Несмотря на характерную репутацию, кредитно-потребительские кооперативы пользуются устойчивым спросом. Причина — они предлагают проценты по вкладам выше банковских, ради чего народ готов рисковать своими деньгами и не задумываться о том, откуда берутся доходы на повышенные проценты: от грамотных инвестиций или все же от работы по принципу «пирамиды».
В одном только ЦФО работает больше 500 КПК. Во Владимирской области их зарегистрировано 13. Банк России наводит порядок и в этой части финансового рынка. Для чего утвердил вступивший в силу с 1 января базовый стандарт защиты прав и интересов участников КПК. Цель - «обеспечить дополнительную защиту пайщиков». Контролировать, как кооперативы его соблюдают, будут их саморегулируемые организации.
«Внедрение стандарта поможет пайщикам лучше понимать, как развивается этот сегмент финансового рынка, какие риски таит, какие преимущества есть у этого вида инвестирования личных сбережений», - говорит управляющий Отделением Владимир ГУ Банка России по ЦФО Надежда Калашникова. Дело в том, что теперь КПК обязаны давать информацию о своей деятельности в конкретном объеме – от названия и местонахождения кооператива до перечня рисков пайщиков и штрафных санкций за просроченные платежи по выданным займам. Ключевой момент стандарта: кооперативы обязаны прямо докладывать пайщикам (или тем, кто хочет ими стать), что КПК не являются участниками системы страхования вкладов физических лиц. То есть что нет фонда, который при банкротстве КПК возвращает вкладчикам деньги. Чтобы люди «на берегу» осознавали все риски.
Кроме того, отныне в случае возникновения просроченной задолженности по займу КПК обязан бесплатно в течение 7 дней проинформировать должника о наличии и сумме долга, обеспечить ему возможность подать заявление о реструктуризации и рассмотреть такое заявление в установленном порядке. Несчастный случай, потеря работы или болезнь — веское основание для реструктуризации, согласно стандарту. А во избежание недоразумений и злоупотреблений КПК предписано фиксировать и хранить записи всех телефонных переговоров и «иных видов взаимодействия с должниками».