14 марта 2018 в 16:24

Центр поддержки экспорта: дверь на внешние рынки

Внешнеторговый оборот Владимирской области в прошлом году увеличился на 17 %. Экспорт вырос на 5 % и составил $663 млн. По направлению он делится так: на $298 млн владимирские производители продали в страны ближнего зарубежья, на $365 млн - в дальнее. «ВВ» изучают механизмы, созданные в регионе для предприятий-экспортеров. Один из них появился сравнительно недавно - областной Центр поддержки экспорта.

Лидеры

По объему экспорта основные наши партнеры - Казахстан, Беларусь, Алжир, Украина, Египет, Польша, Германия, Индия, Узбекистан и Иран. Всего в регионе-33 в прошлом году числилось 249 компаний-экспортеров. Самые крупные из них (по статистической стоимости): «Ферреро», ЗАО «Муром», «Беко», ВНИИЗЖ, «ЗиД», «Мондэлис Русь», Муромский завод радиоизмерительных приборов, КПЗ «Новлянский», «Баутекс», Опытный стекольный завод. Это крупный бизнес, не только умеющий работать с заграничными рынками, но и под него во многом «заточенный» изначально. Та же фабрика «Ферреро» имеет экспорт до 15% от общего оборота, при этом в прошлом году оборот вырос на 7%.

Очевидная задача региональной власти - постоянно расширять пул экспортеров, подключать к внешней торговле местный МСБ. Ведь это дополнительные деньги для экономики региона, а производителям - стимул развиваться дальше. Часть МСБ уже готова к качественному экспортному рывку. Например, генеральный директор компании «КИТ» Павел Спичаков говорит:

- Мы за пять лет освоили самые современные технологии и заняли треть российского рынка медицинских масок, вместе с другими российскими компаниями вытеснив с него европейские и китайские аналоги. Теперь мы идем дальше и готовимся к выходу на рынки других стран.

Дебютный год и 31 контракт

И вот еще одна хорошая новость для амбициозного владимирского бизнеса. Завоевывать рынки других стран он будет не в одиночку. В АВО по решению губернатора Орловой в марте прошлого года создан региональный Центр поддержки экспорта (export33.ru). Он абсолютно бесплатно готов помогать экспортно ориентированным владимирским производителям на всех этапах продвижения на внешние рынки.

И уже помогает. Консалтинг, аналитика экспортного потенциала конкретного производителя, потенциальных рынков сбыта и страновых рисков, экспертиза экспортных контрактов, помощь в формировании и продвижении экспортных предложений вплоть до подготовки и переводов на любые языки презентационных материалов. А также организация образовательных семинаров для потенциальных экспортеров и участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях с оплатой трансферов, стендов и аренды оборудования...

В России уже создан 61 такой региональный Центр поддержки экспорта. Только за неполный дебютный год работы партнерами владимирского Центра стали 172 владимирских предприятия. 18 компаний участвовали в бизнес-миссиях в Армении, Казахстане, Узбекистане и Германии - и организацией всех переговоров в этих поездках занимались именно специалисты Центра. На всемирно известные выставки-ярмарки в Чехию, Белоруссию, Сербию, Турцию за год они cвозили 21 предприятие, оплатив аренду стендов, регистрационные взносы и доставку продукции для экспозиций. Еще для четырех предприятий модернизировали и перевели на английский язык их сайты. Для 12 организовали переводы презентативных материалов...

Финансируется эта работа из федерального и регионального бюджетов. А РЭЦ и Центр поддержки экспорта Владимирской области выступают как агенты, аккумулирующие у себя все данные.

Фактический итог работы Центра за год: 31 экспортный контракт с компаниями из 10 стран на общую сумму 189 миллионов рублей. Из них 124,6 миллиона - это поставки пищепрома: кондитерка, мука, напитки, грибы. А еще в списке стройматериалы, ветпрепараты, стеклотара, продукция химпрома.

Директор департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности АВО Инна Хроменкова констатирует: эффект таких презентационно-имиджевых мероприятий (выставки и бизнес-миссии) обычно растягивается надолго:

- Если в рамках бизнес-миссии наш производитель заключил один контракт, это не значит, что через полгода-год не последуют новые договоренности. Бизнесу в любой стране мира всегда нужно сначала присмотреться к новому партнеру.

Директор АНО «Центр поддержки экспорта Владимирской области» Любовь Пискунова подтверждает:

- Лаг эффекта может быть длинным. Месяц, год... Мы тесно общаемся с предприятиями и понимаем, что у них происходит после проведенных переговоров, и ведем их дальше - ведь на любом этапе, пока продукт не дошел до иностранного партнера, возможны подводные камни...

