Тем больше поводов у нас, зрителей, не пропустить показ картины в обществе друзей «Политехника» и сделать собственные выводы. В главных ролях номинированного на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля «Хэппи Энда» задействованы мировые звезды Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матье Кассовиц... Хотя, по мне, всех их вчистую переиграла маленькая девочка — юная Фантина Ардуин. Ярче нее не смотрелся никто из маститых лицедеев. Их персонажи — члены большой буржуазной семьи, в которой при видимом благополучии никто никого не любит. Более того: эти люди, кажется, и самих себя не любят, не ценят, устали жить и — самая беда — не хотят чего-нибудь хотеть, будто утопая в психологическом и душевном вакууме, из которого нет спасения. Они скучны самим себе, и это почти трагедия.
У Ханеке репутация режиссера-наблюдателя, который словно под микроскопом изучает и препарирует умы и души своих героев, явно нисколько их не жалея, а, наоборот, немало их презирая. Он умеет очень точно подмечать все нюансы настоящего, не притворного человеческого поведения, - и не его вина, что нас порой коробит получающаяся картинка. В «Хэппи Энде» режиссер использовал прием взгляда на семью со стороны конкретного человека — ее патриарха, который понимает, что жить ему осталось немного, но он так устал, что никак по этому поводу не волнуется. Как не переживает больше из-за недостатков своих домочадцев, из-за переданного родным бизнеса, из-за проблем в политике и экономике. Он уже отстранился, хотя все еще здесь. А на контрасте с его усталой индеффирентностью — задор самых юных, который заставляет старика подумать о том, что «счастливый конец» все-таки возможен.
Показ «Хэппи Энда» в «Политехнике» состоится 24 апреля в 18.00.