 в 16:11

...Так и напишите: «У нас только икры не было!»

14 декабря из-за разлива Клязьмы был разведен мост, соединяющий Вязниковское Заречье с райцентром. Больше месяца жители заречных сел и деревень жили в отрыве от «большой земли». О том, как они жили – наш репортаж.

Природный форс-мажор

Понтонный мост, о котором некоторые СМИ писали, что он разрушен не вовремя случившимся ледоходом, - на месте. Сегодня по нему уже даже ездят машины, но пока что на страх и риск водителя. Слишком высоко подняты крайние к берегу пролеты. Но машины с высокой посадкой проезжают. В основном же люди оставляют авто на берегу и идут через мост пешком. Сейчас уже можно — вода ушла. Но еще пару недель назад люди переправлялись на лодках. Почти месяц моста не было. Тут всем, в том числе столичным блогерам, со своих диванов плевавшимся в местные власти, надо бы понимать - если бы мост вовремя не разобрали, река могла просто унести конструкции куда-нибудь к Гороховцу.

Мост свели 13 января.

Мы перешли его несколько дней спустя. Первое, что видим за рекой - штаб МЧС и пункт обогрева.

- Неделю назад поставили палатку обогрева. До этого тут ничего не было. Перевезут на ту сторону - и жди машину на холоде, - ворчит один из обитателей Заречья, встреченный нами на мосту. - С этой стороны подходишь, собираешься переправляться и не знаешь, что тебя на той стороне в темноте и морозе ждет...

Спасатели говорят, что раньше возможности поставить палатку не было. Дескать, мешала вода, затопившая округу. Зимой такого не ждали. Поэтому четкий график переправы со стыковкой с транспортом на той стороне был в той ситуации намного эффективнее. Хотя на будущее эмчээсники не исключают: да, возможно, для подобных ситуаций надо бы приобрести какой-нибудь пункт обогрева на платформе армейских вездеходов, чтобы его наличие прямо у переправы создавало у людей ощущение защиты.

Кстати, пунктом обогрева воспользовалось всего 19 человек. Но психологический эффект тоже стоит учитывать. Лучше перебдеть...

Впрочем, для коренных жителей этих мест временное отсутствие сообщения с «материком» привычно: разливы случаются в зареченской зоне регулярно. Но обычно весной или в дождливую осень. Зимой значительно реже.

- Лет тридцать назад похожий разлив зимой был. Правда, воды все же поменьше было, - вспоминает Сергей, житель деревни Малые Удолы. Сергей везет нас в деревню Козлово, до которой дюжина верст. - Потому и необычно, что зимой. А так обычно нет у нас особых проблем с разливами. Привыкли. У нас у многих по две машины: одну перегоняют до разлива и разбора моста на городскую сторону, а вторая остается на другой стороне переправы. У кого машин нет, тех подвозят. А еще два раза в день транспорт ходит, собирает людей по деревням и доставляет к переправе. А на городской стороне обычная автобусная остановка. И вечером точно также в оговоренное время кунг ждет, чтобы развезти селян по домам.

Кунг — это фургон военного типа. От моста вода метров на пятьсот вдаль стояла на таком уровне, что у тракторов колеса полностью в воде были. Так что вездеход — самый подходящий в таких ситуациях транспорт.

Экстрим прошел штатно

Спрогнозировать столь редкую в нашем климате ситуацию, как зимнее половодье, подготовиться к ней заранее очень сложно. Тем не менее все службы отработали достойно.

- Мы подготовили запас ГСМ, медикаментов, продовольствия, заключили все необходимые договоры о снабжении, людей перевозили на лодках за счет бюджета, - сообщил «ВВ» глава администрации района Игорь Зинин. - Договорились с МЧС о дополнительных плавсредствах. Будем предусматривать такие нестандартные ситуации. Сейчас дополнительно закупили биотуалеты. Установили пост МЧС, палатку с обогревом. Всем людям, имеющим хронические заболевания, власти предлагали лечь в больницу на это время, а работающим – переселиться в вязниковскую гостиницу. Но люди не захотели. В гостиницу всего три человека поселилось.

Болеть люди, конечно, не перестали. За время зимнего разлива из Заречья в ЦРБ было госпитализировано пять человек.

