Проект предусматривает внедрение бесконтактных смарт-карт, которые придут на смену бумажным билетам. Пассажир получит чек с указанием когда, куда и на чем он ехал. Также система позволит использовать в качестве оплаты не только транспортные, но и банковские карты любого банка. Главное, чтобы она была бесконтактная. Оплатить проезд будет возможно и с помощью мобильных сервисов. Более того, также может быть использована для оплаты проезда карта доступа в школу.
Льготникам бесплатно выдадут социальную карту, которую они ежемесячно смогут пополнять на сумму социального проездного.
Говоря о преимуществах проекта, Орехов особо нажимал на открывающиеся возможности контроля и учета.
- Улучшится качество обслуживания в общественном транспорте, а возможности украсть у кондуктора будет меньше, - отметил он, но не сказал, насколько данная проблема актуальна для перевозчиков.
С введением АСОП данные о каждом пассажире станут доступны единой информационной системе, которая проанализирует логистику передвижений владимирцев. Таким образом, картина пассажиропотока будет полной.
Депутаты напомнили Орехову о «зайцах», которые были, есть и будут. Не увеличится ли их число при внедрении электронных расчетов? Орехов сказал, что про зайцев авторы проекта не забыли - на первоначальном этапе планируется оставить кондукторов, которые и научат, как пользоваться смарт-билетом, и проконтролируют оплату проезда. Вероятно, затем кондукторов переквалифицируют в контролеров.
Подобные системы действуют в соседних Ивановской и Рязанской областях, не говоря уже о Москве и Подмосковье. Депутаты поинтересовались, как их внедрение отразилось на стоимости поездки. Выяснилось, что во Владимире действует самый низкий по сравнению с соседями тариф на проезд в общественном транспорте. Расходы перевозчиков, как следует из опыта регионов, перешедших на АСОП, выросли на 4-7 процентов.
Во сколько новация обойдется пассажирам? Пока ответа нет. Мэрия намерена по конкурсу выбрать оператора, который оснастит автобусы и троллейбусы индикаторами и будет их обслуживать. Орехов дал понять, что затраты на проект возьмет оператор. Но часто бывает, что в итоге часть затрат все равно ляжет на пассажиров. Поживем - увидим. Сроки введения проекта пока сформулированы уклончиво.
Новация вызвала массу вопросов: просто ли будет купить проездную смарт-карту во Владимире - ведь не на всех остановках есть киоски и павильоны. Но мэрия намерена в ближайшее время дать старт проекту. Перевозчикам выбора не оставляют: на АСОП перейдут все, дал понять Орехов, ссылаясь на норму 220-ФЗ.