Смолина прокомментировала информацию о том, что в территориальной схеме обращения с отходами Московской области 22 тысячи тонн значатся, как отправленные в регион-33. Она сказала:
- Это данные по фактическому завозу в рамках договора из Сергиев-Посадского района на полигон «Радуга» в Александровском районе в 2015 году. В 2017 и 2018 году официально отходы из Москвы и Московской области не завозятся. Ни с кем из органов власти этих субъектов не ведется никаких переговоров о захоронении отходов в нашей области. Департамент ЖКХ правительства Москвы и департамент природопользования и охраны окружающей среды АВО подписали в 2016 году соглашение об обмене информацией по сбору и обращению ТБО. Это все, что у нас есть. И на этом все и закончилось. Схемы обращения с отходами в Москве есть, но они не обращались к нам по завозу мусора. У нас в схеме только отходы, производимые жителями Владимирской области и отдыхающими в летний период дачниками, рассчитанные по нормам накопления.
Что касается Московской области, то у нас никогда не подписывалось с ними никаких отношений даже об обмене информацией. И никаких обращений от них не поступало. И дальше наше взаимодействие никаким образом не продолжается.
Частные полигоны за разрешением по завозу мусора к нам не обращаются. Но если у нас появляется информация о завозе отходов во Владимирскую область московскими мусоровозами (как было на Киржачский и Александровский полигоны), мы старались, чтобы подобных фактов не было. Выставлялись посты ГИБДД, ОМСУ принимали меры.
Мы благодарны жителям, СМИ за оперативную информацию и активность. Когда заработает региональный оператор по обращению с ТКО, его задача будет - сразу принимать меры при обнаружении таких фактов. Сейчас прокуратура вместе с департаментом природопользования выезжает на полигон и действует на предмет нарушения законодательства и противопожарных мер. Пока особых нарушений нет.
ЦИФРЫ
В нашей области образуется порядка 4,5 млн тонн отходов, из которых 550 тыс тонн - ТКО. 98 процентов отходов идут на захоронение. В области действуют 11 объектов санкционированного размещения отходов, но при этом имеется около 200 несанкционированных свалок.
Состав ТКО: треть - бумага и картон, 13 процентов - пластик и полимеры, 10-12 процентов - стекло, дерево, резина.
О практической стороне терсхемы Владимирской области пыталась рассказать представитель компании «ВладимирВтормаКлининг» Ксения Беликова. Эта компания в 2016 году разрабатывала этот документ, который уже прошел согласование в профильном ведомстве без значительных замечаний. Позже эта схема была признана одной из лучших в России. Беликова рассказала, как велась работа над схемой, привела общие данные (они есть в открытом доступе на сайте департамента природопользования).
От ее выступления всем хотелось бы услышать больше актуальной информации. Например, об «узких» местах терсхемы, выявленных с учетом последних 2 лет, прошедших с момента ее разработки. В частности, хотелось бы узнать, почему до сих пор все разговоры о необходимости введения раздельного сбора мусора (а к нему, как сказали на совете, готовы 67 процентов жителей региона) завершаются лишь экспериментальными проектами отдельных частных компаний на уровне всего трех МО области: Мурома, Владимира и Коврова? Почему буксует процесс, который должен стать нормой уже к началу 2019 года, иначе тариф для несортирующих (то есть нас, жителей) поднимется ощутимо - в 1,6 раза?
Говоря о проблемах внедрения раздельного мусора, Беликова привела не совсем удачный пример недостаточного уровня экологической культуры населения, обратив внимание на брошенные мимо урн билетики из общественного транспорта. Во-первых, это мелочь. Во-вторых, бумага быстро сгниет и к эковзрыву не приведет. А вот ПЭТ-упаковка, объемы которой растут год от года, разлагается тысячи лет и составляет львиную часть объемов ТБО. И как оператор намерен работать с этими ПЭТ-отходами? Судя по всему, разработчики терсхемы уповают лишь на частных инвесторов, которые либо построят в области современные сортировки (при технопарках), либо усовершенствуют уже имеющиеся.
Вопрос один: где взять таких инвесторов, учитывая, как болезненно жители реагируют на любую «мусорную» проблему?
Смолина, дополняя выступление Беликовой, отметила, сколь актуальна проблема развития экотехнопарков. Сразу в нескольких районах (например, Кольчугинский и Киржачский) мощности полигонов исчерпаны. И очевидно, сколь сложно взамен старого полигона открыть новый.
Представитель владимирской компании «СпецТехАвто» Константин Сулимко считает, что одно из объективных препятствий на пути экотехнопарков — отсутствие в регионе свободной земли соответствующего назначения. Он также обратил внимание на роль общественных слушаний при обсуждении проектов, подробно описал алгоритм взаимодействия с населением.
О роли «зеленых» в поиске решений острой проблемы, о формировании общей эко-повестки рассказал сопреседатель, статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров:
- Пренебрежение экологической повесткой может привести к социальному кризису, - сказал он, имея в виду волнения в Подмосковье, где люди жестко митингуют, требуя закрыть местные свалки. - Но никакие протесты и митинги не могут привести к быстрому решению проблемы, поиски решения которой откладывалось десятилетиями.
Мировая тенденция: «зеленые» от конфронтации с властью и бизнесом перешли к плодотворному сотрудничеству. Сегодня в России стоит шире привлекать просветительский и научный потенциал «зеленых» к поиску решения экопроблем. На взгляд Петрова, продуктивным будет сотрудничество с независимыми экологами, ведущими мониторинг и контроль за состоянием окружающей среды. А в целом помочь сформировать и найти успешные решения для этой сферы могла бы полноценная сеть экологических команд по стране. Пока же отношение к экообъединениям в России весьма сдержанное - люди не верят, что «зеленые» могут быть сильной оппозицией перед «денежными мешками».
Владимирский эколог Галина Есякова уверена: многие протестующие снизили бы эмоциональный накал и протестную активность, если бы уровень информационной открытости при обсуждении проектов был выше. Людям порой просто не хватает информации для формирования объективного мнения о готовящемся масштабном проекте.
Итог первого заседания своеобразно подвела завкафедрой экологии ВлГУ Татьяна Трифонова. Она призналась, что во время первого заседания у нее появилось ощущение дежавю: вопрос о раздельном мусоре обсуждался также широко аж... в 1995 году. И тогда тоже много говорили о неготовности населения, о низком уровне экокультуры. Она призвала коллег не убеждать друг друга в актуальности экологических проблем, а находить их решения. От слов двигаться к делу!
Смолина предложила встречаться не реже 1 раза в квартал. Тема следующего заседания обсуждается.