7 марта 2018 в 13:16

С чиновниками – по интернету

За последние 5 лет количество пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг увеличилось почти в 20 раз. На нем доступны уже около 1000 услуг, пятая часть из которых появилась в прошлом году. Почему граждане решили общаться с государством в электронном виде и как далеко можно зайти на сайте www.gosuslugi.ru, выяснили «ВВ».

Скидки для домоседов

По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, в 2017 году через портал было оказано 1,3 млрд госуслуг, это в три раза больше, чем годом ранее. Прежде всего, обладатели личных кабинетов на портале интересовались наличием задолженности (налоговой и судебной) и заказывали выписку о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде. Среди наиболее популярных были услуги по оформлению паспортов - российских и заграничных, водительских удостоверений, регистрации транспортных средств, регистрации по месту жительства и пребывания, оплате штрафов и задолженностей, справки об отсутствии судимости.

На региональном уровне, как отметили в министерстве, граждан интересовали возможности оказания материальной помощи в трудной жизненной ситуации, подача заявления в детский сад, запись к врачу. Несомненно, популярности ресурсу добавила возможность оплатить госпошлину по некоторым видам обращений с ощутимой 30-процентной скидкой.

К примеру, автолюбители, воспользовавшиеся порталом, платили пошлину за регистрационные знаки 1400 рублей (а не 2000 рублей), за выдачу свидетельства о регистрации ТС - 350 рублей (а не 500 рублей), за паспорт ТС - 560 рублей (а не 800 рублей).

Оформление паспорта через виртуальную реальность – тоже выгодное дело: новый образец – 2450 рублей, а не 3500, старый – 1400 рублей, а не 2000. Аналогичные скидки и для 14-летних граждан, впервые получающих удостоверение личности: 1050 рублей за новый образец, 700 – за старый.

На госуслугах все с той же с 30-процентной скидкой можно оплатить и замужество, и развод. Пустившимся в индивидуальное предпринимательство – тоже бонус. Зарегистрировать можно даже ООО, причем всего за 5 дней, госпошлина при этом составит всего 4000 рублей. Услуги посредников обойдутся намного дороже.

Но все эти бонусы будут доступны в полном объеме только пользователям с подтвержденной учетной записью. И для этого придется выйти из дома. Подтверждение получают в многофункциональном центре либо по почте (приходит заказным письмом). Первый способ окажется более оперативным, тем более что в МФЦ еще и помогают зарегистрироваться на сайте, если что-то пошло не так.

Виртуальные любезности

Оплата на портале принимается через самые популярные безналичные способы оплаты: банковские карты (MasterСard, Visa, Мир), электронный кошелек Webmoney и через мобильный телефон (речь только о федеральных операторах). Выбор, как расстаться с безналом, каждый делает сам.

Мне удобно пользоваться Visa. Отношения с порталом госуслуг у меня давние. Но, как и многие россияне, во время «сеанса» я провожу здесь немного времени. По итогам прошлого года, пользователи (по всей России) ежедневно проводили на нем в среднем 6,5 минуты.

Захожу через сотовый телефон, но можно и через СНИЛС. «Ветераны» портала помнят, как он мог «капризничать». Так было, когда система только отстраивалась. Сейчас можно говорить о том, что госуслуги становятся действительно удобным и масштабным инструментом для общения с органами власти.

Импонирует большой спектр предоставляемых услуг. Портал объединил самые топовые просьбы и чаяния, которые время от времени возникают у каждого из нас, и сделал их исполнение во многих случаях очень ненапряжным. Подать заявление в садик, получить выписку из ПФР, заплатить штраф или налог – не проблема. Особенно, если пользователь предоставил достаточно информации о себе и профиль заполнен по максимуму. В этом случае запрос формируется еще быстрее. Причем теперь информация о штрафах и задолженностях появляется сразу на главной странице.

Кроме того, разработчики портала постарались найти для общения с пользователями иную, нежели некоторые чиновники, тональность. Она более теплая, создается пусть даже иллюзия того, что нашелся тот, кто подумал о наших проблемах.

Так появился раздел «Жизненные ситуации». В нем собрана действительно полезная информация: короткие и деловые справки по наиболее типичным ситуациям - от рождения ребенка и потери близкого до покупки путевки на курорт и действиях при ДТП.

Более того, в некоторые алгоритмы действий включены добрые напутствия и пожелания. Запись на прием к врачу заканчивается пожеланием: «Будьте здоровы!», запись на регистрацию рождения ребенка – поздравлением по случаю прибавления и пожеланием здоровья, любви и благополучия семье. Автолюбителям дают отеческий совет: «Положите Свидетельство о госрегистрации ТС в бумажник, прикрепите госномера к вашему транспортному средству – и в добрый путь! И, пожалуйста, будьте аккуратны на дорогах».

