28 марта 2018 в 13:05

Алиса Аксенова: «Надо срочно остановить «Команду Воланда»!

Фото: Наталья Ларина
Итак, прошли выборы Президента России. Наши сограждане проявили активность и зрелость, проголосовав за стабильность выбранного Владимиром Владимировичем Путиным курса развития страны. Можно перевести дух. Но всем ли? Ситуация, которая разворачивается (а точнее – нарастает!) в государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (ВСМЗ), не дает покоя Герою Труда России Алисе Ивановне Аксеновой.

А при чем тут выборы? - спросит кто-то. А вот при чем: по сути, новое руководство ВСМЗ разрушает все, за что наша уникальная землячка Аксенова была награждена Путиным званием Героя Труда России. Напомним, что и по сей день Алиса Ивановна – единственный руководитель музейной отрасли в стране, удостоенный столь высокого звания. В эксклюзивном интервью «ВВ» Алиса Аксенова со свойственной ей страстью и болью поделилась своим мнением о сегодняшнем дне ВСМЗ, где далеко не все, на ее взгляд, правильно и разумно.

Алиса Ивановна, владимирцы знают, что вы не сторонница застывших форм. Вы и свою преемницу Светлану Евгеньевну Мельникову критиковали именно за то, что в течение шести лет её руководства у ВСМЗ не было развития. И вот пришел новый гендиректор Игорь Конышев. Он взялся, как теперь говорят, за инновации. Что, по вашему мнению, не так?

- Анализируя действия господина Конышева за последний год, я, увы, прихожу к единственному выводу: музей разрушается. А на его месте создается коммерческое предприятие. То, что мы создавали 50 лет, начиная с печки-буржуйки и завершая уникальными экспозициями, привлекавшими миллионы посетителей в год, в его понимании почему-то не имеет смысла.

Напомню, что ВСМЗ до прихода Игоря Конышева объединял 56 памятников и 48 экспозиций. В музее неоднократно бывал президент России Владимир Путин. Нашим почетными гостями были также многие министры, статусные зарубежные деятели. Все они неизменно отмечали высочайший уровень организации нашей работы.

И вдруг - руководить таким музеем, как ВСМЗ, присылают человека с дипломом агронома и опытом работы в «Росатоме». Это все равно, если бы меня, музеолога, послали руководить научным атомным городком. И то я бы первым делом встретилась с коллективом, чтобы понять: куда я попала, каковы местные традиции и задачи, что нужно менять, по мнению людей?

Но господин Конышев с первых шагов заявил, что не собирается встречаться с коллективом и ветеранами музея. Значит, он и не собирался укреплять и развивать ВСМЗ, а имел на него свои определенные виды...

- А его опыт работы директором музея-заповедника «Горки Ленинские»?

- Прямо скажем – музейщик там из него не получился. Мне рассказывали, что там произошло под его «чутким руководством». И я это все изложила в письме к директору Государственного Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому, он возглавляет Союз музейных работников. А именно - там был взят курс на вытравливание темы Ленина из музея, носящего его имя.

Одним из первых распоряжений директора был приказ об «оптимизации» библиотеки. И «лишние» книги из ленинского дома выбросили.

Далее - мемориальные вещи, связанные с Лениным, без объяснений были удалены из комнат усадебного дома. А экскурсоводам запретили рассказывать о Ленине.

Заменили и эмблему музея, теперь она не отражает его сути.

Начались увольнения опытных научных кадров, и очень быстро коллектив был уничтожен.

Всё это происходит теперь и у нас. Только в еще более неприглядных формах. Господин Конышев и его команда позволяют себе ни с кем не здороваться. А самыми употребляемыми словами стали «уволю» и «разгоню»!

- Помимо довольно страшненького нового логотипа ВСМЗ и гонений на коллектив ВСМЗ что еще вас смущает?

- Пройдя первый раз по экспозициям музея, господин Конышев сказал: «Плохо всё! «Культурно-образовательный центр «Палаты» - это могила между двумя памятниками ЮНЕСКО». А между тем детский музейный центр в Палатах – это лауреат Премии Президента РФ в области образования...

Сотрудники показали Конышеву замечательный новый отзыв президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой о центре. На что он цинично ответил: «Бабушке сколько лет? 70? 80? Бабушке нравится детский центр, а детям до 7 лет детский центр не нравится. Если дети доживут до 80, то он им понравится»... При этом, разумеется, ни на какие опросы и исследования господин Конышев не опирался. Он взял свое умозаключение с потолка. А потом и вовсе резюмировал: «Музей - не школа и не вуз, чтобы образовывать и воспитывать. Задача музея – удивлять и развлекать. Нам нужны выставки «16+» со стебом и эпатажем».

