Уже в наше время, в 2005 году, во Владимире, в районе дома № 2 на улице Гагарина (там сейчас «Макдоналдс» и торговый центр), археологи обнаружили признаки сгоревшей богатой татарской городской семейной усадьбы. Ее датировали примерно XIV веком. Почему татарской? Потому что предметы, найденные при раскопках, не использовались местными русскими жителями.
На таких скудных данных выстроилось предположение, что это была усадьба баскака, ханского наместника. Но чем конкретно занимались баскаки на Руси?
Казалось бы, это давно изученный вопрос. Всем известна картина художника Иванова «Баскаки», написанная в 1908 году. Типичный восточный деспот восседает посреди села на коне, а перед ним местные разложили дань в виде всяких припасов и рабов.
Но не все так просто. Археологические находки можно пересчитать по пальцам, как и упоминания баскаков в летописях и актовых источниках.
Точно одно - баскаки на Руси были.
Баскак - тюркское слово. Буквальных значений у него несколько. Одни переводят его как «чиновник, ставивший печать на документы». Другой перевод — «охранитель», «опекун», «ханский наместник» и даже «защитник». Есть и монгольское слово с аналогичным смыслом — даруга. Но его переводят как «правитель». Такие должности встречаются в других завоеванных монголами землях: в Средней Азии, Иране, Закавказье. Но не на Руси.
Кого, от кого и что мог защищать баскак во Владимире? Каков был его функционал?
До сих пор в трудах по истории ордынского владычества на Руси и в энциклопедиях можно встретить версию влиятельного советского историка Арсения Насонова. Он считал, что баскаки были монгольскими военачальниками, которые командовали отрядами, набранными из населения завоеванной страны.
По версии Насонова, дислоцировались эти отряды в местах, которые и сегодня сохранили в своем названии слово «баскак» (а таких мест немало в Центральной России). Насонов считал, что баскаческие отряды были поставлены в Муромской, Рязанской и Суздальской землях.
Вот например, есть село Баскаки и у нас в области, в Суздальском районе. Может, и там стоял баскаческий отряд?
Другие историки указывают на то, что в летописях действия баскаческих отрядов почти не описаны, даже тогда, когда происходили антиордынские восстания. Лишь в одном случае (из него и исходил Насонов) летописцы прямо упоминают отряд курского баскака Ахмата. Но числом всего 32 человека. Отряд охранял братьев Ахмата. В том же летописном эпизоде этот отряд был легко разбит местным русским князем. Три десятка воинов для контроля над большой территорией — маловато будет. Скорее, просто эскорт при перемещении по стране.
Слово «баскаки» в названиях сел могли остаться потому, что им там принадлежали земли. Тот же курский баскак Ахмат имел слободы, население которых порой разоряло земли соседних князей.
Но военные ли это были станы? Когда местные князья с разрешения одного из ордынских ханов захватили эти слободы и «распустили», часть своего народа они вывели к себе. То есть «Ахматовы слободы» были скорее поселениями торгово-ремесленного люда, сбегавшегося под защиту баскака. Есть такая версия историка Вадима Каргалова.
Много споров и о том, какое отношение баскаки имели к сбору дани. То, что имели - бесспорно. В ярлыке хана Менгу-Тимура от 1267 года, который был выдан православному духовенству как документ об освобождении от налогов, четко сказано: «от попов и от чернецов ни дани, ни иного чего ни хотять ни възмуть баскаци, княжи писци, поплужники, таможници...».
По летописям видно, что баскаки появляются на Руси только спустя несколько десятков лет после Батыева нашествия. Поначалу сбор дани (налогов того вреемни) завоеватели отдали на откуп купцам-бесерменам (отсюда - слово «бусурманы»). Но «перегибы на местах» привели к восстаниям, и в 1262 году бесерменов из русских городов изгнали. А некоторых и «избили».
Обеспечивать сбор дани (налогов) должны были и русские князья. Появление же баскаков связывают с двумя событиями. Первое - перепись населения для точного «налогообложения», которую проводили примерно в 1257 году специальные «численники». Вот, вероятно, перепись и организацию сбора дани как раз контролировали баскаки. Но для непосредственного сбора подати у монголо-татар были другие категории чиновников.
Есть версия, что со сбором дани стало туго после того, как в 1263 году умер великий князь Александр Ярославич (Невский), который имел прекрасное реноме в Орде и четко соблюдал вассально-даннические отношения с ханами. Может быть, его брат и преемник Ярослав Ярославич не смог обеспечить регулярное поступление ордынской дани? Вот тогда на Руси и появились баскаки, призванные наладить сбор дани?..
Но первое упоминание о баскаках относится к 1255 году — и в южных землях, где баскак действует вместе с киевским князем Федором при «скандальном» нападении его на кортеж новгородского владыки.
Нигде в летописях не написано, что баскаки сами собирали дань. И похоже, что ближе к реальности версия Каргалова, который считал, что баскаки держали в повиновении не всю Русь, а непосредственно князей (как вторые секретари ЦК союзных республик при СССР).
Чаще всего баскаки упоминаются при князьях (хотя самовольный курский баскак Ахмат со своими слободами, конфликтовавший с князьями, портит эту картину).
Сохранилось сообщение новгородской летописи, которое прославило в веках именно владимирского баскака. Может быть, того самого, который жил с семьей в найденной археологами усадьбе, в пяти минутах ходьбы от Успенского собора и княжеских хоромов...
Итак, под 1268 годом новгородская летопись упоминает о намерении Ярослава Ярославича в очередной раз воевать с немецкими рыцарями. Для этого он объявил сбор войск в Новгороде и «хотѣша ити къ Колываню», то есть - походом на город Таллин. При этом назван присутствовавший в то время в Новгороде «баскакъ великъ Володимерьскыи, именемъ Амраган».
Сколько версий наплодили историки и писатели из этой фразы! Что Амраган вместе с Ярославом был во главе войск, собирающихся против Ливонского ордена. Что он сам был там со своим войском (хотя в летописи об этом нет ни слова), поддерживая действия князя. Возникла дискуссия и вокруг выражения «великий баскак». Мол, если в стольном Владимире базировался великий баскак, то в других землях были менее значительные баскаки? И между ними была некая иерархия? Или Амрагана просто назвали великим потому, что он был спутником великого князя? Точных данных нет.
Но ясно - после середины XIV века баскаки больше не упоминаются в документах той поры. И здесь у нас, когда Иван Калита и последующие московские князья (и по-прежнему с ханскими ярлыками на великое княжение) полностью взяли под контроль сбор и уплату дани Орде, баскаки исчезли еще раньше. Их функции взяли на себя русские князья.
Баскаки оставили еще одну загадку. Она связана с посланиями митрополитов по поводу спора между Рязанской и Сарайской епархиями (в столице Орды Сарае был центр православной епархии) за Червленый Яр, это местность в Рязанской земле. Митрополит Алексий в 1356 году так начинал свое послание: «Благословенье Алексия, митрополита всея Руси, к всем крестьяном (христианам. - Прим. автора), обретающимся в пределе Червленого Яру, и по караулом возле Хопор, по Дону, попом и дьяконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояром...». Баскаки перечисляются в этом ряду как русские сановники и христиане.
Историки в этом ничего удивительного не видят. Среди золотоордынских татар было много православных, равно как и представителей других религий.
...Баскаки ушли в историю, оставив нам и слово, и названия сел. Знатный русский род Зубовых гордо вел свою родословную от того самого Амрагана, который, получается, из Владимира.