Случай в Волоколамске, за которым сегодня следит вся страна, говорит о нескольких важных вещах:
1. Недовольство экологической ситуацией на своей территории становится тем под завязку пропитанным фитилем, которому, чтобы вспыхнуть, достаточно даже малой искры, не говоря уже о гневе людей, чьи дети пострадали. Если с небольшими зарплатами и ямистыми дорогами мы кое-как смирились, за свое здоровье и здоровье своих детей люди готовы биться всерьез.
2. Ситуация с утилизацией отходов катастрофическая и варварская даже в Подмосковье и близлежащих областях. Что же тогда творится в остальной России? Необходимы срочные меры по внедрению современных и безопасных технологий утилизации и переработки ТБО. Свалки и полигоны, которые работают сегодня — не просто прошлый век, они элементарно опасны.
3. Контроль за строительством, размещением, степенью безопасности и уровнем утилизации отходов должен вестись неким правительственным органом, не имеющим высокого антирейтинга среди населения. Те же протесты в селе Филипповском Киржачского района показали, что главной проблемой размещения подобных объектов может стать неверие людей в чистоту помыслов местных и региональных властей, предлагающих свои варианты.
4. Правоохранительным органам надо максимально жестко контролировать деятельность руководителей муниципальных органов власти и мусорных бизнесменов, поскольку мусорный бизнес — об этом не раз говорила и губернатор нашей области Светлана Орлова — очень выгоден, а значит криминален и коррупционен.
5. Практика показывает, что без надлежащено прокуроского и общественного контроля мусорные бизнесмены крайне жадны, и последнее, на что они склонны тратить деньги — это надежные системы экологической защиты на полигонах и мусороперерабатывающих (мусоросжигательных) объектах.
6. Новые полигоны и мусороперерабатывающие объекты в любом случае должны размещаться в безопасном отдалении от населенных пунктов, источников питьевой воды и т. д.
7. Население имеет право на полную и объективную информацию обо всех планах и проектах властей и инвесторов относительно размещения и строительства объектов по захоронению и утилизации ТБО.
8. «Придворный» статус Московской области и Москвы может породить соблазн везти мусор и отходы (в том числе и опасные) «с глаз долой». А куда? В те же «подмосковные» области, в том числе и во Владимирскую. А это рождает новые вопросы перед властями и жителями. Принимать или не принимать этот соседний мусор? Если принимать, то куда и почем? Если принимать, то что с этого будет иметь область-реципиент и каждый ее конкретный житель. А если приминать некуда, то куда же принимать? Себе на голову?
Эти восемь пунктов — то минимальное знание и тот минимальный объем функционала и процедур, которые должны сопровождать любой «мусорный» проект, реализуемый как на уровне региона, так и на уровне муниципалитета. Во-первых, потому, что люди все более и более напуганы возможными последствиями экологических катастроф. Во-вторых, они все больше и больше готовы объединяться и резонансно протестовать против свалок и полигонов.
При этом очевидно, что и нынешняя ситуация с утилизацией и захоронением мусора никого не устраивает. Стране, экономике, нашему народу все дороже обходится пренебрежение этой темой и отсталость в решении экологических проблем.