У людей есть ощущение, что помимо технологического отставания отрасль является чрезвычайно коррупционной и неэффективно управляемой. Спроси сто людей на улице, и 80 из них скажут, что наши ракеты постоянно падают, у рабочих космических предприятий руки не из того места растут, а «Роскосмос» погряз в коррупции. Откуда люди это знают - ведь они не специалисты?
Ответ прост — люди судят о состоянии отрасли из СМИ. А СМИ уверены, что беды и неудачи «продаются» лучше, чем успехи. Успешный запуск космического аппарата (КА) освещается минимально и дежурно (если вообще освещается), зато любой скандал или авария становятся новостью дня.
Хотя объективный анализ данных о российской космической программе, их сравнение с данными НАСА, Европейского космического агентства (ЕКА) и т.д. приведут нас к выводу: Россия продолжает оставаться главной космической державой наряду с США. Да, мы не являемся безусловным и единственным лидером, но лидерство было утеряно не Россией. Космическим лидером СССР был очень недолгое время. Штаты все время нас догоняли и во многом превосходили.
Первый спутник запустил СССР (04.10.1957), но США ответили меньше чем через год (01.11.1958). Полет Юрия Гагарина состоялся 12.04.1961 года, но США уже 5 мая того же года ответили суборбитальным полетом Алана Шеппарда, а 20 февраля Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полет.
В космосе всегда была (и есть) гонка двух сверхдержав с переменным успехом. Сейчас осталась одна сверхдержава, но и Россия продолжает активно участвовать в гонке. Мы входим в тройку стран - лидеров по количеству пусков ракет (США, Россия, Китай). Только Россия занимается достройкой и расширением МКС (единственная из 15 стран - участников проекта). Мы одна из двух стран - ключевых участников МКС (у нас 5 из 14 основных модулей МКС, у США — 7, Япония и ЕКА имеют по 1 модулю).
Россия имеет одну из двух действующих в мире глобальных навигационных систем. Мы одна из двух стран, способных самостоятельно вывести человека на орбиту и одна из трех стран мира, имеющих свой скафандр для работы в открытом космосе. Мы — одно из пяти государств, способных выводить спутники на геостационарную орбиту и одно из шести, которое имеет тяжелую ракету-носитель.
Россия — одна из 16 стран, имеющих действующие космодромы. Всего у нас их 4 из 23 действующих космодромов мира. У Китая столько же, сколько и у нас. Больше только у США. Мы - одна из 16 стран, которые когда-либо выводили свои КА в космос и одна из 30 стран, когда-либо разрабатывавших ракеты-носители.
Мы делаем более 10 процентов общемирового производства ракет и комплектующих для отрасли, а также успешно экспортируем ракеты, их ступени, двигатели и т. д., в том числе в другую главную космическую страну.
Наша страна имеет оригинальный действующий космический радиотелескоп, спутниковую систему связи, спутники дистанционного зондирования земли, развитую сеть телекоммуникационных спутников. Мы наряду с другими странами участвуем в исследовании других планет. Мы самостоятельно (кроме нас только НАСА и ЕКА это делают) сопровождаем орбитальные объекты (не менее 17 тысяч), включая действующие аппараты и космический мусор.
И, наконец, разговоры о высокой аварийности российских запусков — тоже миф. Кроме ЕКА, отличающегося почти нулевой аварийностью, Россия, США и Китай показывают примерно одинаковую аварийность.
Конечно, в российской космонавтике есть и масса проблем. Например, мы не имеем ни одного действующего КА за пределами околоземной орбиты. В последние годы были предприняты всего две попытки, обе завершились неудачей. У России нет полностью независимого доступа в космос. Космодром Восточный пока не позволяет совершать запуски КА, пилотируемых человеком. Запуски пилотируемых кораблей Россия может проводить только с космодрома Байконур в Казахстане. При этом наиболее экономически выгодные космодромы из используемых Россией находятся на территории других государств (Байконур в Казахстане, Куру во Французской Гвиане).
Еще одна серьезная проблема — российские КА сегодня невозможно создавать на базе полностью отечественной элементной базы достойного качества. Система наземных пунктов управления КА не обеспечивает глобального покрытия, особенно в Южном полушарии.
Ну и как я уже сказал в самом начале, на очень низком уровне налажен пиар российских космических достижений. СМИ пишут почти исключительно о взрывах и катастрофах наших КА, но ведь на каждую неудачу приходится десяток-другой успешных запусков.
Проблемы российской космонавтики можно перечислять еще долго, но самая главная из них — неясность экономики и перспектив развития при учете отказа стран-партнеров в будущем от совместных проектов с РФ по экономическим и политическим причинам. Если мы потеряем рынки двигателей, пилотируемых запусков и запусков коммерческих спутников, стране трудно будет найти достаточное финансирование не только для продолжения имеющихся программ, но и для осуществления технологического рывка.
Ну и, конечно, главная наша беда — разъедающая все коррупция...
МЫ И КОСМОС
Немного о вкладе Владимирской области в освоение космоса
В нашей области родились:
Николай Петрович Каманин (Меленки, 18.10.1908) — руководитель первого отряда советских космонавтов.
Валерий Николаевич Кубасов (Вязники, 07.01.1935) - космонавт №18, дважды Герой Советского Союза. Он - участник полетов на «Союзе-6» (с Георгием Шониным), «Союзе-19» (программа «Союз-Аполлон» в команде с Алексеем Леоновым и американцами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Томасом Слейтоном) и «Союзе-36» (с венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем).
Михаил Клавдиевич Тихонравов (Владимир, 16.07.1900) - сподвижник Сергея Королева, известный советский конструктор космической и ракетной техники.
Игорь Марианович Яцунский (Ковров, 10.10.1916) - член научной группы академика Тихонравова, один из создателей первого искусственного спутника Земли, родоначальник мировой космической геодезии.
На территории нашей области (Новоселово, Киржачский район) погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин (вместе с летчиком Владимиром Серегиным, 27.03.1968).