Именно Владимирскому академическому театру драмы мы, театралы, обязаны ежегодным чудесным действом «Ночь в театре», неизменно оригинальными ежегодными премьерами и грандиозным фестивалем фестивалей «У Золотых ворот», в рамках которого во Владимир уже десять лет с интервалом раз в два года съезжаются российские театры со своими лучшими постановками.
Коллектив Владимирского академического театра драмы сейчас — это 104 человека: актеры, режиссеры, осветители, художники, звукорежиссеры, мастера производственных цехов и билетеры... В труппе театра три народных артиста и пять заслуженных, а в репертуаре больше 40 спектаклей в постановке знаменитых режиссеров, многие из которых отмечены призами престижных российских и международных фестивалей. В том числе в активе Владимирского театра уже собран весь «пьедестал» наград театрального фестиваля Славянского форума искусств «Золотой Витязь». Бронзового «Витязя» владимирцы получили за «Молодую гвардию», серебряного - за «Гамлета» и золотого - за спектакль «На стыке времен». То ли еще будет! Ведь служители театра — совершенно особенные люди, главная мечта которых во все времена неизменна: больше ролей и больше спектаклей!
- Мы ни с одного фестиваля в последние годы не приезжали без наград, - говорит директор Владимирского академического театра драмы Борис Гунин. - Хотя творческий успех театра — это все же не только и не столько награды, сколько в большей степени принятие нашей работы публикой. А это у нас, к счастью, есть. Реакция публики самая искренняя. Кроме того, далеко не каждую постановку можно вывозить на фестивали и показывать на других сценах, хотя фестивальный потенциал у них огромный. Например, «Три сестры» - это спектакль, который очень дорог нашей труппе и любим зрителями. Но в силу художественных решений его крайне сложно поставить в другом театре, потому что практически нигде нет лебедок, которые могут поднять стену весом в полторы тонны. Один раз мы вывезли «Три сестры» в Ярославль и получили очередную награду, но там на постановку привозили четыре лебедки из Дворца спорта вместе с контролировавшим весь процесс инженером... Так что у нас в репертуаре много замечательных спектаклей без фестивального «опыта», но они заслуживают столь же пристального внимания, как обладатели «Витязей» и Гран-при. Это превосходно сделанные замечательными режиссерами постановки, в которых играют отличные артисты. Но мы не представляли их на тот или иной фестиваль. Ну, так это прекрасный повод театралам со всей страны приезжать смотреть их во Владимире.
- Борис Григорьевич, говоря о сложных художественных решениях, вы имеете в виду возможности технически обновленной в 2016 году благодаря поддержке областной администрации сцены?
- Именно. Наш уровень сценического оснащения сейчас можно сравнить лишь с ведущими театрами Москвы. Так что огромное спасибо за это администрации и лично губернатору Светлане Орловой. Но фестивали и гастроли проходят по всей России и за рубежом. Поэтому, планируя новые постановки, первое, с чего я начинаю разговор с художниками, это прошу их в меру ограничивать их творческую фантазию. Иначе спектакль можно будет увидеть только во Владимире. Хотя техническое великолепие нашей сцены ограничению творческого полета, конечно, совсем не способствует. Мастерам на ней сейчас очень удобно и интересно работать.
- Зато участники фестиваля «У Золотых ворот», приезжая на нашу сцену, могут развернуться как никогда раньше. Борис Григорьевич, мы уже выигрывали Гран-при фестиваля фестивалей с «Тремя сестрами». Что представим на осеннем, юбилейном форуме «У Золотых ворот», чтобы снова побороться за главный приз?
- На юбилейном форуме мы будем вне конкурсной программы — со спектаклем «Загадочные вариации» и новой постановкой специально к фестивалю. Так что на Хрустальную Шапку Мономаха и все остальные награды в этом году Владимирский театр не претендует, хотя нам есть что представить публике и жюри. Соревноваться будут 8 больших и 10 моноспектаклей. Плюс вне конкурса зрители увидят традиционный подарок от председателя жюри Евгении Симоновой спектакль театра имени Маяковского, а также в рамках фестиваля смогут побывать на «Пяти вечерах Шекспира». Кстати, это шикарные постановки: «Юлий Цезарь» выдающегося режиссера Роберта Стуруа Тбилисского театра имени Руставели, «Отелло» Санкт-Петербургского Театра на Фонтанке, «Даешь Шекспира» столичного «Театра на Юго-Западе», «Двенадцатая ночь» Казанского театра имени Качалова и «Ромео и Джульетта» Ульяновского театра имени Гончарова.
- Борис Григорьевич, зачем вам вообще этот фестиваль? Это же сложно организационно. Плюс, как ни крути, приезжают конкуренты...
- Приезжают не конкуренты, а коллеги, это во-первых. На работу талантливых коллег посмотреть всегда интересно. Во-вторых, фестиваль радует зрителей. Скажите, как еще можно за две недели увидеть неординарные спектакли, уже победившие на других престижных фестивалях и ради которых в любом другом случае пришлось бы объехать пол-России и часть зарубежья? В-третьих, этот фестиваль уже стал прекрасным имиджевым брендом всей Владимирской области. А мы часть области и рады быть ей полезными. И знаете что еще? Я заметил, что после каждого фестиваля фестивалей владимирцы начинают любить наш театр еще больше.
- Вы им на эту любовь отвечаете новыми спектаклями. Кстати, какие планы на премьеры 2019 года?
- Планы серьезные. «Доходное место» в постановке Дмитрия Астрахана, того самого знаменитого Астрахана. «Маскарад» в постановке не менее знаменитого Вадима Данцигера. «Анну Каренину» срежиссирует наш Владимир Кузнецов, который также очень глубокий и фантазийный постановщик. Ну и «Исповедь тенора» - спектакль о народном артисте СССР, оперном певце и педагоге Владиславе Пьявко, с ним самим в главной роли. Причем это будет не разовая постановка, а полноценный репертуарный спектакль, на который главный артист будет приезжать во Владимир. У каждой постановки мощные литературные первоисточники, это сложные истории, но уровень труппы позволяет нам сейчас ставить абсолютно что угодно. Мы и в этом году еще не раз порадуем зрителей. Например, всего через два месяца вы сможете увидеть на нашей сцене еще одну великую историю - «Мастера и Маргариту» в постановке Владимира Кузнецова. Причем он придумал очень сложную инсценировку.
- Борис Григорьевич, в прошлом году мы делали большой репортаж из театра и сами убедились, как сильно нужна пристройка: на производственные цеха, на склады, на гримерки... Перспективы есть?
- Если мне удастся реализовать мечты о расширении площадей театра, я буду очень счастлив. Хотя понимаю, что нужно исходить из реалий. Но аппетит приходит во время еды. Когда начинаешь большой проект, за который душой болеешь, то хочешь сделать хорошо абсолютно все. У нас великолепная сцена, переоборудованный зрительный зал, удобства для зрителей — мы начали с главного. Но каким бы я был руководителем, если бы не замечал очевидных вещей и не думал о комфорте людей, которые служат театру? Когда я в Пензенском театре вижу гримерки на два человека с душем и туалетом, то тем более переживаю за своих и хочу, чтобы у них было так же удобно. Для этого я делаю и буду делать абсолютно все, что от меня зависит.