- Все происходило в штатном порядке. Маршрут госпитализации на такие случаи у нас отработан. Транспорт есть. И еще нам одну «Ниву» закупили. Да я и сама больных отвожу на машине, когда требуется. А за переправой уже встречает «скорая помощь». При этом нашим больным никогда в госпитализации не отказывают. Всегда идут навстречу. На вызовы я выезжаю в любое время, день ли, ночь. В ФАПе есть все необходимое оборудование. Расшифровку ЭКГ нам делают во Владимире, аппарат подключен к общей системе и передает данные специалистам из областного центра. Все лекарства, в том числе и необходимые для экстренной помощи, у нас были запасены, - рассказывает заведующая козловским ФАПом Нина Лебедева. - Мы еще и запас аптекарских лекарств сделали. Я сама объехала хронических больных, собрала заявки и заказала.

- У МЧС есть и вертолет, а в деревне Козлово - место для посадки. И связь с МЧС всегда была. Так что в совсем уж чрезвычайной ситуации люди бы однозначно без помощи не остались. Возможность экстренной эвакуации была, - добавляет начальник 3-го ОФПС по Владимирской области майор Андрей Васильев.

А еще в Козлово имеется своя пожарная часть с двумя пожарными машинами и хорошо оснащенная добровольная пожарная дружина.

- Я тут с 17 лет живу. Работала в колхозе. Разливы у нас постоянно. Ну место такое! И я хочу сказать, что такой слаженной и четкой работы всех служб, какая была в этом году, я давно не видела, - признается местная жительница Татьяна Сергеева. - Мы сначала растерялись: убудет вода или нет? Все же зимой такое происходило давно, в 1982 году. Как добираться до «большой земли»? Но все настолько было предусмотрено! Реагировали власти на все просьбы очень оперативно. Все необходимое для жизни было всегда. Спасибо всем: и МЧС, и губернатору, и районным властям, и водителям с лодочниками!

Праздники не отменяются

Кроме сформированного запаса продуктов длительного хранения два раза в неделю в магазин привозили скоропортящиеся товары.

С продуктами тоже обошлось без перебоев.

- И фрукты возили, и зелень, и огурцы. Все было, что для праздничного стола нужно. Даже комбикорм для животных привозили. Я свою заявку даю, еще и покупатели что-то заказывают отдельно - это тоже включаем в общую заявку. Все у нас было! Обычно к Новому году заказывают деликатесную рыбу и икру. В этом году икра очень дорогая. Не стал никто ее заказывать. Была только имитационная, из водорослей. Вот так и напишите: что в Козлово не было только икры, а все остальное было, - смеется продавец Эльвира Хитеева. - Кстати, у нас все было свежайшее. А вот когда мост свели и народ за покупками для разнообразия в город поехал, то потом жаловались: мол, купили там просрочку.

Работал все праздники и местный клуб. В ночь с 31 декабря на 1 января козловцы здесь встречали Новый год. На следующий день, 2 января, продолжили праздновать, провели карнавальную ночь. На Рождество организовали детские рождественские посиделки. Было очень весело. Местные жалеют тех родственников, кто не решился приехать на отрезанную водой землю на праздники. Мол, много потеряли.

Однако кроме аборигенов Новый год в отрезанном водой Заречье встречали дачники, для которых такая изоляция стала шоком. И вот некоторых «дачных» претензий местные просто не понимают.

- Что еще надо было? Всем же обеспечили! И продукты, и медикаменты — все было. Электричество не отключали. Переправу наладили. Ну пережди ситуацию или, если нервный — эвакуируйтесь, это тоже предлагали. Оцените уровень претензий: одна жаловалась, что ее, мол, не только хлеб и электричество интересуют... Она же женщина, ей на маникюр в город надо! Если нужен маникюр, зачем в деревню ехала? - зубоскалят местные в сельском магазине в адрес кое-кого из новых соседей.

