Десять лет назад резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 2 апреля в календаре было обозначено как Всемирный день распространения информации об аутизме. Предполагается, что в этот день специализированные государственные и общественные организации будут проводить лекции или выпускать буклеты.
Педагоги АРДИ «Свет» одними из первых во Владимире стали заниматься с детьми-аутистами. В минувший понедельник в областной библиотеке для детей и молодежи они провели семинар для специалистов, работающих с ребятами с расстройствами аутистического спектра. Ведущая семинара Валентина Тюлина, игротерапевт ВООО АРДИ «Свет», педагог высшей категории, автор книги «Воспитание ребенка с аутизмом в семье» стала собеседником «ВВ».
- Валентина Борисовна, как родилась идея написать книгу?
- Книга - это мой обобщенный опыт родителя ребенка с РАС и педагога АРДИ «Свет». Она в первую очередь адресована семьям, где растут дети с РАС, но будет, думаю, полезна и другой аудитории, потому что очень важно и родителям, и педагогам, и обществу избавиться от мифов об аутизме.
- В чем же заключаются эти мифы?
- Прежде всего, в неправильном определении что такое аутизм и, соответственно, непонимании, как реагировать на те или иные его проявления. Например, одно из самых распространенных заблуждений: человек с аутизмом живет в своем мире и ему там хорошо. Это неправда. Человек с аутизмом живет в нашем мире и ему здесь нехорошо. В первую очередь из-за того, что аутичный ребенок испытывает огромные трудности восприятия окружающей среды. Он может физически страдать от, например, незаметного для обычного человека шума улицы, пения птиц, звука капели.
Также распространен миф, что человек с аутизмом не испытывает потребности в общении, любви, дружбе. Это не так, как и то, что аутичные люди более агрессивны, чем обычные. Правда в том, что спектральный ребенок испытывает такой дискомфорт, такие сенсорные перегрузки, о которых не может сообщить. От этой неспособности высказаться он испытывает отчаяние, которое может перейти в гнев. Возможно, в какой-то ситуации это для него единственный возможный способ защиты.
Еще одно заблуждение: аутизм - результат «холодного» воспитания. Причины аутизма биологические, воспитание здесь ни при чем. Например, принято считать, что излишняя избирательность в еде, свойственная людям с РАС, - это всего лишь капризы, избалованность. Вовсе нет! Это связано с особенностями обмена веществ при аутизме.
- Есть ли данные о причинах возникновения заболевания?
- Причины появления аутизма науке пока неизвестны. Ученые едины во мнении, что расстройства аутистического спектра провоцируются комплексом факторов. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, независимо от места проживания, расы, социального уровня и т.д.
- Можно ли вылечить аутизм?
- На данный момент в мире нет медицинских способов лечения аутизма, не зафиксировано ни одной достоверной, научно доказанной медикаментозной практики. Другое дело, что аутизм часто идет в сопровождении других заболеваний, которые можно и нужно лечить.
Однако, как и при любом заболевании, в аутизме важна ранняя диагностика. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будут результаты социализации, коммуникации. При этом стоит учитывать, что «вариаций» аутизма много, поэтому выбор методов коррекции строго индивидуален.
- В каком возрасте можно поставить диагноз?
- Обычно первые симптомы РАС заметны, когда ребенку около года. Как правило, к 18 месяцам диагноз можно поставить с высокой точностью, хотя чаще врачебное заключение дается гораздо позже. Мой родительский опыт подсказывает: не ограничивайтесь одним специалистом, покажите ребенка врачам в другой клинике, в другом городе.
- Как помочь ребенку с РАС? С чего начать? Может быть, с нетрадиционной медицины?
- Категорически не советую! Обращаться следует только в традиционные медучреждения - для начала по месту жительства или в региональную специализированную клинику. Лучше остерегаться всякого рода альтернативной медицины: вероятность нарваться на шарлатанов велика, понести материальные и моральные потери тоже, а вот получить квалифицированную помощь шансов мало.
Семьям с детьми с аутизмом большую информационную и психологическую поддержку могут оказать родительские сообщества. Например, одно из направлений работы АРДИ «Свет» - оказание психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, консультирование их родителей. Встреча с людьми, которые не понаслышке знакомы с вашими ежедневными проблемами, - бесценный опыт и реальная помощь.