Во Владимире прошли общественные слушания «Право ребенка на общение с родителями при разводе». Рассматривался вопрос: может ли государство помочь ребенку общаться со всеми родственниками после развода родителей? Деликатную проблему обсуждали члены Общественной палаты региона, депутаты ЗС и уполномоченный по правам ребенка. Были представители органов государственной власти, судебного, адвокатского и родительского сообществ, службы медиации, психологи, священники, общественники, журналисты.
Констатировали факт: в России 80 процентов решений судов по определению порядка общения расставшихся родителей с ребенком не исполняются. Ребенок становится заложником конфликта взрослых. И нужно искать пути исправления ситуации. Зампред ЗС области Ольга Хохлова отметила: необходимо развивать общественные институты для оказания помощи родителям и детям.
Права ребенка при разводе родителей закреплены законом, в первую очередь Семейным кодексом. Но на практике возникает множество тонкостей и нюансов.
- Дети – заложники взрослых конфликтов, - сказал уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. – Ко мне в аппарат за год приходит более тысячи спорных обращений по поводу порядка проживания детей с родителями после развода. У большинства семей остаются материальные споры. Делят квартиры, машины, другую недвижимость - и забывают про детей.
Судья Владимирского областного суда Павел Якушев сообщил: юридические споры в регионе по поводу деления имущества и разводов растут с каждым годом. В прошлом году их было больше 250.
- Наши судьи находятся в сложной эмоциональной ситуации, - сказал Якушев. - Они в шоке от того, что им приходится слышать на судебных делах. Бывшие муж и жена льют грязь друг на друга и забывают о детях.А расставание влияет на психическое состояние ребенка.
Основная задача суда – максимально принять меры для примирения родителей. Треть дел заканчиваются мирными соглашениями. Иногда истинная причина обращения – стремление удержать супруга или отомстить ему, используя ребенка как разменную монету. А органы опеки, увы, не предлагают выхода.
- Дети с 10 лет сами высказывают, с кем хотят остаться, с мамой или папой. За последний год у нас вынесено 60 процентов решений в пользу отцов. Дети сами желают остаться с папами, отцы становятся у нас более ответственными, - сообщил Якушев.
Однако часто родитель, с которым остался ребенок, игнорирует решение суда, не давая ему общаться со второй стороной. Не дают результат даже обращения по этому поводу к судебным приставам. Из 47 исполнительных производств лишь 20 было окончено в прошлом году.
Участники совещания призвали, например, эффективнее использовать службу медиации – примирения сторон в досудебном порядке. Тогда часть семей, особенно молодых, удалось бы сохранить. Служба медиации появилась во Владимире, но, по словам специалистов опеки, ее услуги бесплатны лишь для малообеспеченных семей. Для остальных ее услуги пока довольно дороги.