Странно... Ведь людей на планете становится все больше. Им нужна еда. А еду производят селяне. Но технологически сельское хозяйство уже совсем не то, что полвека назад: селекционный скот намного продуктивнее, каждая современная машина заменяет сотни рабочих рук, инновации повышают производительность. Так, может, и нет никакой катастрофы в снижении численности сельского населения?
Пять процентов кормильцев
В Росстате тенденцию убыли сельского населения все-таки называют тревожной. Ведомство зафиксировало ее во время последней масштабной сельхозпереписи. Она показала: за 10 лет, с 2006 года по 2016-й, только во владимирской деревне на 31 тысячу стало меньше жителей.
В целом по стране - то же самое. И процесс не прекращается: если в 2016 году в селах региона-33 жили 308,2 тысячи человек, то на начало этого года – уже 301,1 тысячи. Руководитель Владимирстата Александр Быков подтвердил «ВВ»: при снижении численности селян КПД сельского хозяйства за последние годы существенно выросло. С 2014 года производство сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий области не было меньше 32-33 миллиардов рублей в год. Для сравнения: в 2006-м объемы производства владимирского села составляли 13,3 миллиарда.
В России в сельском хозяйстве трудятся около 10% занятых в экономике. Во Владимирской области – около 5%. В абсолютных цифрах это 12 тысяч человек в крупных хозяйствах (в среднем 54 работника на организацию) и 1,1 тысячи - в фермерских (в среднем 3 человека на одно КФХ). В 2006 году в сельхозорганизациях Владимирской области работали 20 тысяч человек, у фермеров - 900.
Самое неприятное – это упавшее практически до нуля желание молодежи до 17 лет заниматься сельхозпроизводством. Это делает перспективы смены поколений в отрасли туманными. Доля сельхозтружеников 18-29 лет в области не превышает 12-13%. Около 70% селян - это люди в возрасте от 30 до 55-59 лет. А примерно десятая часть - старше 60 лет.
В целом число сельхозпроизводителей в регионе за 10 лет снизилось по всем категориям, кроме садовых и дачных товариществ. Их у нас в области 1440. Но владельцы участков в них все чаще используют не для производства, а для отдыха (газон, шезлонг, шашлык и баня). А те, кто до сих пор гнет спины на грядках, делают это ради запасов для семьи, но не на продажу. Только 3 процентоа огородников и дачников относятся к сельхозпроизводству как к источнику дополнительного заработка.
По-настоящему жителей области продуктами питания должны обеспечивать 426 сельхозорганизаций, 1029 крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, около 308 тысяч личных подсобных хозяйств. Столько их по переписи. Но реально работают 220 сельхозорганизаций и 337 КФХ и ИП. Фактически работающих фермерских хозяйств в регионе стало больше. И они, в отличие от сельхозорганизаций, постоянно наращивают площадь реально обрабатываемых земельных угодий. С 2006 года фермеры и ИП нарастили долю реально используемой ими земли с 27 до 70%. Но, несмотря на это, в целом под производство сельхозпродукции в области пока используется всего 65% угодий. Единоличники не особо помогают: землю они берут охотно, но реально что-то выращивают лишь на 1/3 площадей. И при этом переписчики насчитали в области более 50 тысяч заброшенных участков единоличников.
- Образ жизни предыдущих поколений, вкладывавших душу в разведение садов и огородов, постепенно сходит с авансцены жизненных ценностей. Многие считают, что купить сельхозпродукцию проще, чем ее вырастить, - констатирует Быков.
Кому рапс, кому арбузы
Сельхозорганизации, фермеры и ИП активно выращивают зерновые и зернобобовые культуры (пшеницу, ячмень, овес, горох). А вот граждане в ЛПХ их игнорируют. При этом хозяйства в 2 раза за 10 лет нарастили посевы элитными семенами, что подтверждает версию курса на выработку больших объемов меньшими силами. Кстати, в прошлом году валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий составил 222,4 тысячи тонн, это на 9,4 процента больше, чем в 2016 году.
Посевы технических культур (соя, рапс, горчица, лен) в хозяйствах выросли в 5,5 раза. Например, рапс уже занимает в области больше 3 тысяч га, а лен-кудряш для производства льняного масла – около 500 га.
