Профессиональный подход
Пожалуй, «Владупрадор» - единственный заказчик дорожных работ в регионе, для которого зима не стала неожиданностью. Патрульную очистку подрядчики «Владупрадора» вели постоянно. А как только снегопад усилился, на трассу вышла дополнительная техника. Дороги чистили регулярно в течение всех суток. А заказчик в таком же постоянном режиме контролировал выполнение работ.
Дежурно-диспетчерская служба работала круглосуточно, постоянно находясь на связи с подрядчиком, МЧС, ГИБДД и другими экстренными службами. Но сами специалисты «Владупрадора» не считают это особой доблестью. Это просто их работа. Они ее сами выбирали. Дело свое любят и выполняют его как положено. Если бы так же «как положено» работали все остальные ответственные за наши дороги...
Содержание в порядке трасс и взаимодействие различных балансодержателей в этом процессе - тема болезненная. Например, тот же «Владупрадор» окашивает свои полосы отвода от борщевика. Но это ядовитое растение появляется снова. Семена налетают с прилегающих территорий, за которые отвечают другие балансодержатели.
Те же проблемы - с мусором. Ответственное отношение к своим объектам обернулось для дорожников головной болью. Жители сел, а также дачники, где муниципальные власти не смогли наладить сбор и вывоз ТБО, несут мусор на остановки общественного транспорта или выбрасывают его на съездах и полосах отвода автодорог, зная, что «Владупрадор» заставит своих подрядчиков все это убрать. Но ни «Владупрадор», ни его подрядчики не являются предприятиями, специализирующимися на сборе ТБО. Да и средства, которые могли бы пойти на ремонт дорог, отвлекаются на непрофильную работу. Особенно это касается районов, примыкающих к Московской области.
Но и позволить превратить остановки в стихийные свалки Управление не может: ведь «Владупрадор» отвечает за их состояние. Хотя в этой ситуации давно пора изменить законодательство и применить власть к тем, кто своим бездействием способствует превращению дорог в свалки.
Итоги и планы
В 2017 году на нужды региональной дорожной сети было направлено без малого 4 миллиарда рублей. Из них почти миллиард (844,5 миллиона) - на реконструкцию и новое строительство. Продолжились масштабные работы по реконструкции автодороги Владимир - Муром - Арзамас со строительством обхода Бараков, реконструкция дороги Рождествено - Просеницы - Городищи в Меленковском районе. Была завершена реконструкция мостового перехода на 15-м км дороги Фоминки - Рождествено - Быкасово в Гороховецком районе.
В планах Управления - строительство новых объездных дорог.
- Сегодня около 11% областных дорог работает с перегрузом, - говорит начальник ГБУ «Владупрадор» Михаил Климов. - Магистраль по нагрузкам и пропускной способности, например, рассчитана на 3 тысячи машин в сутки, а проезжает там 7 тысяч. Такова ситуация в Киржачском и Александровском районах, а также на подъезде к Коврову. Это чревато не только заторами и пробками, ускоренным износом полотна, но и снижением безопасности дорожного движения. Поэтому мы ищем варианты, как развести потоки. Сейчас проектируется автомобильный обход Киржача, что позволит вывести транзит из города, сохранить городские дороги, улучшить экологию. А главное - повысить безопасность всех участников движения. Совместно с руководством Александровского района мы подняли вопрос о строительстве объездной дороги вокруг райцентра. Сейчас решается вопрос о финансировании проектных работ. Возможно, мы пойдем по пути частно-государственного партнерства. Привлекать частных инвесторов для строительства самого объезда - такую задачу поставила Светлана Юрьевна Орлова перед областными структурами.
Масштабные работы - тоже почти на миллиард рублей - были проведены по капитальным ремонтам трасс и мостов. Отремонтировано 5 мостов. Из них два подверглись капитальному ремонту. Отремонтирован и установлен 71 павильон на остановках. Почти 70 км трасс выполнено с использованием щебеночно-мастичного асфальта с повышенной устойчивостью.
К ЧМ-2018 готовы
Впрочем, большие объемы работ «Владупрадор» проводит ежегодно. Главным здесь считают не объемы финансирования сами по себе (его всегда не хватает), а эффективность использования бюджетных средств. В приоритете качество. И мой вопрос, была ли у дорожников какая-то спецподготовка трасс к ЧМ-2018, вызывает у начальника ГБУ «Владупрадор» недоумение.
- Список дорог, которые будут наиболее интенсивно задействованы для туристов, приезжающих на ЧМ по футболу, у нас есть. Это дороги на Суздаль, Александров, Муром и другие города с богатой историей. Все маршруты давно отработаны. Порядок мы поддерживаем всегда. В принципе, мы давно подготовились, - пожимает плечами Климов. - Вот еще бы муниципалитетам подумать о нашем общем имидже. Автомобилисты, к сожалению, не делают различий, где федеральная трасса, где зона ответственности областных дорожников, а где - работа местных властей. И впечатления о владимирских трассах они составляют как раз по дорогам в муниципалитетах.