Вы продаете? Вам компенсируют

В списке услуг Центра поддержки экспорта есть совершенно уникальные опции, предоставляющиеся владимирским компаниям-экспортерам вместе с Российским экспортным центром. Это, например, компенсации до 80-90 процентов затрат на сертификацию, патентование и лицензирование нашей продукции за рубежом в соответствии с требованиями конкретной страны. Цена вопроса за каждый сертификат может доходить до миллиона рублей. И одно из передовых владимирских предприятий «РМ-Нанотех» уже использует эту возможность - в 2016 году через РЭЦ, а в 2017-м - через региональный Центр поддержки экспорта. По опыту деньги приходят на счет в течение месяца.

Другая интересная опция владимирского Центра и федерального РЭЦ касается сельхозтоваропроизводителей и высокотехнологичных производств. Это компенсация до 50% затрат на доставку сельскохозяйственной и продовольственной продукции зарубежному партнеру и до 80% фактически понесенных затрат при транспортировке высокотехнологичной продукции.

Такая поддержка, уверена Хроменкова, - хороший стимул для отечественного бизнеса производить и продавать за рубеж не сырье, а более сложную продукцию.

Но дают эту поддержку не просто так: нужные документы (какие именно - расскажут в Центре) придется собрать. Плюс соискатель компенсаций экспортных расходов обязательно должен не иметь долгов по налогам и сборам. Но получить такую поддержку реально: например, по опыту владимирской компании «РМ-Нанотех» деньги приходят на счет в течение 3 месяцев после предоставления всей документации по понесенным затратам.

На данный момент активистами сотрудничества с Центром Любовь Пискунова называет около 30 компаний, среди которых и широко известные («Технофильтр», «Адгезив», «Деке Хоум Системс», «РМ-Нанотех»), и новички экспортного рынка (например, ковровский «Модуль ЛТД», производитель защитных бронированных конструкций). Ее уже можно поздравить с первым экспортным контрактом, заключенным при содействии Центра.

«ВВ» поинтересовались у Хроменковой: какая задача-максимум ставится перед Центрами поддержки экспорта? Ведь государство тратить сотни миллионов на бизнес просто так не будет.

- Задача-максимум заложена в названии Центров. Это развитие экспорта. Это означает дополнительные доходы, преодоление ограниченности национальных ресурсов и узости внутреннего рынка, повышение производительности труда ввиду специализации на определенной продукции, - говорит Хроменкова. - Чем больше у бизнеса стимулов расширять свое производство, тем лучше для всей экономики в целом. У нас нет задачи импортозаместить абсолютно все, что производится в мире. Но мы действительно можем многое. Динамика экспорта Владимирской области (а он у нас несырьевой) это подтверждает. Особенно радует, что растет экспорт пищепрома. Это определенно говорит о его конкурентоспособности.

Не проходите мимо!

В 2018 году Центр поддержки экспорта продолжит работать еще интенсивнее. Производителей (около 240) ждут новые бизнес-миссии, международные выставки, образовательные мастер-классы и т.д.

Ближайшие возможности открываются уже 27-30 марта - на эти числа запланирована бизнес-миссия Центра в Ташкент (Узбекистан). К ней еще не поздно присоединиться, но стоит поспешить заявить о своем желании: специалисты Центра должны успеть организовать интересные каждому участнику профильные встречи и переговоры. Во всех таких миссиях они организуют до 7-8 индивидуальных встреч с потенциальными партнерами для каждого владимирского бизнесмена. Некоторые активисты бизнес-миссий приходят в Центр с уже готовыми списками компаний, которые они хотели бы получить на переговоры. Эти пожелания также отрабатываются, и бизнес получает свои встречи.

На август запланирована аналогичная бизнес-миссия в Баку (Азербайджан), на октябрь - в Тбилиси (Грузия).

По выставкам тоже готовы интересные предложения. В мае Центр поддержки экспорта организует поездку производителей на масштабную выставку продуктов питания и напитков SIAL China в Шанхай (Китай). Время проведения выставки - с 15 по 18 мая.

С 3 по 6 сентября действующие и потенциальные экспортеры строительной отрасли могут отправиться под эгидой Центра в Казахстан на международную строительную и интерьерную выставку WorldBuild/KazBuild 2018.

Что касается бесплатных для потенциальных экспортеров мастер-классов и обучающих сессий во Владимире, то они начнутся уже с апреля. Напомним: в ноябре 2017 года РЭЦ, Школа экспорта РЭЦ, АВО и региональный Центр поддержки экспорта на форуме «Сделано в России» подписали четырехстороннее соглашение о реализации во Владимире образовательного проекта. Это его результат. Пока в планах восемь обучающих сессий по разным темам: от правовых аспектов и финансовых инструментов экспорта до таможенного регулирования и логистики. Записаться можно как на одну сессию, так и на все оптом.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Мэрия Владимира разрабатывает регламент для пунктов проката электросамокатов
С приходом хорошей весенней погоды многие владимирцы с удовольствием используют велосипеды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства. При этом работа пунктов проката во…
37 минут назад Во Владимирском филиале ПИМУ будут обучать по новым специальностям
Здесь получили лицензии на реализацию образовательных программ специалитета по специальности «Педиатрия» и программ ординатуры «Неонатология» и «Педиатрия», сообщает пресс-служба правительства Владимирской области.