Фермеры и ИП тоже все эти годы не дремали: площади под овсом у них выросли в 3 раза, а под кормовыми культурами – в 4. Зато гречиха непопулярна у всех аграриев: и хозяйства, и фермеры засеивают ее считанными гектарами.
Еще одна тенденция, отмеченная Владимирстатом: овощами и картофелем все меньше занимаются крупные хозяйства и все больше – фермеры. При этом 58% всего выращиваемого в регионе картофеля производят не крупные сельхозпредприятия и не фермеры, а частники в собственных огородах. Если считать с дачниками, то получаются все 70%. Кроме картошки, народ любит выращивать капусту (кроме цветной и брокколи) – почти 4 процента всего областного урожая, репчатый лук, морковь, огурцы, свеклу, помидоры и чеснок. Некоторые пытаются на своих сотках выращивать даже дыни с арбузами, но это пока разовые акции.
Другое дело – многолетние плодовые и ягодные растения. Их площадь в регионе выросла за 10 лет на 14%. Особенно хорошо среди плодовых прибавили груша (+ 53%), вишня (+ 38%), слива (+ 13%) и яблоня (+ 9%). Появилось около 24 га черешни, почти 9 га винограда и первые посадки абрикоса. Как ни странно, при простоте ухода уменьшились ягодники - с 908 га до 854 га. Рост отмечен только у крыжовника, малины и ежевики. А вот смородина, земляника, клубника, черноплодная рябина и облепиха в минусе.
Курс на элиту
Животноводством у нас (за исключением овец и коз) в основном занимаются крупные организации. Позитивным Быков называет развитие кролиководства: зафиксирован рост поголовья на 20% в хозяйствах и в 12 раз – у фермеров. В абсолютных цифрах в области уже около 80 тысяч зверьков.
Птицеводство тоже радует: рост на 18% за 10 лет. Увеличилось поголовье всех пернатых, кроме гусей. А еще народ наладил разведение нетипичных для региона птиц: цесарок, индеек, фазанов и перепелок. Последних в 2006 году насчитали всего около сотни голов, но в 2016-м их уже почти 20 тысяч. Цесарок было 200 штук, теперь – 1,4 тысячи. По сравнению с миллионами кур это капля в море, однако тенденция по расширению ассортимента налицо.
Картина с КРС подтверждает факт грамотного поведения хозяйств, закупающих при финансовой возможности самых продуктивных животных. Племенных коров в молочном стаде уже более половины. В результате при том, что за 2017 год число коров в сельхозорганизациях сократилось на 0,5% – до 51 тысячи особей, надои молока выросли почти на 7% (до 31 тысячи тонн в месяц). Каждая корова во владимирских СПК в среднем в январе этого года выдала 610 кг молока, что на 43 кг больше, чем годом ранее. Это не случайность, а тенденция: в 2017-м каждая буренка во владимирских СПК дала в среднем 7039 кг молока, что на 483 кг больше, чем в 2016 году. То есть коров меньше, но молока они дают больше.
Возможно, та же история с сельхозтехникой. Количество тракторов за 10 лет сократилось с 7,5 тысячи штук до 6,8 тысячи. При этом в хозяйствах сейчас осталось лишь 2,6 тысяч единиц тракторов и 347 зерноуборочных комбайнов – сокращение на треть и наполовину соответственно. Примерно та же картина с плугами, сеялками, косилками и т.п.
На первый взгляд, это плохо. С другой стороны, современный трактор или комбайн по энергоемкости и мощности в разы эффективнее своего собрата, выпущенного 10-15 лет назад. Так что одна из причин сокращения сельхозтехники – это серьезное повышение производительности новых ее образцов. Один лишь «Владагролизинг» с 2004 по 2016 год в рамках реализации нацроекта «Развитие АПК» помог селянам купить 915 единиц сельскохозяйственной техники. Цена вопроса — 1,46 миллиарда рублей.
ЦИФРЫ
134,7 тысячи голов КРС содержится в хозяйствах всех категорий Владимирской области на начало 2018 года (в т.ч. 57,3 тысячи коров).
Поголовье свиней – 40,9 тысячи.
Овец и коз – 24,8 тысячи.
Птицы – 3 873 тысячи голов.
Инфографика Владимирстата.