По-моему, это страшные слова. Обидно и больно не только потому, что мы с нуля сделали этот центр, но и потому, что владимирских детей на основе субъективных суждений нового директора лишают конституционного права на доступность культурных ценностей. Губернатор области Светлана Юрьевна Орлова который год бьется над тем, чтобы обеспечить и расширить доступность музеев для наших детей. Сколько уже новых экскурсий по ее инициативе было организовано, в том числе в соседние регионы. А в областном центре все это будет закрыто? Новый директор считает, что на месте детского центра с его уникальными интерактивными программами лучше открыть кафе.

- Кстати, об интерьерах Палат. При входе убрали медведя, которого владимирцы считали символом музея и русского гостеприимства. Куда-то делось шикарное зеркало, которое венчало парадную лестницу…

- Его убрали по приказу господина Конышева. Кроме того, великолепный гобелен владимирской художницы Татьяны Гребневой тоже ликвидирован. Вместо него разместилась инсталляция голландского художника из целлофановых пакетов непонятной тематики в голубых тонах…

Еще одна моя сердечная боль – судьба дома-музея Столетовых. Господин Конышев заявил, что об этих людях даже не слышал, и добавил: «Докажите, что ваших Столетовых можно продавать, тогда музей не закроем». И ведь уже была попытка «продать»: одна из ведущих областных организаций выиграла президентский грант на реализацию патриотического проекта. Она обратилась в музей с просьбой подснять кадры в доме-музее Столетовых. Если бы это было в мое время, я бы только спасибо им сказала – ведь это продвижение музейной экспозиции! А тут десятки тысяч рублей с общественников запросили!

Отдается на заклание и научная составляющая музейной работы. Новый директор сказал: «Не знаю я, что делать с вашей наукой. В Госзаказе науки нет!»

Господин Конышев, по моим ощущениям, не знаком ни с «Положением о музее», ни с «Основами государственной культурной политики». Там четко определены задачи музеев в деле исторического и культурного просвещения. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей, с одной стороны, рассматривается как институт социальной памяти, а с другой – как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».

Какое может быть изучение без науки! И уж какое тут «некоммерческое учреждение культуры», если главный критерий Игоря Валерьевича Конышева – «как это можно продать»?!

Вот и цены на билеты и экскурсионное обслуживание в музее резко подняли. А когда туроператоры отказались работать на таких условиях, новое руководство ВСМЗ в свойственной ему манере провозгласило: ну и ладно, будем-де работать только с состоятельным клиентом!

- Видимо, именно для привлечения исключительно состоятельных клиентов открыто представительство музея в Москве?..

- Не удивлюсь, если господин Конышев пафосно преподнесет это свое «достижение» как одну из «точек роста, которые дадут максимальный результат» - так он обещал вашему изданию на первых порах.

Но если говорить серьезно, то кроме недоумения это представительство ничего не вызывает. Ведь гораздо более богатые и, что главное, удаленные от столицы музеи своих представительств в Москве не имеют. А Владимирская область ведь совсем рядом с Москвой. Зачем создавать такие подразделения? Разве что для того, «чтоб порадеть родному человечку»?.. То есть посадить туда хороших знакомых для «окормления» на завидные зарплаты. И при этом еще платить очень высокую по нашим меркам арендную плату.

Конечно, при таком подходе надо все поставить на продажу!

- Довольно много разных — иногда возмущенных, иногда - веселых пересудов вызывает и кадровая политика Игоря Конышева. Что вы можете сказать о ней?

- Не удивительно, что нынешнее окружение господина Конышева подобрано им не по профессиональному признаку, а с прицелом исключительно на коммерцию. Эти гламурные угрюмые пареньки с непонятным функционалом и заоблачными зарплатами превратили Дом купца Лихонина в Суздале в свои личные апартаменты. Они ведут себя как временщики-арбайтеры, при этом позволяют себе весьма вольное отношение к трудовой дисциплине. И даже не скрывают, что ключевое требование к сотруднику – не его профессионализм, а лояльность к руководителю.

На должность заместителя по развитию музея назначен совсем молодой человек: «менеджер», который не знает ни специфики музейного дела, ни нашей области.

Заместителем по экспозициям стал бывший компьютерщик, хотя эта должность предполагает образование по направлению «Искусство».

Вообще число заместителей генерального директора при Конышеве возросло с трех до девяти. Такого нет даже в Эрмитаже. А новый заместитель по коммуникациям, прилетевший к нам аж из Томска, грозился устроить кому-то во Владимире информационную войну: это что за экстремизм?!

Такой беспредел в ВСМЗ творится потому, что господин Конышев уверен в своей безнаказанности. Но хочется напомнить, что, согласно этическому кодексу музеев ИКОМ, музей — постоянно действующее НЕкоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике.

