- Ирина Михайловна, как к вам пришла идея организовать во Владимире медицинское волонтерство? И чем занимаются студенты-волонтеры?
- Я сама работала в больнице, медсестрой-анастезиологом в реанимации. Знаю, что в больницах всегда нужны «третьи руки». Не хватает там младшего и среднего персонала. А уход за больными, даже просто участие и позитивное общение с пациентами – это половина успеха лечения и реабилитации. Всегда нужна помощь в уходе, есть работа для сиделок, нянечек и просто помощников - проводить до процедурного кабинета, принести что-нибудь необходимое больному. Для студентов-медиков это еще и практика. Но главное – ребята учатся сострадать, сочувствовать, не просто выполнять профессиональные обязанности, но и оказывать эмоциональную поддержку людям. А это очень важно. Для всех. И когда мы ездим в центр реабилитации «Шередарь», я вижу, как меняются и дети, и наши волонтеры. Они преображаются, заряжаясь друг от друга добрыми эмоциями.
Кроме того, мы проводим профориентацию в школах, просветительские мероприятия, участвуем в акциях по пропаганде здорового образа жизни. С комитетом по делам молодежи АВО реализуем проект «Больничная клоунада» в детских больницах. Хотим развивать больничную игротеку – обеспечить детишек настольными играми. Ведь дети и в больнице остаются детьми - хотят играть, веселиться, общаться. В больнице им еще важнее позитивный настрой.
К сожалению, не во всех медучреждениях волонтеров встречают с распростертыми объятиями: мол, лишние хлопоты, надо что-то объяснять, показывать, организовывать. Но есть и другое отношение – например, с БСП у нас сложились замечательные партнерские отношения.
- А какие еще проблемы в отношении к волонтерам вы бы отметили?
- Иногда волонтерство воспринимается как возможность привлечь бесплатную рабсилу. Такое отношение обидно ребятам. Дело не в том, что мы работы боимся. Нет! Что-то потаскать, где-то убрать – все это мы делаем. Но для ребят важно полноценное включение в проект, в котором они участвуют. Чтобы с ними общались, слушали их предложения, воспринимали как равноправных участников - даже если они выполняют черновую работу, потому что кто-то должен делать и ее.
Им необходимо осознавать, что они - часть общего дела. Это то, что ребят привлекает в добровольческом движении. Мы ездим с ними на различные волонтерские форумы, где они общаются с единомышленниками. Видят, что есть и другая жизнь, есть интересные, креативные, неравнодушные люди, и их много. Это мотивирует ребят, придает им смелости реализовывать собственные идеи и проекты.
- Что побудило вас стать координатором волонтеров в региональном избирательном штабе одного из претендентов на пост Президента России?
- Моя собственная убежденность в том, что это лучший кандидат в президенты. Он уже делом доказал свой профессионализм. Поэтому я сразу согласилась на предложение предвыборного штаба отбирать и координировать работу волонтеров.
Мне вообще непонятны и неприятны люди, которые смотрят с дивана телевизор и хают страну, но не делают ничего, чтобы изменить ее к лучшему.
А я вижу, как страна развивается. И хочу тоже в этом участвовать. Я вижу, как изменилась ситуация в медицине за последние годы. А для волонтеров участие в подготовке к выборам – это тоже прикосновение к историческому событию, взаимодействие с лидерами, передача опыта. Они становятся частью истории страны. И даже больше – они делают эту историю, вносят в нее свой вклад.
- Почему на выборах вдруг вспомнили о волонтерах?
- А почему «вдруг»? Волонтерство всегда присутствовало в какой-то мере в выборных кампаниях. Наверное, волонтеры есть и в предвыборных штабах других кандидатов. Но мы решили расширить функции добровольцев. У нас кроме волонтеров-сторонников будут и волонтеры-наблюдатели. Это принципиально. Обычно официальным наблюдателям что-то платят, а у нас эти обязанности будут выполнять волонтеры безвозмездно. Мы своего кандидата поддерживаем от души, а не за деньги.
- Кто записывается в ваш предвыборный штаб волонтерами?
- Это люди с четкой гражданской позицией. За каждым есть какая-то своя личная история, как правило. Даже у молодых. Кто-то, например, знает о 90-х из рассказа отца-дальнобойщика, вынужденного в те времена брать ружье в рейсы. Это отцовское сравнение того, что было, и того, что стало, для его ребенка весьма авторитетно. У кого-то убеждения сформированы на личном жизненном опыте. Но все наши волонтеры – убежденные сторонники нашего кандидата.
- Как стать волонтером в вашем штабе?
- В данном случае важно, чтобы волонтер был совершеннолетним гражданином РФ. Это связано с требованиями законодательства. А дальше – надо подать заявку на сайте предвыборного штаба кандидата. После предварительной проверки анкет заявки распределяются по регионам, и мы созваниваемся с заявителями и проводим собеседование. Лично или по скайпу.
- Для чего нужны проверки и собеседования?
- Всякое в жизни бывает. Есть люди со странностями. Есть и провокации. Чтобы избежать внедрения чужих людей - проводится отбор. Собеседование необходимо и для того, чтобы распределить функции среди волонтеров, понять, кто из них к какой работе склонен. Кто-то становится волонтером отбора, он проводит собеседования. Кто-то волонтером-сторонником – он помогает организовывать встречи с медийными и доверенными лицами, обеспечивает логистику, навигацию, сопровождает маломобильных граждан. Кто-то станет наблюдателем на выборах. Особенно приятно наблюдать за молодыми волонтерами. Они в предвкушении «движухи». Предлагают акции, придумывают квесты. Они такие живые, настоящие. Я сама кайфую, глядя на их энтузиазм.
- Волонтерство – это кайф?
- Для меня - да. Волонтерство позволяет снять с человека всю шелуху. Он становится настоящим. В соцсетях легко писать «люблю собачек», «жалею больных»... А ты пойди сделай что-нибудь для тех, кого любишь и жалеешь. Вот тогда посмотрим. А наши волонтеры помогают именно делами. Их победы – мои победы. Когда я вижу, как ребята меняются, - это такой заряд энергии! Это дорогого стоит. И это самый классный кайф от жизни.