Но для туристов важно не только то, насколько гладка дорога, но и удобно ли на ней ориентироваться. Навигация - одна из важных составляющих комфорта автомобилистов. Накануне ЧМ-2018 «Владупрадор» помимо привычных информационных указателей поставит знаки о значимых исторических памятниках и достопримечательностях. Эта информация пригодится туристам и после мундиаля.
Качеству дорог - особое внимание
Новшество последнего времени - переход на новые ГОСТы, в связи с введением Межгосударственного регламента и усилением требований к качеству материалов и технологиям дорожного строительства.
Конечно, без проблем внедрение новых регламентов не обойдется. Новые ГОСТы действуют даже на дорогах 5-й категории, там, где трафик небольшой и можно было бы обойтись при ремонтах трасс местными материалами. Но теперь придется выполнять требования регламента, а это приведет к удорожанию работ.
Для обеспечения надлежащего контроля по новым ГОСТам «Владупрадор» закупил самое современное лабораторное оборудование почти на 30 миллионов рублей: немецкий анализатор асфальтобетонных смесей, оборудование для проверки колееобразования и пр. Тут внедрили новые методики экспертиз и исследований.
К контролю качества во «Владупрадоре» подходят с особой ответственностью. Его начинают еще до начала работ. Так как все подрядчики используют асфальтовые смеси местного производства, «Владупрадор» отладил систему входного контроля материалов и технологий выпуска асфальтобетонных смесей на самих заводах. Отслеживаются и проверяются все поступающие на АБЗ области материалы. Добился «Владупрадор» и того, чтобы у всех подрядчиков были собственные лаборатории. Для потенциальных подрядчиков есть обязательное условие: разработанные под требуемые контрактом марки асфальта рецепты должны пройти проверку в лаборатории «Владупрадора». Столь жесткий подход сразу благотворно отразился на качестве асфальтобетонных смесей. Несколько лет назад бывали случаи нарушений состава АБС, и заказчик заставлял подрядчика снимать по два километра свежего асфальта и переделывать все заново. Сегодня такого почти нет. Нечастые нарушения больше связаны с несоблюдением технологии укладки. Как правило, они устраняются быстрее и с меньшими издержками.
Некачественную работу контролеры «Владупрадора» просто не примут и не оплатят. При этом контроль над качеством ведется на протяжении всего хода работ. Благо сегодня у «Владупрадора» есть и специалисты, и техника, и необходимое оборудование во всех районах области.
К сожалению, совсем избавиться от недобросовестных подрядчиков пока не получается.
- Мы раньше в этом направлении работали с УФАС. Фиксировали нарушения, направляли в антимонопольный комитет, и бракодел за срыв контракта попадал в реестр недобросовестных подрядчиков, не мог участвовать в следующих торгах. Сегодня антимонопольщики почему-то стараются отправить наши претензии в арбитражный суд. Мы и в суде свою позицию аргументированно доказываем, но там система такая: чтобы суд принял наш иск, мы сначала должны предложить подрядчику заключить мировое соглашение. Если подрядчик отказывается подписать соглашение, то суд принимает наш иск. В случае вынесения судом решения в нашу пользу ФАС автоматически внесет недобросовестного подрядчика в «черные списки». Если подрядчик заключает мировое соглашение и оплатит все штрафы и пени, то включить его в реестр недобросовестных поставщиков уже практически нельзя. И он снова заявляется на торги, ставит меньшую цену контракта, а мы опять с ним мучаемся. Поэтому, к сожалению, мы не застрахованы от таких подрядчиков. Правда, из-за нашей требовательности и постоянного контроля их становится все меньше. Сегодня это уже единичные случаи. Знают, что мы все равно некачественную работу не примем и не оплатим.
Приоритет - безопасность
В прошлом году основным направлением приложения сил специалистов «Владупрадора» стало освещение участков трасс, проходящих через населенные пункты. Практически все запланированные работы на год выполнены - освещено 27,9 км трассы.
- Это вопрос безопасности дорожного движения. Вопрос сохранения жизни и здоровья автомобилистов и пешеходов. Жизнь человека важнее всего. Не случайно по инициативе нашего губернатора в г. Ярославле был проведен Госсовет по данной теме, его решения сейчас в приоритете при планировании работ, - объясняет начальник ГБУ «Владупрадор». - Поэтому повышенное внимание мы уделяем и дорожной разметке, в т.ч. используем и штучные формы пластиковой разметки. Они яркие, стойкие, заметные на дороге. Устанавливаем барьерные ограждения, новые знаки, переустраиваем пешеходные переходы, наносим шумовые полосы. Все, что сегодня делается на дорогах: устройство разворотных колец, освещение трасс, обустройство тротуаров и остановочных павильонов, разметка - имеет главной целью сохранить жизнь и здоровье наших сограждан. Качественные ремонты и ответственное отношение к содержанию дорог - это тоже вопрос безопасности. А к таким вопросам и подходить нужно с максимальной ответственностью, понимая, что от твоей работы зависит чье-то здоровье, чья-то жизнь, - уверен Климов.