Мы пока что не занимаем ни ту, ни другую сторону. Скажем так: губернатор Светлана Орлова публично обещала (и пока ни у кого нет оснований считать и говорить, что она свое обещание не держит): любое строительство около села Филипповского начнется лишь тогда, когда проект объекта будет всесторонне обсужден не только экспертами, но и местным населением. И раз уж «ВВ» называют «газетой губернатора», считайте эту дискуссию одной из форм обсуждения.
Увы, дискуссия по разным причинам приобрела чересчур эмоциональный характер. Считаем, что виноваты в этом обе стороны: и противники какого бы то ни было строительства, и его сторонники. Мы еще вернемся к тем причинам, которые заставляют некоторых «протестантов» вести себя на встречах и митингах по-хамски, но фактом является также и то, что и представители местной власти объясняют ситуацию не всегда убедительно. Поэтому «Владимирские ведомости» предлагают на время отбросить эмоции и проанализировать имеющиеся факты.
Факт 1: для Владимирской области проблема экологически безопасного удаления твердых коммунальных отходов (ТКО) остра и актуальна. С этим никто не спорит. Каждый год в регионе-33 образуется 4 миллиона 110 тысяч тонн отходов производства и потребления 750 наименований. В этом числе «сидят» и более 600 тысяч тонн ТКО. Это по 300 кг на 1 жителя.
Факт 2: в регионе всего-навсего имеется 10 законных полигонов и свалок размещения отходов (включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов). При этом ежегодно в области надзорные органы выявляют более 2300 стихийных несанкционированных свалок. Эти помойки отравляют собой свыше 116 га. Только 80 процентов выявленных незаконных свалок ликвидируются в текущем режиме. Число «просто» сваленных в лесах и полях, на обочинах дорог и у остановок общественного транспорта куч мусора не поддается никакому исчислению.
Факт 3: в Киржачском районе современная мусоропереработка нужна (нужна, ребята, нужна!). Почему? Потому что тут за год образуется более 24 тысяч 300 тонн отходов производства и потребления I-V классов опасности. Для наглядности — это 405 60-тонных грузовых железнодорожных вагонов, набитых мусором впритык, да еще и с горкой. На деле сбор ТКО хоть как-то организован всего в трех из каждых четырех населенных пунктов района.
Факт 4: московские/подмосковные дачники играют весомую роль не только в формировании негативного общественного мнения о мусороперерабатывающем предприятии, но и производят огромную часть киржачского мусора. Не секрет, что с апреля по октябрь численность населения района за счет дачников увеличивается в 3 раза. Сравните сами: в районе постоянно проживают 38,9 тысячи человек, а летом численность населения района вырастает до 130 тысяч человек.
Факт 5: далеко не все дачники и садовые товарищества, где они живут, имеют договоры на вывоз мусора. Цифры таковы: в районе размещено около 190 садовых товариществ жителей Москвы/Подмосковья. Из них только 121 товарищество имеет договоры на вывоз отходов. А теперь честно ответьте на вопрос: а куда девают мусор жители 70 товариществ, у которых нет договоров? Увозят с собой в Москву в кулечках? Не смешите.
Факт 6: ежегодно областные надзорные органы выявляют на территории Киржачского района более 150 стихийных несанкционированных свалок общей площадью 1,6 га и объемом 7 тысяч кубометров. Большинство этих рукотворных помоек расположены как раз вблизи дачных кооперативов и садовых товариществ.
Факт 7: значительная часть несанкционированных свалок и просто неучтенных мусорных куч конкретно в Киржачком районе формируется именно московскими/подмосковными дачниками, поселки которых не имеют договоров на вывоз мусора.
Факт 8: в районе имеется всего один полигон захоронения ТКО, который работает с 2001 года. Полигон построен по проекту еще 80-х годов ХХ века, когда в нашей стране не имелось современных технологий защиты окружающей среды от негативного воздействия бытовых отходов и продуктов их разложения. На 1 января 2018 года остаточная вместимость этого полигона составляет 7,4 тысячи тонн. Так что при существующих на нем объемах размещения ТКО (ежегодно более 11 тысяч тонн) к середине 2018 года полигон будет полностью заполнен. Его придется (по федеральному закону!) закрыть и начать рекультивацию.
Факт 9: следовательно, уже в 2018 году надо будет искать место, куда вывозить киржачский мусор. Пока такого места нет. Не надо быть Вангой, чтобы предположить, что проблема удаления ТКО в Киржачском районе резко обострится. Потребуется принятие безотлагательных мер по строительству новых объектов удаления отходов.
Факт 10: в РФ введено новое экологическое законодательство. Оно ставит приоритетом переработку мусора, а не захоронение. В рамках государственной «мусорной реформы» выбрано направление строительства объектов сортировки и эффективной утилизации ТКО.
С 2016 года в регионе разработана территориальная схема обращения с ТКО, подготовлена необходимая областная нормативная база по регуляции деятельности по сбору ТКО. Эта схема в соответствии с требованиями закона согласована с Управлением Росприроднадзора по Владимирской области.
Факт 11: Территориальная схема предполагает строительство шести экотехнопарков, где будут совмещены глубокая сортировка и частичная переработка отходов. Три из них разместят на западе области, два - в центральной части региона и еще один - в восточной зоне деятельности регионального оператора. Также дополнительно придется построить восемь мусороперегрузочных станций с элементами сортировки.
Никакого строительства мусоросжигательных заводов на территории Владимирской области, в том числе и в Киржачском районе областной территориальной схемой не предусмотрено и не планируется.
Факт 12: В Киржачском районе запланировано строительство одного экотехнопарка. Предполагается, что это будет современный кластер: автоматизированный мусоросортировочный комплекс, дополненный предприятиями по переработке отходов, компостированию органической части отходов и полигон. Отходы, согласно терсхеме, он будет принимать не только из Киржачского, но еще и из Кольчугинского и Юрьев-Польского районов.
Факт 13: Никакого строительства чего бы то ни было без общественного обсуждения не начнется. Проведение общественных слушаний инвестором являются обязательным условием Градостроительного кодекса РФ и ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Материалы общественных обсуждений являются обязательной частью пакета документов, подлежащих государственной экологической экспертизе. В ее рамках пройдет экспертная оценка воздействия намечаемого объекта на компоненты окружающей среды, в т.ч. подземные водоносные горизонты, поверхностные водные объекты, экосистемы, охраняемые виды животных и растений и т.д.
Мы призываем все стороны дискуссии руководствоваться логикой и здравым смыслом, опираться на закон, а не на слухи, сплетни и провокационные заявления, которые (и это тоже факт) «подогреваются» людьми, имеющими различные (в том числе коммерческие и криминальные) интересы, чтобы проект современной мусоропереработки в Филипповском никогда не появился.
В следующий раз мы поговорим и об этих интересах...
Продолжение следует.