После каникул — на учебу

С другой стороны, хорошо, что кто-то едет в деревню, а не уезжает из нее. Приехал, например, фермер из Москвы. И сегодня его ферма, кажется, единственное в заречной зоне производящее предприятие. Остальные рабочие места - школа, ФАП, почта, магазин... По пути к Козлово нам встретилась заброшенная ферма. Было когда-то здесь неплохое аграрное предприятие, но его время осталось в прошлом. Были в Заречье и больница, и даже свой роддом. Ну так и населения было намного больше. А сейчас в 17 деревнях живет всего 715 человек. В самом Козлово — около 120 жителей. В козловской школе - только десять учеников и еще шестеро дошколят. Школа тут есть, но только начальная, до 4-го класса. А с 5-го класса ребятам приходится ездить уже в Вязники.

- Сейчас у нас 11 таких детей. Доставляем их в город организованно. Школьная «Газель» собирает их по деревням и привозит в город, а вечером забирает из школ и развозит по домам. Во время разлива детей собираем на базе нашей начальной школы, и они занимаются дистанционно. Система у нас отлажена, - объясняет ситуацию директор Козловской начальной школы Ирина Лебедева. - В этом году из-за разлива не по сезону кто-то из школьников временно перебрался к родственникам в город. Оставшихся собирать в этот раз в нашей школе не стали. Потому что все равно были каникулы, а в учебные дни они учились дома, получали задания, а я их навещала и проверяла, как справляются. Они же все мои ученики, хоть и учатся уже в другой школе. А младшие и дошколята как ходили в школу и садик, так и ходят. У нас тепло, перебоев с продуктами не было, столовая работает, атмосфера домашняя.

Все повторится

Следующее «затворничество» будет прогнозируемым. Весной здесь каждый год вода поднимается на 4-5 метров. Всю пойму заливает километров на 15. Дорога от райцентра до деревень уходит под воду, и народ перемещается из Вязников в Заречье и обратно на лодках, которые доплывают прямо до деревенских околиц.

Это повторяется из года в год. Норма жизни. Так жили люди здесь веками. Неудобства компенсируются красотой и богатством природы этих мест. Эти же причины притягивают сегодня сюда и дачников. Некоторые, покупая дома летом, слабо представляют, что у красоты есть оборотная сторона в виде регулярных разливов, которые, кстати, и создают этот уникальный природный комплекс. Ведь именно тут расположена особо охраняемая природная территория Клязьминско-Лухского заказника.

Часть дачников этой взаимосвязи не улавливают. А непривычные для городских людей неудобства ощущают особенно обостренно. Да и нас, горожан, тоже сразу заинтересовал вопрос: а пытались ли когда-нибудь власти радикально решить проблему всесезонного сообщения «большой земли» с Заречьем? Ну, типа, чтобы люди не мучились. Все ж XXI век на дворе, технологии многое позволяют.

- Все уже просчитывали - не может здесь быть стационарного моста, - говорит глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин. - Во-первых, мост с учетом подъема воды должен быть масштабным. Во-вторых, тогда нужно ведь и дороги поднимать. По проектным расчетам, высота дорожной насыпи должна быть около 8 метров. А теперь представьте, сколько километров дорог с учетом максимального разлива нужно было бы построить... Да еще и съезды к деревням. А живет там сегодня во всех 17 населенных пунктах 715 человек. Но дело даже не в экономической целесообразности. Такой проект, если бы он был реализован, по факту только бы увеличил площадь разлива. Затопило бы уже и сами деревни, и несколько улиц в Вязниках. Дорожные насыпи тут сработали бы как гидротехнические сооружения. Не говоря уже об ущербе, который был бы нанесен веками складывавшемуся природному балансу. Так что стационарный мост с сопутствующей дорожной инфраструктурой (а без нее смысла от моста никакого) технически невозможен.

Сами же жители считают главной проблемой совсем не неудобства с разливом, а ограничения по сбору грибов-ягод и рыбалке, связанные со статусом особо охраняемой природной территории.

К слову, совсем уж отрезанной от мира эта территория не становится. Возможность проехать туда по суше есть всегда. Просто крюк получается в полсотню километров. Да и не особо пользуются этой возможностью местные. И продавать свои дома тем же дачникам далеко не все спешат, хотя за ту же цену, что стоит дом без газа в заповедном месте, в городе можно прикупить домик с водой и газом. Есть все же здесь что-то особенное, что заставляет людей мириться с периодическим экстримом.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…
37 минут назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…