...Он может провести три экскурсии в день по музею, грамотно проконсультировать каждого, кто к нему обратится. Юрий Васильевич пишет стихи и прозу для взрослых, а в последнее время - и для детей. Он всю жизнь занимается общественной работой. Комсомол, профсоюз, а с 1990 года - должность зампреда «Союза Чернобыль».
- Надо успевать рассказать о людях, пока они живы, - убежден он. – Мои родители оба были учителями. Мама преподавала историю, папа – русский и литературу. Успел записать воспоминания мамы. Получились четыре странички мелким почерком. Благодаря рассказам папы составил родословную. Родина моих предков – Воскресенский район Московской области. А я появился на свет в городе Россошь Воронежской области, где родители работали по распределению. Но летом 1949 года, когда мне был год с небольшим, семья вернулась во Владимир. Мама привила любовь к истории, литературная жилка, видимо, досталась от отца.
После окончания Владимирского политеха я более 20 лет проработал инженером-технологом и начальником бюро на ВЗПО «Техника». Обслуживал станки с ЧПУ. Отвечал за инструменты, технологии. Был председателем профсоюзного цехового комитета. Много спортом занимался, участвовал в соревнованиях: спортивное ориентирование, лыжи, футбол, волейбол, плавание. Любил бег на длинные дистанции. И сейчас продолжаю заниматься по мере сил. Только за март, к примеру, прошел на лыжах километров двести. По лесу рядом с деревней Коростелево Судогодского района, родиной жены.
- Вы консультируете людей по вопросам льгот чернобыльцам?
- Да. Регулярно народ приходит. Сегодня двое были. Правительство изменило законодательство в сторону экономии бюджетных средств. За счет снижения льгот для чернобыльцев в том числе. Речь идет и о налоговых льготах, и о дополнительном отпуске, и о выходе на пенсию. Серьезные вопросы! Иногда боремся и побеждаем. Иногда проигрываем. Раньше, например, ликвидатору Чернобыльской аварии полагался льготный выход на пенсию с 50 лет. А по другому закону «О ветеранах» - с 55. Разбираемся.
- Как попали в Чернобыль?
- В январе 1987 года пришел по повестке в военкомат по вопросу воинского учета. У меня к тому времени были жена и сын. Я прекрасно понимал, зачем меня вызвали. Когда зашли на медкомиссию, председатель произнес: «О, чернобыльцы пришли!» В пятницу пришел по повестке, а в воскресенье нас уже везли в автобусе до Курска. Было 25 градусов мороза. Молодые были, здоровые! Поездом доехали до Киева, а оттуда в лагерь на свою вторую военную службу. Жили в палатках по 30 человек. Спали на двухъярусных кроватях.
- В чем заключалась ваша работа в Чернобыле?
- Работал на третьем энергоблоке. Он располагался рядом с тем самым аварийным, четвертым. Проводили дезактивацию помещений и оборудования. Мыли полы, срезали линолеум, выкачивали из подвала радиоактивную воду, долбили стены отбойным молотком. На станции я отработал 35 смен, полтора месяца. Всего из Владимирской области в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовали 2715 человек, из них 707 человек - из Владимира. Умерли, по нашим данным, 808 ликвидаторов. Но это неточно. Из районов сведения приходят с опозданием. По Кольчугину и Гороховцу вообще нет данных. В основном ликвидаторы умирают от онкологии, на втором месте – сердечно-сосудистые заболевания.
- Вас проверяли, сколько набрали радиации?
- Раз в неделю у нас брали кровь на анализ. Считали количество лейкоцитов: если больше трех тысяч в см3, то можно было ехать на станцию. У кого меньше, отправляли домой. Чем меньше лейкоцитов, тем больше опасность поражения. В результате чернобыльской командировки мне записали дозу облучения в 15,8 рентгена.
- Как это сказалось на здоровье?
- Со здоровьем начались серьезные проблемы в 90-е годы. Несколько раз лежал в областной больнице. Сердце шалило. Аритмия. Когда к участковому врачу пришел с кардиограммой, она тут же стала посылочный лист на инвалидность писать. Дали III группу, связав это с облучением в Чернобыле. Тяжело было. Сильные приступы аритмии не мог снять никакими лекарствами. Но я прислушался к рекомендациям врачей, стал каждый день принимать пучок зеленой петрушки. Стало получше, почти справился с этой проблемой. Хуже с предынсультным состоянием, которое сохраняется…
- Часто ли проводите экскурсии в знаменитом музее о чернобыльцах?
- В прошлом году в связи с 30-летием Чернобыльской катастрофы по три экскурсии проводил чуть ли не каждый день. Был большой интерес. Сейчас поменьше. Недавно приезжали школьники из села Сергеиха Вязниковского района. Дети о многом расспрашивают. Но самый распространенный вопрос: про мутантов в чернобыльской зоне. На самом деле не так уж много такого было. Да, случилось, что теленок родился с двумя головами. Огромные яблоки вырастали, клубника с кулак. Когда радиации слишком много, природа не выдерживает. Сосновый лес между Припятью и станцией засох, стал рыжим…
- Когда начали писать стихи и прозу?
- С детства пробовал. В институте для КВН писал сценарии. Первый поэтический сборник «Избранное» вышел в 1998 году. Следом еще несколько: «В полете», «Чародейка-зима», «За край земли», «Деревня детства», «Заклинание». Затем появилась повесть «День ликвидатора», документальные очерки «Из огня да в полымя», «Герои атомного фронта», «Меченые атомом». Я был редактором и составителем книг о ликвидаторах: «Атомный марафон», «Объект особого назначения» и «В пекле». В 2012 году вышел юмористический сборник «Приколы» - в нем басни, стихи, частушки. Последняя книга – «Стихи для детей». Ее проиллюстрировали, в том числе две маленькие девочки. Я еще веду занятия литературной студии при региональном отделении Союза писателей. Мы ежегодно выпускаем сборник произведений.
- Что дает вдохновение?
- Любовь. Дети. Выступления перед слушателями. Меня иногда приглашают на уроки мужества, а иногда просто почитать стихи. Люблю, когда меня слушают… Сейчас готовлю новый сборник стихов «Не спится».
- Назовите самое яркое событие в жизни?
- Рождение в прошлом году внучки. Она такая забавная! Еще у меня была давняя мечта: во время заводских соревнований прийти первым к финишу. Все как-то не удавалось. Обычно во время лыжной эстафеты я бежал первый этап и приходил четвертым-пятым. А несколько лет назад обогнал всех и стал первым. Услышал возглас друга: «Это победа!» И так хорошо стало на душе…