Но что для господина Конышева этические нормы?! И Пиотровский ему не указ, и вообще кто-либо. Он сразу заявил: на него, мол, в «Ленинских Горках» президенту жаловались, а в результате он – у нас!

Видимо, поддержка со стороны министра культуры чересчур сильна…

- Алиса Ивановна, помнится, в прошлом году вы тоже успели что-то сказать Владимиру Путину о ситуации в музее?

- Да, 28 апреля 2017 года я была приглашена на церемонию вручения медалей «Герой Труда Российской Федерации». После награждения, когда гостям предложили шампанское, я подошла к президенту и поблагодарила его за постановление о праздновании 1000-летия Суздаля. Он улыбнулся, и тогда я продолжила: «Но вы знаете, дела там у нас плохи: там очень мудрит наш министр». Путин перестал улыбаться и ответил: «Ну что же, я его поправлю».

Мне также удалось сообщить, что я написала ему личное письмо, в котором подробно изложила суть конфликта во Владимиро-Суздальском музее. Но, видимо, письмо ушло «по подведомственности» и до президента так и не дошло…

Теперь вся моя надежда на то, что к решению создавшихся в ВСМЗ проблем подключатся все силы, неравнодушные к судьбе жемчужины Владимирской области. На то, что и это интервью все-таки прочтет вновь избранный президент России Владимир Владимирович Путин. Надо срочно принимать меры, чтобы остановить «команду Воланда» - как прозвали Конышева сотоварищи владимирцы и суздальцы.

К сожалению, на выходе новый документ, нацеленный на добивание прославленного ВСМЗ. Первым пунктом плана работы нынешней администрации музея на 2018 год идет демонтаж экспозиции «Минувших дней очарованье» и создание на его месте многофункционального зала с выставкой картин.

А ведь это изысканная и продуманная экспозиция, получившая высокие оценки специалистов. Когда музей только создавался, фонды были очень бедные, и мы создавали эту экспозицию, разыскивая экспонаты по комиссионкам. Как же можно демонтировать живую историю?!

Далее – наш уникальный Дворцовый зал хотят переоборудовать в открытое хранение фонда мебели! А мы ведь в нем балы для кадетов и выпускников детских домов проводили, приобщали их к красоте и истории. При этом в музее нет мебельных коллекций, поэтому в любом случае это будет грубая эклектика.

Кроме того, уже сейчас с мебелью поступают просто варварски. Например, банкетки, которые мы привезли для Дворцового зала из музеев Кремля, свезли в Муромцево, где нет никаких условий для сохранения экспонатов. А вместо них новая команда заказала новодел из «Икеи».

Картинную галерею ждет «поэтапная реновация».

Еще одна «реновация» ожидает «Монастырскую ризницу» в Суздале. Там планируют сделать выставку церковных облачений и богослужебной утвари. Да ведь у нас там ювелирные изделия! Какую же «утварь» они собираются выставить? Новые кадила, что ли, насобирают?..

Идем дальше. Реновация с дополнением материалов из экспозиции «Сплетение судеб» ожидает и экспозицию «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории». Вот уж воистину попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Ведь экспозиция «Сплетение судеб» основана на коллекции Тонино Гуэрры, посвященной Тарковскому. При чем здесь тюрьма?

Дальше все еще суровее... Демонтаж «Иорданской сени» в Суздальском кремле и экспонатов в Рождественском соборе. «Иорданская сень» - это единственный в России памятник XVIII века! А что можно демонтировать в Рождественском соборе? «Царь-фонарь» или оклады у икон? Так ведь это не экспонаты, а принадлежности памятника!

В общем, не план, а сценарий фильма ужасов! И еще деталь... Господин Конышев распорядился убрать из Палат «Книгу отзывов». Высокие оценки президента, министров и высоких иностранных гостей для него – «отработанный материал»?

Как же я могу об этом молчать?..

ОТ РЕДАКЦИИ

Понимая, что в данном интервью невозможно избежать субъективных личностных оценок, мы, уважая и публикуя мнение Алисы Ивановны Аксеновой, готовы предоставить и Игорю Валерьевичу Конышеву возможность объяснить свои действия и свою позицию относительно будущего нашего музея-заповедника.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад «Итоги года с Владимиром Путиным»: взгляд журналиста
Прямая линия Президента России, совмещенная с его пресс-конференцией, 19 декабря стала важнейшим в году диалогом главы государства с народом и главным событием в сфере масс-медиа. Владимирским журналистам удалось участв…
час назад Племянница незаконно оформила на родную тетку и знакомую 11 микрозаймов
Прокуратура по Владимирской области сообщает о мошенничестве 37-летней жительницы Юрьев-Польского района. Оформившая по документам родной тетки микрозайм, а затем и по телефону своей знакомой, женщина обвиняется в соверш…