А поговорить?

Госуслуги, несомненно, удобны. Они избавили нас от стояния в очередях. Хотя всех проблем, конечно, не устраняют. Например, многие особенно запутанные аспекты земельно-правовых отношений придется решать по старинке – с документами шагать по инстанциям.

Однако через портал есть возможность выйти на сайт любого ведомства и уже там оставить чиновникам «большой привет». Ссылки на www.gosuslugi.ru даны не только на федеральные ресурсы, но и на органы местного самоуправления.

Помимо того, что через портал можно прикрепиться к поликлинике, вызвать врача на дом, записаться на прием, теперь здесь в разделе «Моё здоровье» можно увидеть свою медицинскую карту. Проверила - всё так и есть: было такое - жаловалась докторам и отболело!

Но, на мой взгляд, не менее полезен и другой сервис: через госуслуги можно без дополнительной регистрации войти на сайт Жилинспекции — ресурс очень полезный для собственников недвижимости. Во-первых, на этом сайте можно оплатить квитанции за коммунальные услуги, в том числе по счетам, выставленным управляющими компаниями или ТСЖ. Во-вторых, передать показания счетчиков. В-третьих, узнать о том, что творится в доме: какие ремонтные работы намечены, кто выступал на общем собрании и что решили, какой объем капремонта ждет и какие проекты благоустройства будут. Можно даже организовать домовой чат и переписываться с соседями.

Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Работоспособность этого ценного коммунального ресурса всецело зависит от оперативности и добросовестности тех, кто обязан его наполнять. Речь идет о председателях ТСЖ или руководстве УК. Я проверила свой дом: информация есть и обновляется, квитанции на оплату выставлены. Но это пока не типичная ситуация.

Вот и Путин сказал!

Портал госуслуги, войдя в нашу жизнь, будет занимать в ней все больше места. С его помощью можно выбрать избирательный участок для голосования и стать землевладельцем: оформить участок по программе «Дальневосточный гектар». А для кого-то сервер – хороший помощник в бизнесе.

Один из руководителей риэлтерского агентства во Владимире Алексей Дронов редкий день обходится без портала:

- Я давно зарегистрировался. Пришлось, правда, на почту идти за письмом, чтобы запись подтвердить. Но сейчас активно пользуюсь. Во-первых, по работе постоянно нужны выписки из ЕГРП. Раньше шли за ними в Росреестр и ждали пять рабочих дней. Теперь – считанные часы. Во-вторых, опять-таки по работе очень много приходится ездить, и, как сами понимаете, бывает, что и быстро. В личном кабинете сразу видны штрафы и есть возможность оплатить. И что стало еще удобнее – приходят смс-уведомления о штрафах. На мой взгляд, хороший сервис!

Оксана Беспалова работает по сменам в крупном владимирском холдинге. Говорит, что для нее виртуальные госуслуги – это возможность попасть к врачу и решение проблем с документами:

- У мужа проблемы со здоровьем. На gosuslugi.ru легче записать его к специалистам, чем на «регистратуре33». По моим ощущениям, тут больше свободных окон. И паспорта недавно тоже меняли с помощью портала. Удобно, четко по времени пришла в паспортный стол и все получила. Вот бы все проблемы решались бы так легко!

Пока одни упрямо игнорируют www.gosuslugi.ru, опасаясь за информационную безопасность личных данных, а другие осваивают портал (кстати, бродить по нему можно часами – проверено на личном опыте!), глава государства, выступая с традиционным ежегодным Посланием Федеральному Собранию, четко и конкретно дал понять: гражданин с чиновником скоро будет общаться дистанционно, не сходя с места.

- В течение шести лет нужно обеспечить предоставление практически всех госуслуг в режиме реального времени с помощью дистанционных сервисов. Также в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами, что важно и для самих госструктур, и для граждан, - сказал Владимир Путин.

Да уж, хочется увидеть заказ эры бюрократов и без сожаления расстаться с одним из самых мучительных и бесполезных занятий - стоять в очереди у кабинета «государева» служащего.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад В Ковровском районе более 1500 жителей остались без света
Многочисленные аварии на электросетях, 9 населённых пунктов, 224 дома и 1509 жителей без электричества - таковы последствия непогоды в Ковровском районе. Света нет в том числе в нескольких социальных объектах, сообщает п…
час назад Во Владимире шквалистый ветер сломал деревья и уронил дорожные знаки
Как сообщил глава областной столицы Дмитрий Наумов, специалисты коммунальных служб оперативно устраняют последствия непогоды, обрушившейся на город ночью с 21 на 22 ноября.